План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад
№1 г. Починка
План по самообразованию
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Воспитатель: Александрова Светлана Владимировна
г. Починок 20019г.
Тема самообразования
на 2019-2020 учебный год:
«Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
План работы 2019 — 2020 г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход | |
В течении года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей из журналов | |
Август | Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования | |
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. | |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. | |
Декабрь-май | Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Семейный проект «Опыты на кухне» | НОД с использованием разработанных конспектов. Оформление презентации проекта | |
Январь-Февраль | Создание «копилки опытов и экспериментов». | Проведение опытов в свободное время. | |
Март | НОД | Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | |
Апрель-май | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Оформление презентации проекта | |
Май-сентябрь | Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) | Презентация «Маленькие огородники» | |
В течении года | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. |
Примерный перспективный план работы с детьми на 2019-2020уч.год:
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
| 2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. |
| 3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. |
| 4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
Октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
| 2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
| 3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
| 4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
| 2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. |
| 3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. |
| 4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
| 2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. |
| 3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. |
| 4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
| 2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. |
| 3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
| 4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
| 2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. |
| 3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда». |
| 4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что воздухом дышат. |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
| 2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. |
| 3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
| 4. «Что тонет, а что плавает» | Познакомить со свойствами предметов |
Апрель | 1. «Веточки» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
| 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. |
| 3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. |
| 4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
| 2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. |
| 3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. |
| 4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Примерный перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч.год
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» | Анкетирование |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Беседы с родителями |
Ноябрь | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка |
Декабрь | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Родительское собрание |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. |
Февраль | Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ». | Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ». |
Март | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Консультация |
Апрель | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) | Фотовыставка |
Май | Фотовыставка «Семейная лаборатория» | Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта |
Список литературы
ФГОС
Виноградова Н.Ф.«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
«Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. , №2/ 2000 г.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/15/picture-977178-1686849966.jpg)
План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"
План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1015487-1607573501.jpg)
План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1015487-1607573501.jpg)
Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/20/picture-1236570-1624210801.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-910410-1638474719.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-734663-1516908180.jpg)
План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников".
Интересный план самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-542129-1511003581.jpg)
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
План поисково-исследовательской деятельности в старшей группе...