Экологическое воспитание дошкольников через использование игр.
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет: Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре.
К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают значения, если их сопровождают игрой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игры включающие такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. Таким образом, при внесении сюжетно- ролевой игры в процессе обучения, в частности на занятиях по природе, ни в коей степени не противоречат становлению самостоятельной игровой деятельности. Включение в содержание занятия по инициативе воспитателя в различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) служат для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание последующей детской игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание дошкольников через использование игр. | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников через использование игры.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно – экологические позиции личности.
Мы знаем, что экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы. И понимаем это нужно с детства. Поиском адекватных методов работы с детьми у детей, которые позволяют сформировать у них начало экологической культуры, можно отнести игровую деятельность, которая направит ребенка к бережному отношению к растениям, животным и всему природному окружению.
Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет:
Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре.
К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают значения, если их сопровождают игрой. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Игры включающие такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами. Таким образом, при внесении сюжетно- ролевой игры в процессе обучения, в частности на занятиях по природе, ни в коей степени не противоречат становлению самостоятельной игровой деятельности. Включение в содержание занятия по инициативе воспитателя в различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) служат для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая оказывает влияние на содержание последующей детской игры.
Примером могут игры: «Зоопарк»; «Садовод»; «Лесник». В этих играх дети получают роли покупателей, продавцов, рабочих.
Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Для осуществления процесса ознакомления детей с природой наиболее целесообразным является организация игровой деятельности. В игре ребёнок накапливает знания, опыт ощущения, развиваются способности, формируются познавательные интересы. Игра для ребенка-это маленькая жизнь.
В процессе игры ребенок переживает эмоции, радость познания, красоту труда, природы, гордость за свой успех. Именно поэтому в дошкольной педагогике большое внимание уделяется играм, направленным на обучение, имеющим познавательный характер (дидактической игры).
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В ней говорится, что с помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы: любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель.
Специфическим признаком дидактической игры является её преднамеренность, планируемость, наличие учебной задачи и предполагаемого результата, которые могут быть обособлены, выделены в явном виде.
Дидактические игры ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксируемым правилам, их педагогически значимый результат может быть непосредственно связан с созданием в ходе игры материальных продуктов учебно-игровой деятельности. Любая игра строится по определенной структуре.
В дидактической игре присутствуют все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: названия, дидактическая задача, игровые действия, правила, оборудование, содержание (ход игры).
В дидактических играх дошкольников целесообразно использовать натуральные предметы природы: овощи, картинки с изображением овощей, муляжи. Проводить такие дидактические игры можно не только на занятиях, но и на прогулке. Дидактические игры помогают детям запомнить правильные названия объектов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В дидактической игре познавательные задачи соединяются, игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и не преднамеренного усвоения детьми знаний. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игр, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
Наиболее распространенными задачами являются: найти предмет по сходству, по названию, выявить характерные признаки объекта, узнать и назвать с помощью одного анализатора, сгруппировать предметы по внешнему признаку, найти овощ по описанию.
Интерес к игровой задаче, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Обучение игровым действиям осуществляется через показ воспитателя.
По своей сложности игровые действия различны и обусловлены уровнем познавательного содержания, игровой задачи и возрастными особенностями детей. В играх дошкольников игровые действия одинаковы для всех детей, участвующих в игре.
Элементами дидактической игры экологического содержания является задача обучения правилам, а также характер и способ игровых действий, важно организовать и регулировать поведение детей и их взаимоотношение в игре. Наличие правил в игре требует от ребёнка проявления эмоциональных усилий.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями, согласовать их с действиями других играющих. Вводя в игру правила, необходимо помнить, что их не должно быть слишком много, так как это может снизить интерес к игре и даже разрушить её.
Таким образом, правила являются важным структурным компонентом, соблюдение которого способствует поддержанию интереса к игре. Не менее важным структурным элементом, является оборудование.
Подбор оборудования для дидактической игры экологического содержания зависят от её вида.
Для проведения дидактических игр с природным материалом в качестве оборудования используется различный природный материал, который способствует усвоению знаний о разновидности овощей, особенностях их внешнего вида.
Оборудованием для настольно-печатных игр могут послужить всевозможные картинки с изображением овощей, карточки с растениями, животными, птицами, насекомыми, карточки - таблицы, перфокарты для проверки, фишки.
Словесные дидактические игры не требуют специального оборудования, хотя, учитывая принцип наглядности, в них также можно использовать наглядный материал.
Структурным элементом дидактической игры является ход игры, в котором описывается её содержание и последовательность игровых действий.
Играя, в дидактические игры экологического содержания, ребёнок не только получает знания об окружающей среде, но и учится любить природу, видеть её красоту, понимать, что в ней всё взаимосвязано, а нарушение этих связей может причинить ей боль и привести к непоправимой беде.
Дидактические игры можно использовать в различных процессах, как в групповом помещении, так и на улице.
Широкое использование дидактических игр дает возможность воспитателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям запомнить правильные названия предметов, усвоить их качества и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Если во время занятия воспитатель осуществляет, так называемое, прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения-легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
- Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
- Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
- Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
- Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
- Конкретно и четко объяснять правила.
На этапе дошкольного детства у детей складывается начальное представление об объектах окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Эффективная реализация экологического воспитания ведет к формированию у личности экологической культуры.
Понятия "экологическое воспитание" и "воспитание экологической культуры" ученые считают возможным рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Положительный эффект экологического образования зависит от форм и методов, которые использует воспитатель.
Тем более, экологическое образование находится на стадии становления и неопределенны содержание, формы, методы.
Из этого следует, что воспитатель часто руководствуется своим выбором, поэтому одной из форм экологического образования дошкольников может выступать дидактическая игра.
Сущность игры заключается в том, что дети открывают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, поэтому дидактические игры могут быть использованы как средство обучения.
Ребенок, осваивающий окружающий мир- это ребенок, стремящийся действовать в этом мире. Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.
Материал содержит основные методы и приемы для экологического воспитания дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова
Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова...
Экологическое воспитание дошкольников через творчество с использованием природного материала
Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспит...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ....
Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)
Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)...
Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.
Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...