Рабочая программ по ознакомлению с природой детей в средней группе ДОУ
рабочая программа (средняя группа) на тему
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_oznakomlenie_s_prirodoy_v_detskom_sadu.docx | 55.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Рабочая учебная программа
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром. Ознакомление с миром природы.
(наименование учебного предмета)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
( автор программы)
Пояснительная записка
Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасём и др), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представлениями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешнем видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у неё есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.), ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.).
Учить узнавать 3-4 вида деревьев (ёлка, сосна, берёза, клён, рябина и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др), подкармливать их зимой.
Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питьание и т.п.).
Учить замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения.
Осень. Учить детей назвать и замечать изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.). Привлекать к участию сбора семя растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, сосульки; лёд и снег в тёплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть времена года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формулировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать к работам в огороде и цветнике.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое, чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания детей о том. Что летом созревают многие ягоды и фрукты, овощи и грибы; у детёнышей подрастаю животные.
Календарно тематическое планирование
Познавательное развитие
(образовательная область)
средняя группа
группа
Воспитатели: Количество занятий__________36_______________
всего в год
в неделю _______________1__________________
Плановых занятий______36_____ тестов __4_________
Планирование составлено на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика – Синтез, 2014
Пособия: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема, цель | Содержание НОД, пути достижения цели | Кол-во занятий | Форма организации НОД, продолжительность | Предметно – пространственная развивающая среда | Дата проведения | Вид контроля | ||
«День знаний» | |||||||||
1 | Диагностический материал Цель: Выявить представления об овощах и фруктах. |
| 1 | фронтальное | Кукла Незнайка, муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением (по две картинки на каждого ребёнка). | 6.09 | Тест №1 (знание фруктов и овощей) | ||
«Осень» | |||||||||
2. | Раздел. «Предметное окружение» Тема: «Расскажи о любимых предметах». Программное содержание: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы. Проговаривая их название, детали, функции, материал. |
5. Итог. | 1 | традиционное | Символы природного и рукотворного мира, формы размера, частей, функций. | 13.09 | |||
3. | Тема: «Что нам осень принесла?» Программное содержание: Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. |
| 1 | на систематизацию знаний | Кукла Незнайка, две корзины, муляжи овощей фруктов. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает грядку с огуречной рассадой, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты нарезанные кусочками, одноразовые ложечки. | 20.09 | Итоговая беседа | ||
4. | Тема: «У медведя во бору грибы, ягоды беру» Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
| 1. | путешествие | Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке. | 27.09 | Итоговая беседа | ||
«Я в мире человек» | |||||||||
5. | Раздел. Явления окружающей жизни. Тема: «Моя семья» Программное содержание: Ввести понимание «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребёнок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. |
| 1 | игровое | Матрёшка с шестью матрёшками вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, кошка, собака, птица. Рыбки).3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения «Матрёшки С. Маршак, фотографии членов семьи и педагога. Наборное полотно для размещения фотографий. | 4.10 | |||
6. | Тема: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | 1. Путешествие по экологической тропе. Встреча с дедом Природоведом. 2. Какое сейчас время года? Чтение стихотворения М. Авдеевой «Разноцветный парк». 3. Игра с листочками. 4. Рассматривание деревьев и листочек. Беседа. 5. Что растёт на клумбе? Беседа. 6. Кто живёт в скворечнике? Беседа. 7. П\и «Найди такой же листок, какой покажу?» 8. Итог. Дед Природовед дарит детям листочки, которые нужно раскрасить. | 1 | путешествие | Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. | 11.10 | Итоговая беседа по вопросам | ||
7. | Тема: «Мои друзья» Программное содержание: Формировать понятие «Друг», «дружба»; воспитывать положительное взаимоотношение между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. |
| 1 | игровое | Дощечки, «болото». | 18.10 | Итоговая беседа по вопросам. | ||
«Мой город, моя страна» | |||||||||
8. | Тема: «Мой город» Программное содержание: Продолжать закреплять название родного города; знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город. |
| 1 | путешествие | Фотографии родного города; фотографии (город, село, несколько пейзажей, парк); конверт с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка». | 25.10 | |||
