Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Юдина Татьяна Анатольевна

Закрепление знаний сказок в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku_1.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе №5 «Путешествие в сказку»

Подготовила: Юдина Т.А.

Общая часть

Старшая группа

Тема занятия: «Путешествие в сказку»

Цель: закрепление знаний сказок в игровой форме

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и обогатить знания детей о сказках;

 - продолжать учить определять вид сказки;

 - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу; 

- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-активизировать знания детей о знакомых сказках

Развивающие:

- развить навыки речевого общения; развить связную речь;

- развить память, внимание, творческое воображение

-развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе, бережное отношение к чувству сопереживания к героям, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом.

Используемый материал

Презентация «Путешествие в сказку», икт оборудование, мяч, яблоко, блюдце, пазлы



Организационная структура занятия

Части занятия

Основные виды деятельности воспитателя

Характеристика деятельности воспитанников

Примечание

1 часть занятия

Вводная

Релаксационное упражнение «Доброе утро»  Слайд 1

Ребята, давайте все согреем свои ладошки, возьмемся за руки и передадим свое тепло, улыбки друг другу и произнесем слова приветствия

Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро-солнцу и птицам!

Доброе утро-улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Ребята, давайте подарим нашим гостям свои улыбки, они нам свои в ответ.

- Ребята, послушайте, кто-то плачет?

- Да, это же Настя.

- А как мы можем назвать ее ласково?

- Давайте, спросим у Насти, что случилось?

- Ребята, поможем ей узнать и рассказать, что такое сказки!

- Что такое сказки?

- Сказка- это волшебный мир, полный чудес и превращений. Живут там сказочные гномы, феи, добрые и злые звери, прекрасные царевны, Иванушка, которому все испытания по плечу.

- Кто мне скажет какие бывают сказки?

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?

- А что вы можете сказать про авторские или литературные сказки?

                                                                          Слайд 2

- Какие виды сказок вы знаете?

- Да сказочные истории дошли до наших дней. Они бывают веселые и грустные, смешные и страшные. Ребята мы с вами на занятии вспомним русские народные сказки и литературные: волшебные, бытовые и детские сказки о животных и поможем Настеньке разобраться, что такое сказка?

                                                                                                Слайд 3

- Тема нашего занятия «Путешествие в сказку»

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать.

Повертелись, покружились и мы в сказке очутились.

Дети стоят на ковре в кругу, берутся за руки, поворачиваются друг к другу и дарят свои улыбки и тепло

Слышится плач

- Настенька

Настя: Я скоро иду в школу, а что такое сказки не знаю.

- Это необыкновенные истории, с героями случаются необыкновенные события, происходит волшебство, говорят звери, птицы, предметы.

- Народные и авторские (литературные)

- Потому что их сочинил народ. Сказки предавались от одного человека к другому, из поколения в поколение, их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Авторские сказки, написанные автором (одним человеком)

- Волшебные (в них обязательно чудеса и волшебные предметы «Конек-Горбунок», «По щучьему велению)

- Бытовые (в них описывается быт простых людей и всегда чему-то учит «Каша из топора», «Мужик и медведь»)

- О животных (животные могут ходить в гости, говорить и даже учиться)

Дети встают в круг

2 часть занятия

Основная

- Давайте вместе с Настей сыграем в игру

№1 «Дополни имя сказочного героя»

- Для выполнения этого задания, давайте встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Я кидаю мяч и называю первое слово, а вы дополняете, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т.д.

( Василиса-Премудрая, Кощей-Бессмертный, Сестрица-Аленушка, Братец-Иванушка, Змей-Горыныч, Крошечка-Хаврошечка, Мальчик-с-пальчик, Иван-Царевич, Лягушка-Царевна…)

- В каждой сказке всегда побеждает…

- А зло всегда…

- Ребята, вы много сказок знаете?

- Сейчас проверим. Я вместе с Настей  буду загадывать вам загадки, а вы будете называть название сказки.

