НОД по ознакомлению с миром природы «Обитатели морей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе «Обитатели морей»
Цель: познакомить с многообразием морских обитателей.
Задачи:
1.Расширять и систематизировать знания о морских обитателях, их особенностях. Формировать представления детей о фильтрации воды. Активизировать словарь детей по теме «Морские животные».
2.Развивать познавательный интерес к природе, мышление, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, грамматический строй речи,
3.Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить её красоту. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение сотрудничать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Обитатели морей»
Цель: познакомить с многообразием морских обитателей.
Задачи:
1.Расширять и систематизировать знания о морских обитателях, их особенностях. Формировать представления детей о фильтрации воды. Активизировать словарь детей по теме «Морские животные».
2.Развивать познавательный интерес к природе, мышление, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, грамматический строй речи,
3.Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить её красоту. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение сотрудничать.
Методы и приемы:
–Практические: коллективная работа «подводный мир», эксперимент «фильтрование воды»
–наглядные: просмотр презентации; разрезные картинки.
–словесные: Рассказ воспитателя об обитателей морей и океанов, вопросы, беседа.
Оборудование: Проектор, презентация о морских обитателях.Для коллективной аппликации: контуры морских обитателей, ватман, клей, кисти, салфетки; набор для экспериментирования на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с познавательной литературой об обитателях морей и океана, беседа о них, просмотр соответствующих мультфильмов, заучивание стихотворений о морях, слушание произведений о море.
Ход НОД:
Дети проходят в группу, воспитатель показывает им тубус с посланием.
Воспитатель: Сегодня к нам в сад пришла необычная посылка. Как вы думаете, от кого она? (ответы детей)
Воспитатель достает из тубуса лист ватмана с изображением загрязненной воды.
Воспитатель: Что изображено в послании? (ответы детей).
Теперь как вы думаете, от кого оно? (ответы детей)
Воспитатель: Ой, посмотрите, а в посылке есть ещё флешкарта, давайте посмотрим, что на ней и может быть тогда, узнаем от кого нам пришло послание? (ответы детей)
Педагог открывает презентацию с обитателями морей.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? (море)
Педагог показывает детям на экране изображение моря (слайд 1), включает фонограмму с шумом моря.
Воспитатель:
Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: Оно красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.
Воспитатель: _ А какая на вкус морская вода? Можно ли её пить? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь, вы догадались, кто прислал нам письмо? (ответы детей)
- Сейчас мы узнаем, от каких именно обитателей моря пришло письмо, и наверно узнаем много нового и интересного о них.
Кит - самое большое животное, хоть и живет в воде. Кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. (Слайд 2)
Дельфин - это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в цирках, потому что легко поддаются дрессировке. (Слайд 3)
Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает. (Слайд 4)
Живет морской конек недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. (Слайд 5)
Морская звезда похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри. (Слайд 6)
Акула обитает во многих морях нашей планеты, но в отличии от океанских безопасны для человека. Акулы не могут спать, так как дышать жабрами они могут только при движении, иначе могут задохнуться. Зубы у акулы располагаются в 3-5 рядов их число может быть от 30 до 15 000. (Слайд 7)
Воспитатель: Так о чем, как вы думаете, нам сообщают морские обитатели в своём послании? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое море? а что с ним случилось? (в воде плавает мусор и кусочки пенопласта).
Дети: Море стало грязным, в нем плавает много мусора.
Воспитатель: К чему может привести загрязнение воды?
Дети: Все живое погибнет.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода в морях и океанах стала чище?
Дети: Надо убрать весь мусор.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте проведём эксперимент и попробуем очистить хотя бы небольшое количество воды.
Опыт: «Фильтрование воды»
Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор для экспериментирования.
Воспитатель: Здесь у меня стоит стакан с чистой водой. Рядом в крышке песок. У каждого на столах стоит стакан с чистой водой и крышки с песком. Мы сейчас с вами посмотрим, что произойдет с водой, если добавить в стакан с водой песок. Взяли крышечки с песком и добавили в чистую воду. Посмотрите, что произошло с нашей водой?
Дети: Вода стала грязной, серой.
Воспитатель: Правильно. Чтобы очистить воду мы должны взять ткань или фильтр из бумаги и положить его наверх стакана, придерживая рукой, наливаем грязную воду. А теперь сравним, чем лучше очистилась вода? (берет 2 стакана воды, очищенные разным способом). Вода, которую очистили бумажным фильтром, какая?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Вода, которую мы очистили тканью, стала чище, но не полностью. Ребята, что лучше очищает воду?
Дети: Бумажным фильтром.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Правильно, если посмотреть на свет, то у ткани волокна располагаются дальше, чем у бумаги.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось очистить воду в стакане
Воспитатель: А как нам очистить воду всего моря? (ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли морские обитатели, которые могут очистить воду в море? (ответы детей)
Давайте разбираться
Воспитатель: А, чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Дети, выполняют движения, имитирующие погружение на дно моря.
Воспитатель: На экране изображения, которые воспитатель комментирует.
Рыба-бабочка (слайд 8), рыба-ангел (слайд 9), чистит крупных морских обитателей, их рот, жабры, плавники, съедая паразитов живущих в незащищённых чешуёй щелях.
Морские губки (слайд 10) пропускают через себя морскую воду и удерживают находящиеся в ней частицы. Губки выделяют вещества, убивающие вредных микробов.
Морские ежи (слайд 11) способны очищать воду от радиоактивных веществ, которые могут вызвать у людей тяжёлые заболевания.
Крабы (слайд 12) очищают морское дно от больных и мёртвых животных и различных отбросов.
Воспитатель: Давайте поселим морских обитателей, которые помогут очистить воду в море.
.
Дети выбирают и приклеивают готовые контуры морских обитателей на ватман, на котором изображено загрязнённое море.
Воспитатель: выборочно спрашивает у детей кого из обитателей они выбрали и поселили в море.
Рефлексия:
Воспитатель: Что нового или интересного вы сегодня узнали?
Воспитатель: Какие обитатели моря очищают воду?
Дети: Рыба – ангел, краб, морской еж, рыба – бабочка.
Воспитатель: Что, вам больше всего понравилось, а что запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Море надо беречь, не загрязнять и думать об обитателях, живущих в море.
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Моря".
Занятие проводится с детьми подготовительной к школе группе....
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"
Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...
Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"
Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о фор...
НОД по ознакомлению с миром природы. «Обитатели Зейского заповедника»
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к природе. ЗАДАЧИ: - формировать п...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Животный мир морей и океанов"
- уточнить и активизировать словарь по теме (море, океан, хвост, плавники и т.д.);- развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие и внимание;- закрепить знания о морских животных (величине,...