9. | Тема: «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдёшь!» Программное содержание: Уточнять знания детей о детском саде. (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания детей о людях разных профессий, работающих в детском саду. |
| 1 | игровое | Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкальный и спортивный залы, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага. | 1.11 | |||
10. | Тема: Целевая прогулка «Что такое улица» Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут; объяснить как важно знать свой адрес. | 1. Прогулка по улице «З. Космодемьянская». 2.Рассматривание домов, деревьев, кустарников, магазинов, автобусных остановок, транспорта (в ходе беседы воспитатель уточняет, что такое аптека и т. д.). 3. Д/и «Куда мы идём» 4.Беседа «Дорожка, асфальт, тротуар». «Правила поведения пешехода». 5. Итог. | 1 | путешествие | Флажки, схемы – символы: «Магазин, «Почта», «Аптека». | 8.11 | |||
«Новогодний праздник» | |||||||||
11. | Тема: «Знакомство с декоративными птицами» Программное содержание: Дать детям представления о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. | 1. Орг. Момент (дети сидят на стульчиках расставленные полукругом) 2. Беседа. Как называется эта птица? 3. Рассказ «Птица канарейка» (показ фотографий, картинок)Где живёт канарейка. Чем питается. Слушание пения канарейки. 4. Итог. | 1 | познавательное | Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жёрдочка, поилка, кормушка. Клетка с двумя канарейками. | 15.11 | Задание в тетради | ||
12. | Тема: «Осенние посиделки» Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. |
| 1 | путешествие | Панорама деревенского двора. Игрушки домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка). Деревянные атрибуты: будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных. | 22.11 | Итоговая беседа по вопросам | ||
13. | Тема: «Скоро зима!» Программное содержание: Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
| 1 | путешествие | Панорама зимнего леса. Игрушки диких животных: зайчика, зайчиха мама, ёжик, белка, сорока. | 29.11 | Итоговая беседа по вопросам | ||
14. | Тема: «Почему растаяла Снегурочка?» Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд. |
| 1 | интегрированное | Снегурочка кукла или взрослый. Снег в ёмкости. Лёд в формочках. Снежинки, вырезанные из бумаги. Тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок (на каждого ребёнка). Белая гуашь, кисть №5, баночки с водой. Большая ёмкость с водой. Глина для лепки снеговиков. | 6.12 | Тест №2 | ||
15. | Диагностический материал Цель: Выявить представление детей о домашних и диких животных. |
| 1 | фронтальное | Карта с прорезями, на которой изображены, дом и скотный двор. Карта с прорезями, на которой изображён лес. Маленькие карточки с изображением домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, куры). И дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка). | 13.12 | |||
«Зима» | |||||||||
16. | Тема: «Дежурство в уголке природы». Программное содержание: Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. |
| 1 | игровое | Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода леечка, салфетки. | 20.12 | Итоговая беседа по вопросам | ||
17. | Тема: Стайка снегирей на ветках рябины» Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. |
| 1 | интегрированное | Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Видеофильм про снегирей. Картинки с изображением снегирей на каждого ребёнка. Листы бумаги формата А4, краска и гуашь коричневого и красного цветов. Кисти №6 – 8, печатка – тычок (диаметр 1-1,5 см). салфетки, баночки с водой. | 10.01 | Итоговая беседа по вопросам | ||
18. | Тема: «Петрушка идёт трудиться». Программное содержание: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым. |
Итог. | 1 | игровое | Картинки с изображением предметов по назначению для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната. | 17.01 | |||
19. | Тема: «В гости к деду природоведу» Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. |
| 1 | путешествие | Объекты экологической тропы. Дед Природовед в зимней одежде. Угощение для птиц. | 24.01 | Итоговая беседа по вопросам | ||
«День защитника Отечества» | |||||||||
20. | Тема: «Наша армия» Программное содержание: Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятия «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, лётчики, пограничники). |
6. Д/и «Головные уборы военных». 7. Дети рассказывают стихи В. Малкова «Будем в армии служить» 8. Д\и «Военная техника» 9. Составление макета «Российская армия» 10. Итог. | 1 | игровое | Тексты рассказов «Шапка не велит» А. Митяев или «Дозор» З. Александровой («Наша Родина» М.: Просвещение 1984). Иллюстрации по теме (головные уборы, бескозырки, шлем танкиста, пилотка, фуражка военного лётчика, пограничника; коробка, модели военной техники и фигурки военных разных родов войск для макета «Армия России». | 31.01 | |||
21. | Тема: «Замечательный врач» Программное содержание: Формировать представление о значимости туда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ним. |
| 1 | игровое | Кукла, медицинское оборудование, фотографии семей врача и медсестры. | 7.02 | |||
22. | Тема: «Петрушка – физкультурник» Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению; уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность. |
| 1 | игровое | Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный интвентарь (мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек); набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки «Зима» и «Лето»; алгоритм описания предмета. | 14.02 | |||
