План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». на 2023–2024 г.г.
методическая разработка
Тема "Опытно- эксперементальная деятельность детей дошкольного возраста" по самообразованию выбрана мной не случайно. Содержание образовательной области " Познание" направлено на достижение целей развития у ребенка позновательных интересов , интелектуального развития детей через решение задач...
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Степняковский детский сад»
«Обособленное подразделение д. Тарай»
План
по самообразованию
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
на 2023–2024 г.г.
Разновозрастная группа
Воспитатель: воспитатель
Третьякова М. М.
2023 г.
План по самообразованию воспитателя разновозрастной группы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Тема «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Пояснительная записка
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2022 – 2023 учебном году мы провели проект по теме «Хочу все знать!» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих опытов.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:
• проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
• нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
• объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
• не оставлять вопрос без внимания;
• радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
• Разработать консультации и памятки для родителей
Дети:
• Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
• Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Формы работы:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность детей
- Наблюдения
- Чтение художественной литературы
- Изобразительная деятельность
- Трудовая деятельность
- Индивидуальные беседы
- Выпуск буклетов
- Памятки
- Работа с родителями: консультации
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Оснащение детской лаборатории:
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и пластмассовые катушки;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: пищевые красители, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стеки , нитки.
Ожидаемые результаты:
– Систематизация материала по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования.
– Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.
– Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными экспериментами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.
План работы на 2023-2024 гг.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез. 2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера» 5. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013. 6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы. | |
Работа с детьми | Октябрь | Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с песком, глиной и камнями. | |
Ноябрь | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. | Экспериментирование с водой | ||
Декабрь | Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование со льдом и снегом. | ||
Январь | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование с магнитом | ||
Февраль | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с воздухом. | ||
Март | Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с бумагой. | ||
Апрель | Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с растениями и почвой. | ||
Май | Формирование представлений о соли, о её свойствах и о происхождении этого минерала, формах существования в природе. Учить детей проводить опыты и эксперименты с солью. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование солью. | ||
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Ребенок- исследователь в детском саду» | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | ||
Декабрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | ||
Январь | Консультация для родителей на тему «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». | Газета для любознательных родителей. | ||
Март | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | ||
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | ||
Самореа -лизация | Сентябрь | Разработка плана по теме самообразования. | План по самообразованию | |
Сентябрь-ноябрь | Сбор необходимого инвентаря и оборудования | Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом. | ||
Сентябрь-декабрь | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей. | ||
Сентябрь-декабрь | Подготовка консультаций для родителей | Материалы консультаций. | ||
Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. | ||
Октябрь-май | Проведение опытов и экспериментирования с детьми | Зарисовка детьми схем опытов. | ||
Февраль | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. | ||
Май | Анализ работы по самообразованию | Прогноз на будущее | ||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
5. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Программа самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». 2019 -2020 уч.год
Актуальность цели, задачи, план работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1275061-1603281319.jpg)
Тема по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1275061-1603281319.jpg)
Презентация по теме самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-910410-1638474719.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010015-1518251476.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...