Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанова Любовь Ильинична

систематизировать знания детей о диких животных через словесные дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Путешествие в лес»

Воспитатель: Степанова Л.И.

(подготовительная группа)

2021г.

Конспект

открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Путешествие в лес»

Цель: систематизировать знания детей о диких животных через словесные дидактические игры.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать умение составлять описательный рассказ по схеме; закреплять  определение слогов в словах.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: чтение Г.Скребицкий «Белка», «Заяц», «Еж», рассматривание картин «Дикие животные».

Материал: письмо, картинки с изображением животных, их детенышей, хвостов и лап животных, питание.

Ход.

Воспитатель. -Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко. (иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Приносит телеграмму , читает её детям.

Давайте посмотрим от кого оно.

Дорогие ребята!

Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите.

И нас срочно помирите.   (жители леса)

- Скажите, кто живёт в лесу? (дети перечисляют животных)

- А что это за животные? (дикие)

- Почему они так называются? (живут в лесу, сами добывают себе еду)

- Как вы думаете, мы сможем помочь?

- Нам надо спешить. Пойдем по этой тропинке.

Тропинка, тропинка,

ты нас проведи,

Пойдём за тобою,

а ты впереди.

 Да, правильно! Мы с вами оказались в лесу. Как вы догадались, что мы попали именно в лес? (ответы детей)

Беседа: - Ребята, как в лесу нужно себя вести?

Не шуметь, не сорить, не разорять муравейники и гнезда.

–-Что растет в лесу?

Деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы.

-Кто живет в лесу?

Дикие животные, птицы, насекомые.

Дыхательная гимнастика:

-Что-то грустно в лесу, птички не поют, никого не видно. Что же случилось?

-На небе нет солнышка, его закрывает туча.

-Давайте подуем на тучу чтоб она улетела.

-Туча, туча, улетай, солнышко не закрывай!

Ф-ф-ф-у-у-у!

(Дуют на тучку, она исчезает, появляется солнышко.)

Посмотрите, ребята внимательно, что необычного в этом лесу? (не видно животных) А что это за белые карточки? Я возьму карточку и посмотрю. Здесь изображено животное, а чтобы вы увидели его, надо отгадать загадку.

1. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

2. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой? (медведь)

3. За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала, -
Нет ни дома, ни пожара. (лиса)

4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный ? (волк)

5. Серый байковый зверушка,

косоглазый длинно ушка. (заяц)

- Молодцы! Справились с загадками, всех животных увидели.

А сейчас я предлагаю составить описательный рассказ о животных.

Дети: (составляют  рассказы по картинам).

Заяц.  У зайца длинные уши и вытянута и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шубка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц живёт в лесу под кустом.

Волк. Волк большой, серый. У него сильные ноги, длинный хвост. Волк бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса». Ведёт кочующий образ жизни, волчьи стаи, волчье логово.

Лиса. Лиса – не очень крупный зверь. У неё красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лиса охотится на мышей. Живёт лиса в норе под пеньком.

Медведь.  Медведь имеет мохнатую теплую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому  его назвали косолапым.  Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

                 Воспитатель:  А мы идём дальше с вами по тропинке.

Д/и «Кто чем питается?»

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы). Что любит заяц? (морковь, капусту)  Что лиса? (рыбу)  Что медведь? (малину, мед) Что белка? (орехи, грибы)

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Молодцы, нашли всех животных, рассказали о них, накормили. Пошли дальше.

Тропинка, тропинка,

Ты нас проведи,

Пойдём за тобою,

А ты впереди.

Дидактическая игра « Собери дикое животное»

Воспитатель. Ребята пошлите дальше.

- Ребята, здесь какая – то табличка. Посмотрите, что на ней нарисовано? (школа) Здесь учатся зверята – детеныши лесных животных. Назовите их? (лисята, зайчата, медвежата, волчата, бельчата). А вы хотите превратиться в лесных зверят и поучиться в лесной школе?

- По моим словам вы будете превращаться в зверят.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернись,

В лесных зверят превратись. (дети поворачиваются и превращаются в зверя)

А в каких зверят вы превратились, узнаете, сев за столы. (спрашиваю у детей за каждым столом в кого они превратились)

Звенит колокольчик.

- Начинаем первый урок.

Зрительная гимнестика.

Д/и « Чей это хвост?»

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Однажды  проснулись  животные   в   лесу   и   не   нашли   у   себя хвостов.  Они решили,  что ночью ветер оторвал их  и разнёс по

лесу.  Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,

надо уметь их правильно называть,  ответив на вопрос:  «Чей это хвост?»

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

- Чей хвост нарисован? (волчий, заячий, лисий, медвежий, беличий)

- Я буду называть части тела взрослых животных, а вы – части тела детенышей, ласково.
У медведя уши, … а у медвежонка ушки.
У лисы хвост, … а у лисенка хвостик.
У волка морда, … а у волчонка мордочка.
У зайца лапы, … а у зайчонка лапки.
У белки глаза, … а у бельчонка глазки.

