План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
учебно-методический материал
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29»
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Стахеевой Ирины Александровны.
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
(Название темы)
2020
(Начало изучения темы)
2023
(Окончание изучения темы)
Воронеж, 2020
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Стахеева Ирина Александровна
Дата рождения: 15.12.1989 г.
Стаж работы в должности: 7 лет
Образование (название учебного заведения и год окончания): Высшее, ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», квалификация «Учитель начальных классов, социальный педагог» по специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):
1) ГБУ ДПО ВО, ДПП «Организация работы детской студии мультипликации» (2020).
2) ВИВТ, ДПП «ФГОС дошкольного образования: организация и содержание образовательного процесса» (2020)
Цель профессионально-личностного развития
1. Совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования, основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.
2. Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи профессионально-личностного самообразования:
• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Направления самообразования
- Изучение методической литературы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
- Работа с детьми
- Работа с семьей, социумом
- Участие в системе методической работы (педсовет, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Ожидаемые результаты
1. Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.
2. Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности.
3. Накопление методического и дидактического материала по проектно- исследовательской деятельности.
4. Разработка схем, таблиц, модели с алгоритмом проведения опытов.
5. Создание мини-музея природы.
6. Обобщение опыта работы
У детей:
- формирование элементарных проектно- исследовательских умений и навыков (дети смогут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты);
- расширение знания об отдельных явлениях и объектах природы;
- формирование осознанного отношения к объектам природы, к себе и людям как части природы.
Формы работы | Содержание работы | Срок |
Изучение методической литературы | 1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2.Дошкольное воспитание N2, 2000 г. 3.ДыбинаО.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с. 7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с. 8.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. -N2 9.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 10.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.- сост. Л.Н. Менщикова. –Волгоград: Учитель, 2009. | В течение года |
Знакомство с передовым педагогическим опытом | Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике, педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста) | В течение года |
Работа с детьми | 1. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. 2. Наметить основные формы работы 3. Составить перспективный план опытно – экспериментальной деятельности с детьми. 4. Разработать конспекты ООД с элементами экспериментирования. 5. Беседы с детьми по технике безопасности во время проведения экспериментальной деятельности. 6. Исследовательская деятельность, экспериментирование на прогулке 7. Исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов» 8. Исследовательское занятие-игра «Желейные истории» 9. Познавательно-исследовательский краткосрочный проект в средней группе «Волшебное мыло» 10. Исследовательский проект «Чудо-лимон» 11. Развлечение «Путешествие в мир опытов и экспериментов» 12. Цикл занятий (опытно-экспериментальная деятельность) «Свойства сыпучих тел» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Всезнайки» 13. Исследовательская деятельность в экспериментальной мини-лаборатории «Экспериментариум» 14. Исследовательский проект «Загадочные шарики Орбиз. Экспериментальная деятельность» 15. Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной. | В течение года Ежедневно Декабрь 2020-феврвль 2021 Март 2021 Октябрь 2021 Январь 2022 Апрель 2022 Сентябрь-декабрь 2022 Январь-март 2023 Апрель 2023 Май 2023 |
Работа с семьей, социумом | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. Консультация для родителей «Ребенок - исследователь в детском саду» Родительское собрание «Детское экспериментирование в детском саду и дома» Буклеты для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» Конкурс для детей и родителей «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки) Организация экскурсии для родителей в мини-лабораторию «Экспериментариум» Беседа с родителями «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем, играя» | В течение года Октябрь 2020 Февраль 2021 Апрель 2021 В течение года Октябрь 2021 Март 2022 Ноябрь 2022 Апрель 2023 Май 2023 |
Участие в системе методической работы (педсовет, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимосещения, выставки, стенды) |
| Ноябрь 2020 Март 2021 Октябрь 2021 Январь 2022 Апрель 2022 Май 2022 Ноябрь 2022 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 |
Обогащение развивающей предметно- пространственной среды | 1. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. Оформить: мини-лабораторию с набором элементарных приборов; уголок природы с разнообразными комнатными растениями. 2. Создать картотеку опытов и экспериментов, игр-экспериментирований. 3. Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций, наглядных пособий. 4. Оформление каталога методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824164-1475429237.jpg)
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1015487-1607573501.jpg)
План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1236570-1624210801.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010015-1518251476.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/30/picture-1168862-1696059470.jpg)
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». на 2023–2024 г.г.
Тема "Опытно- эксперементальная деятельность детей дошкольного возраста" по самообразованию выбрана мной не случайно. Содержание образовательной области " Познание" направлено на д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-542129-1511003581.jpg)
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
План поисково-исследовательской деятельности в старшей группе...