План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». на 2023–2024 г.г.
методическая разработка
Тема "Опытно- эксперементальная деятельность детей дошкольного возраста" по самообразованию выбрана мной не случайно. Содержание образовательной области " Познание" направлено на достижение целей развития у ребенка позновательных интересов , интелектуального развития детей через решение задач...
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Степняковский детский сад»
«Обособленное подразделение д. Тарай»
План
по самообразованию
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
на 2023–2024 г.г.
Разновозрастная группа
Воспитатель: воспитатель
Третьякова М. М.
2023 г.
План по самообразованию воспитателя разновозрастной группы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Пояснительная записка
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2022 – 2023 учебном году мы провели проект по теме «Хочу все знать!» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
• Разработать консультации и памятки для родителей
Дети:
• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Формы работы:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Трудовая деятельность
- Индивидуальные беседы
- Выпуск буклетов
- Памятки
- Работа с родителями: консультации
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Оснащение детской лаборатории:
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и пластмассовые катушки;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: пищевые красители, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки , нитки.
Ожидаемые результаты:
– Систематизация материала по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования.
– Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.
– Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными экспериментами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.
План работы на 2023-2024 гг.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез. 2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера» 5. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013. 6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы. | |
Работа с детьми | Октябрь | Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с песком, глиной и камнями. | |
Ноябрь | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. | Экспериментирование с водой | ||
Декабрь | Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование со льдом и снегом. | ||
Январь | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование с магнитом | ||
Февраль | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с воздухом. | ||
Март | Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с бумагой. | ||
Апрель | Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с растениями и почвой. | ||
Май | Формирование представлений о соли, о её свойствах и о происхождении этого минерала, формах существования в природе. Учить детей проводить опыты и эксперименты с солью. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование солью. | ||
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Ребенок- исследователь в детском саду» | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | ||
Декабрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | ||
Январь | Консультация для родителей на тему «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». | Газета для любознательных родителей. | ||
Март | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | ||
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | ||
Самореа -лизация | Сентябрь | Разработка плана по теме самообразования. | План по самообразованию | |
Сентябрь-ноябрь | Сбор необходимого инвентаря и оборудования | Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом. | ||
Сентябрь-декабрь | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей. | ||
Сентябрь-декабрь | Подготовка консультаций для родителей | Материалы консультаций. | ||
Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. | ||
Октябрь-май | Проведение опытов и экспериментирования с детьми | Зарисовка детьми схем опытов. | ||
Февраль | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Май | Анализ работы по самообразованию | Прогноз на будущее | ||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
5. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Программа самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». 2019 -2020 уч.год
Актуальность цели, задачи, план работы...
Тема по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема по самообразованию....
Презентация по теме самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Презентация...
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...