- А теперь назовите звериный дом? Я буду спрашивать, а вы отвечайте.

-У зайчат дом … (под кустом)

У лисят дом … (Нора)

- У волчат дом … (Логово)

- У медвежат дом … (Берлога)

- У бельчат дом … (Дупло)

- А теперь назовем семьи животных.
- Медвежья семья: медведь, медведица, медвежата.
- Волчья семья: волк, волчица, волчата.
- Лисья семья: лис, лиса, лисята.
- Заячья семья: заяц, зайчиха, зайчата.
Звонит колокольчик.

- Перемена. Урок физкультуры.

«Звериная зарядка »

Звонит колокольчик.

- Начинаем следующий урок.

- Посмотрите, кто нарисован на картинке? (на доске) – лиса.

- Ребята давайте с вами составим предложения со словом лиса, только сначала напомните мне, что такое предложение? (ответы детей). А теперь составляем предложения. Молодцы.

- Скажите, сколько частей в слове лиса? Слова делятся на части, это слоги.

- Какая первая часть? (ли)

- Назовите вторую часть. (са)

- Скажите слово по частям. (ли – са)

- Сколько слов вы сказали? (одно)

- Сколько слогов?

Сейчас мы с вами будем ловить  ладошками каждый слог.

Игра со слогами. заяц, мишка, белка, сорока, еж, медведь.

- Назовите первый звук в слове лиса. (второй, третий, четвертый)

Звонит колокольчик.

- Уроки закончены. Молодцы, зверятки, а теперь по моим словам вы обратно превратитесь в детей.

Лесные зверюшки,

Вокруг себя повернись,

В девочек и мальчиков превратись.

- Ребята вы сегодня были молодцы. Помогли зверей расколдовать.

А как вы думаете, хорошо ли живётся животным и растениям в лесу? Почему? (Лес чистый, хорошо дышится в нём, лес-дом для животных, в лесу животные находят себе корм.) – У каждого обитателя природы есть свой дом.

Ребята , как вы думаете помогли мы животным?

Мы помогли им вспомнить кто они.

  1. Чем они питаются.
  2. Помогли зверям найти свои хвосты.
  3. Поучились в лесной школе.

- И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.

- Вот и закончилось наше путешествие.

Самоанализ занятия по развитию речи

в подготовительной группе «Путешествие в лес»

Для решения поставленных задач использовались методы и приёмы обучения:

Словесный метод (включающий в себя такие приемы как: объяснение, беседа, наводящие вопросы, диалог, загадки). Этот метод помог активизировать внимание детей, поддержать интерес и создать благоприятный эмоциональный фон на каждом этапе занятия.

Наглядный метод  позволил повысить эффективность выполнения заданий.

Практический метод Физкультминутка (включал упражнения с движениями, в соответствии с текстом).

Занятие состоит из трёх частей:

I. Организационно-мотивационная часть. Приветствие детей способствовало созданию эмоционального контакта, положительного настроя в группе и доброжелательного отношения друг к другу.

II. Основная часть. Для повышения мотивации концентрации внимания детей был использован прием словесный  отгадывание загадок, наглядный.. Осуществлялся индивидуальный подход: малоактивные детям чаще вовлекались в беседу, им уделялось большое внимание, поддерживала их высказывания, в ходе занятия задавались уточняющие вопросы.

В течение всей образовательной деятельности закрепляла умение детей не перебивать друг друга, отвечать полными предложениями, активизировала словарь, уточняла, дополняла.

Основная часть НОД условно была разделена на этапы, взаимосвязанные одним сюжетом и плавно переходящие друг в друга. Во время НОД провела физкультминутку.

 Смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. Групповая комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была разделена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на выполнение определённых задач, добиваться дисциплины. Наглядные пособия были красочными, использовались эффективно, в полной мере. Темп занятия был умеренным, спокойным, удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию обучения. Продолжительность образовательной деятельности составило 25 минут, что соответствовало рекомендациям Сан Пин.

III. Заключительная часть занятия. Итог занятия был подведен. Материал усвоен детьми. Считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы и приемы обеспечили мотивацию деятельности детей, достижения поставленных задач помогли обобщить и закрепить полученные знания.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на Север»

Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в лес»

Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цели:закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.развивать стремление к точному словоупотреблению;воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.развивать мелкую моторику рук....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цели:закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.развивать стремление к точному словоупотреблению;воспитывать умения сотрудничать друг с другом,взрослым.развивать мелкую моторику рук.формирова...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в лес»

Образовательная область: Познавательное развитиеВид детской деятельности: Развитие речиВозрастная группа: подготовительнаяТема: «Путешествие в лес»Форма ООД: Познавательно-исследовательска...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Страну Красивой речи».

Цель: Закреплять умение детей работать с лэпбуками.Задачи:Образовательные:- формирование познавательной и речевой активности у детей.Развивающие: - Обогащать словарный запас;- развивать зрительно...