План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 31
Перспективный план по самообразованию на 2020-2021 учебный год
ТЕМА: «Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
Составила: воспитатель
Жаринова Э.Ю.
г.Яровое
ЦЕЛЬ:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).
ЗАДАЧИ:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2020-2021 учебный год.
МЕСЯЦ | РАБОТА ПЕДАГОГА | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь | 1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме. |
| Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста». |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. |
| Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
Ноябрь | 1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. | Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы – волшебники. 4. Поплывет или утонет? | 1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь | 1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через сенсорику». 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.
| Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил – вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. | Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)». |
Январь | Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». | Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий – низкий. Широкий – узкий. | Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». |
Февраль | Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». | Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Угадай, чей голосок? Горячо – холодно. | Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март | Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды». | Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Апрель | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. |
|
Май | Самоанализ плана самообразования | Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. | Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» |
Литература:
- Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
- Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
- Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824164-1475429237.jpg)
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1236570-1624210801.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-910410-1638474719.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010015-1518251476.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-1168862-1696059470.jpg)
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». на 2023–2024 г.г.
Тема "Опытно- эксперементальная деятельность детей дошкольного возраста" по самообразованию выбрана мной не случайно. Содержание образовательной области " Познание" направлено на д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-542129-1511003581.jpg)
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
План поисково-исследовательской деятельности в старшей группе...