«8 Марта» | |||||||||
23 | Тема: «Петрушка идёт рисовать». Программное содержание: Продолжать группировать предметы по назначению; развивать наблюдательность. |
5. Посылка с письмом . В письме игра «Найди пару»\ 6. Итог. | 1 | игровое | Большая картина «Клоун идёт рисовать»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования. | 21.02 | |||
24. | Тема: «В гостях у музыкального руководителя». Программное содержание: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное качество к нему. |
| 1 | игровое | Предметные картинки (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино); барабан, металлофон, треугольник, бубен. | 28.02 | |||
«Знакомство с народной культурой и традициями» | |||||||||
25 | Тема: « В мире стекла». Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. |
3. Опытно – экспериментальная деятельность со стеклом. 4. Д/и «Звонкость стекла» 5. Загадки. 6. Итог. | 1 | интегрированное | Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. | 7.03 | |||
26. | Тема: «Поможем Незнайке вылепить посуду» Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умение детей лепить из глины. |
6. Итог. | 1 | интегрированное | Кукла Незнайка, розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной, салфетки, вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Изделия из глины вылепленные детьми. | 14.03 | |||
27. | Тема: «Путешествие в прошлое одежды» Программное содержание: Дать понятие о том, что человек создаёт предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды). |
| 1 | путешествие | Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы; кукла в юбке из листьев, кукла одетая в шкуру, кукла в рубахе; образцы различных тканей, большой кусок любой ткани, разнообразная современная одежда; бумажные силуэты платьев, цветные карандаши. | 21.03 | |||
«Весна» | |||||||||
28. | Тема: «Мир комнатных растений». Программное содержание: Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. |
| 1 | игровое | Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин («огонёк»), аспидистра, фикус. | 28.03 | Итоговая беседа по вопросам | ||
29 | Тема: «В мире пластмассы». Программное содержание: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. |
Какого цвета бывает пластмасса? Какая пластмасса на ощупь? Какой у пластмассы звук? 3.Обобщение свойств и качества пластмассы. Какие пластмассовые предметы используют в домашнем обиходе? 4. Итог. | 1 | игровое | Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, палочки). | 4.04 | |||
30. | Тема: «Посадка лука». Программное содержание: Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки. |
| 1 | интегрированное | Кукла Незнайка, расписной сундучок, земля, стаканчики, лейка с водой. Салфетки. Фартучки. | 11.04 | Итоговая беседа по вопросам | ||
«День Победы» | |||||||||
31 | Тема: «Узнай всё о себе, воздушный шарик». Программное содержание: Познакомить с резиной, её качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. |
| 1 | игровое | Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | 18.04 | |||
32. | Тема: «В гости к хозяйке луга» (проводится по подгруппам) Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. |
5. Д/и «Расскажи про насекомого» 6. Заклички про насекомых. 7. Физкультминутка «Насекомые» (дети в соответствии с текстом выполняют движения). 8. П/и «На полянку шли, насекомых нашли». 9. Коллективная композиция «Весенний луг», где много цветов и насекомых. 10. Итог | 1 | интегрированное | Картинки с насекомыми на каждого ребёнка. Магнитофон, панно «Весенний луг». | 25.04 | Итоговая беседа по вопросам | ||
33. | Тема: «Рассматривание кролика» Программное содержание: Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | 1. В гости приходит зайчик. Рассматривание зайчика 2. Строительство заборчика. Наблюдение за кроликом. | 1 | интегрированное | Живой объект кролик, игрушечный зайчик. | 02.05 | Итоговая беседа по вопросам | ||
«Лето» | |||||||||
34. | Тема: «Наш любимый плотник» Программное содержание: Познакомить детей с трудом плотника: с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии. |
| 1 | интегрированное | Куклы Машенька и Андрейка, клоун Матвей, медвежонок Топтыжка; модуль для сюжетно – ролевой игры «Семья», мебель нуждающиеся в ремонте, дощечки разной длины, брусочки, кубики (по количеству детей), ящик с инструментами плотника, схемы – образцы для сборки игрушечной мебели, мольберт, картинка - путаница. | 16.05 | |||
35. | Тема: «Путешествие в прошлое кресла» Программное содержание: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части и форма). |
| 1 | путешествие | Бревно (можно использовать макет), табурет, стул, кресло. Разрезные картинки (бревно, стул, табурет, кресло). | 23.05 | Тест №3 | ||
36. | Диагностический материал. Цель: Выявить представление детей о свойствах песка, воды и льда. |
| 1 | фронтальное | Вода, лёд, песок, глины. | 30.05 | Тест №4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе ( Комарова Т.С )
Рабочая программа по ознакомлению с аппликацией во второй младшей группе (Т.С. Коморова) в рамках реализации программы " От рождения до школы" Н.Е Веракса...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с окружающим миром ( старшая группа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы&ra...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательна...
Рабочая программа по ознакомлению с природой
Для детей подготовительной группы...
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа(возраст детей 4-5 лет)...