Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на Север»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нуриахметова Гульназ Масгутовна

Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sever1.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Соловушка» г.Набережные Челны

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе
«Путешествие на Север»

подготовила

воспитатель 1 категории

Нуриахметова Гульназ Масгутовна

г.Набережные Челны

 2016


Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Путешествие на Север»

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.

развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей,
Задачи: 
• Уточнять с детьми названия животных севера;
• Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; 
• Учить детей знать членов семьи животного.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
• Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суффиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
• Воспитывать любознательность;
• Воспитывать стремление изучать животных севера; 
• Воспитывать бережное отношение к животным.
• Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
• Развивать функцию равновесия и координационные способности;
Материал: 

• ИКТ презентация животные севера
• коробка

• конверт с приглашением

• конверты с заданиями (з шт.)
• глобус
• музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер» 
• иллюстрации с изображениями животных севера
• художественное слово (стихи С.А. Васильева)
• сюрпризный момент


Ход образовательной деятельности

(Дети заходят, здороваются. На полу лежит красивая коробка.) 

Дети: обращают внимание на необычную коробку 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за коробка? Вам наверное интересно, что там внутри?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там. ПИСЬМО . (Достаю письмо)
А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Дорогие ребята подготовительной группы № 3!


Мы знаем, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому мы  решили пригласить Вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы живем. Одевайтесь потеплее. Во время экскурсии Вас ждут интересные задания, за каждое выполненное задание вы получите букву и в конце разгадаете загаданное слово. Желаем  удачи.

Ждем вас. Животные севера

Воспитатель: Ребята, кто скажет, что такое Север?

Дети: ответы (Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели)
Воспитатель: Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
Дети: ответы  (Нет, не боимся)
Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
Воспитатель: Что такое путешествие?
Дети: ответы ( Ехать куда-нибудь)
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Дети: ответы  (На поезде, пешком, на лодке)
Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?
Дети: ответы (на оленях, на снегоходе….)
Воспитатель: Посмотрим на ГЛОБУС (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. 
А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: ответы  (Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие). (Воспитатель дополняет)
Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сделать?
Дети: ответы (Нам нужно одеться тепло)
Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация). Что мы оденем? 

Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)
Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
Дети: ответы  (Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки, варежки….)
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
Воспитатель: Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания). 
Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?
Дети: ответы (Белый медведь)

Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?
Дети: ответы  (Он передвигается на лапах, неуклюже.)
Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
Дети: ответы  (Толстолапый медведь)
Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?
Дети: ответы (У медведя лапы широкие.)
Воспитатель: Значит, медведь, какой?
Дети: ответы ( Широколапый )
Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
Дети: ответы (Оно покрыто белой длинной шерстью.)
Воспитатель: Что можно сказать про медведя?
Дети: ответы  (Медведь длинношерстный )
Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
Дети: ответы  (Защищают от холода, он может долго находиться в воде.)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
Дети: ответы  (Уши короткие.)
Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?
Дети: ответы ( Короткоухий (повтор.)
Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не заметным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: ответы (Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.)
Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
У него не лапы, а … (лапищи),
У него когти, а …(когтищи).
(Дети повторяют)

Воспитатель: Дети,  здесь есть ЗАДАНИЕ № 1

«Расскажите про север. Какой он?»

Воспитатель: давайте расскажем про север какой он:  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Здесь всюду холод, лед и тень,    

 Полгода — ночь, 

Полгода — день.    

  Из льда здесь люди строят дом,   

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь.  

И птиц ты в небе не заметишь.     

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,  

Хозяин ледяной пустыни.               

дети обнимают себя за плечи

закрывают глаза ладонями

Выпрямляются, поднимают руки вверх

Соединяют руки над головой — «крыша»

Разводят руки в стороны

Ставят ладонь козырьком над глазами

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Руки на поясе, стоят смирно

Молодцы! Вы рассказали интересно про север, и за это вы получаете первую букву. С
Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
Воспитатель: А вот уже другой житель севера просит отгадать загадку про него:

У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях. 

