План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
опыты и эксперименты (старшая группа)
План поисково-исследовательской деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sam._eksperimentirovanie.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа саморазвития
2023-2024 уч.г.
Устюжаниной О.Л.
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи :
-подобрать познавательный, игровой материал, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, учетом их возрастных и индивидуальных особенностей ;
-способствовать участию детей в исследованиях и обобщениях результатов опытов;
создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей,
-разработать конспекты по исследовательской деятельности;
- создать условия для сотрудничества в совместной деятельности;
-пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалами;
-консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию;
- разработать консультации и памятки для родителей.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно - теоритический: сентябрь – октябрь 2023г.) изучение возможностей внедрения экспериментирования образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по исследовательской деятельности, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения – центра «Юные исследователи» и проанализировать методическую литературу по теме
Второй этап (накопительно - практический: ноябрь – май 2024г.) - практическое осуществление деятельности по опытно-исследовательской деятельности: организация работы центра «Любознайка», решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2023г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей :
- оборудование для экспериментирования.
Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса по исследовательской деятельности.
- литература по организации опытов и экспериментов в доу;
План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.
Разработка методических материалов для работы.
-Семинар-практикум для педагогов «Учусь, играя»
-Практические занятия согласно планированию программы
-Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Структура проведения игры–экспериментирования :
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Подведение итогов, вывод;
Актуальность
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ по решению научных явлений и процессов, жизненных проблем с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Обучение по программе «Экспериментариум» – это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Серьезная наука в этом возрасте кажется детям романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще сильна. Если в этот момент предложить им заняться настоящей научной деятельностью, то она станет для них потребностью. Привлечение детей к изучению дисциплин естественнонаучного цикла путём экспериментальной и игровой деятельности, является одним из способов формирования исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста и делает данную программу современной и целесообразной.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Работа с детьми начинается со знакомства с оборудованием и их назначением, правилами поведения. Экспериментальная зона предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Данная китайская мудрость является основополагающей в работе с детьми. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Какая бывает вода? | Познакомить детей со свойствами воды. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении |
Вода- растворитель | Закрепить умение работать с незнакомыми растворами. Значение воды в жизни человека | |
Забавная клякса | Раздувание красок через соломинку | |
Октябрь | Откуда берется песок? | Познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать , обобщать. |
Из чего состоит песок? | Знакомство с лупой, ее назначением. Песочные часы | |
Тяжелый -легкий | Учить группировать предметы по весу | |
Ноябрь | Какие бывают камни? | Расширять представления детей о камнях |
Твердый камень | Познакомить со свойствами камней | |
Декабрь | Воздух | Развивать познавательную активность детей. |
Чем пахнет воздух | Расширять представления о значимости воздуха. | |
Квест -игра «Приключение капельки» | Развивать познавательную активность у детей (умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы) | |
Январь | Что притягивается? | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представления о свойствах магнита- притягивать железные предметы. |
«Магнит преград не боится» | Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. | |
«Цветные льдинки» | Расширять знания о свойствах воды | |
Февраль | Выращивание кристаллов соли» | Познакомить детей с понятием кристалл, Изучить условия образования кристаллов; Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования; |
Март | «Комнатные растение» | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития растений, опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте» |
«Тень» | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные ( лампа, фонарик, свеча) | |
Квест-игра «Хочу все знать» | Расширять и закреплять знания о свойствах магнита и соли | |
Апрель | «Солнечные зайчики» | Познакомить детей с понятием «отражение» |
«Свет» | Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. Опыт с пластилином | |
«Удивительное яйцо» | Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов. | |
Май | Квест игра «В поисках сундучка» | Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность. |
Самореализация :
Изучение литературы по заданной теме
Подбор материала по заданной теме
Оформить картотеку по экспериментированию с детьми.
Для реализации поисково-исследовательской деятельности детей, в своей группе совместно с родителями, я постаралась создать благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. Таким образом, в уголке природы была оборудована «мини-лаборатория», которая была дополнена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, шерсть животных, пробки и др.
Я старалась включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность, так как это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Таким образом в результате работы по заданной мной я планирую:
• Подобрать и изучить теоретический материал по данной теме, включая опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
• Создать электронную картотеку опытов и экспериментов
Оформить папку передвижку «Экспериментальная деятельность детей»
• Провести консультации для родителей по данной теме.
• На сайте группы разместить информацию для родителей по данной теме.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Поощрять детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогу развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, а также сплотить детей своей группы, используя квест-игры.
Форма работы с родителями :
- Привлечь родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования.
- Консультация « Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!»
- Фотоотчет «Любознайка» ( фото во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности»
Изучение методической литературы и интернет ресурсов
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2004, №2/ 2000
6.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
7.Соломенникова О.А «Экологическое воспитание в детском саду». 2-е издание,Мозайка, 2006
8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
9. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Подбор, изучение и анализ методической литературы и интернет ресурсов по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Методическое пособие для педагогов детского сада...
Технология проектирования как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Технология проектной деятельности является одной из форм ,которая способствует развитию самостоятельности,инициативности,активности ребенка....
ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность...
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Дидактические игры, как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Основной...
«Создание предметно-развивающей среды для экспериментирования в группе ДОУ как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
В презентации представлен опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для эксперементирования в старшей группе ДОУ как средства развития познавательной активности дошкольников. Описаны оп...
Поисково-исследовательская деятельность в природе как средство развития познавательной активности старших дошкольников
В статье представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации поисково-исследовательской деятельности в природе, показаны формы и методы работы с воспитанниками и их родителям...
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...