- Продолжим наше путешествие по сказкам. Следующее задание №2«Отгадай сказку по загадке»

                                                                                   Слайд 4

* Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка) 

*Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)               Слайд 5

*Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)                              Слайд 6

* В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)         Слайд 7

* В книжке много приключений

Тот мальчишка испытал,

Золотой волшебный ключик

Он, в конце концов, достал. (Буратино)             Слайд 8

- Молодцы. Вы можете узнать сказку по загадке, а попробуйте узнать сказку по иллюстрации

№3  Игра «Из какой сказки иллюстрация»

 На экране иллюстрации сказок                             Слайд 9

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?- показывается слайд из сказки.

- Чему учит нас эта сказка?

- Как вы думаете это авторская сказка или народная?

                                                                                   Слайд 10

- Посмотрите и скажите , из какой сказки эта иллюстрация?

- Кто главные герои сказки?

- Какая лиса? Какой волк? Кто вам больше симпатичен? Почему?

- Следующая иллюстрация?                                   Слайд 11

- Какая была старуха?

- Почему она оказалась у разбитого корыта?

- Какая эта сказка народная или авторская? Кто автор?

- Молодцы.                                                              Слайд 12

Давайте сейчас встанем в круг и проведем физминутку

В темном лесу есть избушка (Дети шагают)

Стоит задом наперед (Дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка (Грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (Грозят пальцем другой руки)

Нос крючком (Показывают пальчиком)

Глаза большие (Показывают)

Словно угольки горят (Покачивают головой)

Ух, сердитая какая (Бег на месте)

Дыбом волосы стоят (Руки вверх)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Идем дальше. Нам надо поспешить.

№4 Игра «Какому сказочному герою принадлежит предмет и назвать из какой сказки»

Туфелька  «Золушка»

Красная шапочка  «Красная Шапочка»

Яйцо  «Курочка Ряба»

Щука  «По щучьему велению»

Перо Жар-Птицы  «Конек-Горбунок»

№5 Игра «Собери пазлы»

Ребята давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на команды, у каждой команды на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится  тот и сможет угадать свою сказку…раз, два, три игру начни.

Дети собирают пазл-сказка

«Царевна-лягушка»

«Маша и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

Дети ловят мяч и возвращают обратно ответив на поставленные вопросы

-добро

-наказывается

- да

«Волк и семеро козлят»

- Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.

- Это сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

-Лиса и волк

- Лиса – хитрая, жадная, а волк - доверчивый

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Жадная.

 

-Не надо быть жадным в своих желаниях

- Авторская. А.С. Пушкин

Повторяют за воспитателем движения физминутки

Дети выполняют задания

Дети собирают пазл-сказка

3 часть занятия

Заключительная

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,                     Слайд 13   

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело.

- Вот мы и побывали с вами в сказочной стране. На занятии мы вспомнили русские народные сказки и литературные, авторские. Помогли нашей героине узнать что такое сказка? Теперь Настенька все запомнит и успешно будет учиться в школе.

Рефлексия

- Ребята, есть у меня волшебное блюдце с золотым яблочком и сейчас каждый из вас возьмет его и скажет чему же нас учат сказки и дадим нашей героине советы

Я благодарю вас за активное участие.

Каждый ребенок высказывается

- Сказки учат нас не обижать слабых, учат нас быть смелыми, добрыми, отзывчивыми, как правильно вести себя, сочувствию, трудолюбию, взаимовыручке, дружбе, силе и смелости, уважению, ловкости, понять отличия хороших и плохих поступков, познаем добро и зло, волшебные- верить в чудеса. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Нельзя уходить без проса уходить из дома и доверять посторонним людям; надо держаться всем вместе, а одному быть трудно; если с тобой случилась беда-нужно громко звать на помощь; всякое дело доводить до конца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в зимнюю сказку».

Конспект занятия по художественно - речевому развитию в подготовительной группе " Путешествие в зимнюю сказку"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие речи детей, образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цели:закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.развивать стремление к точному словоупотреблению;воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.развивать мелкую моторику рук....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цели:закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.развивать стремление к точному словоупотреблению;воспитывать умения сотрудничать друг с другом,взрослым.развивать мелкую моторику рук.формирова...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...