(Морж) 
Дети: ответ (морж.)
Воспитатель: Верно, это морж.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Ребята, вы знаете, что такое красная книга?

Дети: ответы  (Красная книга – это книга, в которую занесены редки животные, птицы на которых запрещено охотиться.)
Воспитатель: Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: ответы  (Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…)
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: ответы  (У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.)
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
Дети: ответы (Длинноусый морж (повторить 2-3р).
Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
Дети: ответы  (Длинношеий), толстошеий морж.)
Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
Дети: ответы  (Широколастый морж )
Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
Дети: ответы  (Длинноклыкий морж.)
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
Дети: ответы  (Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.)
Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
Дети: ответы (Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
Воспитатель: Правильно, молодцы.

ЗАДАНИЕ № 2 (прочитать в конверте)

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег! 
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки! 
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок! 
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад! 
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки! 
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик! 
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка! 
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири! 
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!

Воспитатель: Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»
Детьи, нам пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Расскажите про северного оленя.

Дети: рассказ ребёнка

Воспитатель: Дети, здесь конверт. Посмотрим, что там. (ЗАДАНИЕ)

Воспитатель: Ребята, справились вы с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Получаем букву В

Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.
Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
Назовите членов семьи тюленей.
Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать-тюлениха приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!

Задание № 3 Олень задает вам вопросы и хочет услышать от вас ответы.

- Если звери белые, как снег, то они какие? (белоснежные)

- Если у них толстая кожа, то они какие? (толстокожие)

- Если длинная шерсть, то….? (длинношерстные)

- Короткий хвост? ( короткохвостые)

- Плавают в воде? (водоплавающие)

- Длинные рога? (длиннорогие)

- Длинная, толстая шея?  (длинношее, толстошее)

- Широкие ласты? (широколастый).

-Длинные усы? (длинноусый)

- Короткие уши? (короткоухий)


Воспитатель: На этом наше путешествие  по Северу завершается. У нас три буквы. Но слово у нас не получается. Ребята, посмотрите какие у нас буквы? С В Р  ( согласные), а чтобы получилось слово какие необходимо добавить буквы?

Дети: Гласные.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь ещё конверт. Посмотрим, что в нем?

Дети: Буквы. Е Е ( гласные)

Воспитатель: Какое у нас слово получилось?

Дети: складывают слово СЕВЕР

Воспитатель:  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад.
Проходите, ребята, садитесь.
Ребята, вам понравилось наше путешествие на Север?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).
• Ты увидел на Крайнем Севере кого?...
• Мне больше всего понравился….
• Он мне понравился тем, что…
• У него есть…
• Он питается…

Чем похожи жители Севера? Что им помогает выжить в суровых условиях? ( толстый слой жира, мех длинный и густой, белый цвет, рядом море и пища)
Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.
Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.
У вас наверное осталось много впечатлений от нашей экскурсии, давайте нарисуем рисунок на листе бумаги в память о нашей экскурсии. А рисовать мы с вами будем медведя. Садитесь за столы.

 Для рисовании:

Картон синего цвета

Шаблоны белого медведя

Кисть

Гуашь белого цвета
После рисования дети свои работы прикрепляют на магнитную доску.

Занятие окончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи "Большое транспортное путешествие" для старшей (логопедической) группы

Обогащение словарного запаса детей по теме "Транспорт". Применение ИКТ в образовательной деятельности....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) "ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ"

Програмное содержание1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение3. Совершенствовать навыки выразите...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам» в средней группе

Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существит...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Путешествие в деревню"

Конспект открытого занятия  по развитию речи в группе раннего возраста "Путешествие в деревню"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе раннего возраста "Путешествие с солнышком"

Цель: развитие речевой активности детей.Задачи:закреплять знание цветов (красный, синий, желтый, зелёный)закреплять знания о количестве предметов (один, много)закреплять умение различать высокие и низ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе младшего дошкольного возраста №2 «Путешествие по сказкам».

Цель: Активизировать речевую деятельность детей и совершенствовать выразительность речи по средствам художественной литературы, обобщить знание детей о русских народных сказках....