"Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»
презентация по окружающему миру

Абильева Зарина Миндваевна

«Экологическое воспитание дошкольников

через экологическую тропу на участке детского сада»

Абильева Зарина Миндваевна,

старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г.о. Самара,

Степанова Екатерина Александровна,

воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г.о. Самара

 

 В нашей жизни прочно закрепились идеи о том, как важно научить ребенка «базовым вещам»: вежливо разговаривать, уметь дружить, играть, аккуратно обращаться с техническими средствами, такими как мобильный телефон или компьютер.

Прогресс не стоит на месте, но все сильнее отдаляет как взрослых, так и детей от природы, и вопрос «экологической культуры» уже не кажется настолько важным. Почему же так важна роль экологического воспитания, и как привить ребенку ценностное отношение к окружающей среде?

Базовые основы экологического воспитания гражданина необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте. Ребенок, в силу возраста, очень чутко откликается на предложение педагога помочь покормить птиц или полить цветы. Это становится важным мотивом к активной деятельности и ответственному отношению к природе. Если мы не польем цветы на прогулке, то они завянут. Если не пополнять кормушки зимой, не все синички переживут зиму. Малышу все интересно и возраст почемучек самое благодатное время, чтобы начать самые простые практические опыты и эксперименты. Дошкольники с искренним восторгом делают свои первые открытия в экологии под руководством воспитателя. Ситуации сотрудничества и сотворчества позитивно сказываются на самооценке ребенка, умении работать в команде, достигать поставленных целей преодолевая трудности, желании учиться новому, бережному отношению к природе.

Мы поделимся своим опытом создания экологической тропы в детском саду. Нашему детскому саду 50 лет. Он расположен внутри квартала, недалеко от Воронежских озер. Большая территория со взрослыми деревьями. Традиционно велась работа по озеленению территории, разбивали клумбы, высаживали деревья и, конечно, был огород для совместного труда и экспериментирования с детьми.

В 2022 году принято решение обобщить и систематизировать накопившийся опыт и  благоустроить экологическую тропу. Экологическая тропа – это искусственно созданные площадки на территории детского сада, на которых можно дать дошкольникам представление о разнообразии растительного мира, изучать его особенности.

 Цветник и огород стали первыми станциями. Дети вели работу под руководством педагогов: собирали посадочный материал (семена бархатцев и календулы), высаживали семена ранней весной в кашпо на подоконниках, пока за окном лежал снег и обучались всем этапам ухода за растениями: проращивание семян, посадка, полив, удобрение, прореживание, рыхление, пикировка, высадка в грунт, подрезка и т.д.  В цветниках были представлены как многолетние, так и однолетние растения. Воспитанники научились пересаживать многолетние растения и разделять корень. Родители помогали с посадочным материалом. Дачники с гордостью пополняли клумбы детского сада пионами, ирисами, лилейниками и дарили рассаду однолетников. Отдельная клумба с дикорастущими лекарственными растениями особенно привлекает внимание детей: мята, мелисса, ромашка, календула, полынь, пижма, шалфей. Посадочный материал лекарственных растений был заимствован из природной среды прилегающей территории. Все растения обозначены информационными табличками с краткой справочной информацией и иллюстрацией цветущего растения. Старшие дети охотно читают и сами рассказывают, какое растение лечит больное горло, а какое живот. Малыши любят понюхать цветы, сорвать листик растереть и вдохнуть аромат лечебных эфирных масел.

Огород разбит на несколько грядок. Каждая группа сама решает, что посадить, выращивает вначале рассаду на подоконнике и в мае переносит в открытый грунт. Дети интересуются, что растет у соседа, у кого выше лук, когда будет первый кабачок, помидора еще зеленая или уже можно сорвать и попробовать. Особенный интерес вызывают сладкая клубника, гигантские кабачки, фиолетовый базилик, ароматный укроп. Самые яркие впечатления в день, когда можно собрать урожай и попробовать его. С каким удовольствием ребята едят выращенный своими руками зеленый горошек! Сами выкапывают морковь, измеряют линейкой, часть съедают сырой, а другую относят на кухню и дарят повару. Работники кухни охотно подыгрывают ребятам и обещают использовать урожай в приготовлении обеда. И с этого дня все дети охотно едят салаты. 

При благоустройстве экологической тропы работу начали с анализа литературы и столкнулись с тем, что в открытых источниках материалы представлены очень контрастно: или сухо научно или бессистемно. Ставили для себя практическую задачу: адаптировать научную информацию к дошкольному возрасту и создать площадку для практических занятий в условиях ограниченных ресурсов, прежде всего финансовых. Опирались на опытных коллег. Три воспитателя высшей квалификационной категории имеют высшее педагогическое образование естественно-географического факультета. Переработав собранный научный материал и проанализировав опыт других детских садов, определили перечень станций, распределили  локации по территории сада и начали благоустройство. И конечно нам очень помогли родители с оформлением и посадочным материалом.

Весной 2023 года на новых станциях «Пасека», «Муравейник», «Птичий двор», «Озеро», «Подворье» стали проходить тематические прогулки, опыты, эксперименты, наблюдения. Проведена предварительная работа: создана образовательная среда, знакомящая дошкольников с пчелами, муравьями, птицами, лягушками, домашними животными, со всеми, с кем городские дети не знакомы, с теми с кем в обычной жизни не встречаются. Важно было из подручных средств создать доступную среду для детей, где все можно потрогать и рассмотреть, а значит и понять. Наполнить пространство макетами, моделями, схемами этапов развития, фигурками животных и насекомых, птиц и земноводных. Педагоги, в условиях ограниченных ресурсов, большую часть элементов наполнения выполняли сами или совместно с детьми и родителями. Старались соблюсти достоверность, пропорции.

Особый отклик у детей и родителей нашла станция «Тропа здоровья». Для многих ребят стало вечерним ритуалом уходя из сада домой, сбросить сандалики и в носках пройти по шишкам и каштанам, камушкам и спилам деревьев, песочку и пробкам, кубикам и палочкам.

Экологическая тропа стала площадкой для реализации экспериментальных конкурсных работ. Например, на станции «Огород» дети вырастили огурцы и томаты от семечки до плодов, воспитатели помогли описать и оформить эксперимент, приняли участие в региональном этапе Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию “Малая Тимирязевка”, заняли призовые места.

В 2024 году началась разработка и реализация новой станции экологической тропы «Метеостанция». Уверены, что метеостанция позволит детям проводить интересные наблюдения, опыты и эксперименты за живой и неживой природой. Для взрослых очевидно, что снег тает, ветер дует, но в наших силах подарить ребенку чудо открытия, чувство успеха, жажду учиться.

2024 году детский сад вступил в региональную сеть детских ботанических садов Самары и России. Принимаем участие в очных и заочных мероприятиях. На территории сада есть взрослые хвойные деревья. Они стали основой коллекции хвойных растений. Несколько лет назад выпускники высадили аллею туй. Родители помогают с посадочным материалом. Высадили как садовые формы, например, голубую ель, так и дикорастущие молодые хвойные деревья из леса. Оформили информационные таблички к образцам коллекции. Дети в рамках экологической тропы смогут наблюдать за ростом растений, вести дневник наблюдений. В планах провести черенкование для пополнения посадочного фонда и последующего обмена с коллегами.

 Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях.

 Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekologicheskaya_tropa.pdf1.35 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»

Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

«Патриотическое воспитание дошкольников через реализацию проекта «Посткроссинг в детском саду»»

Патриотизм  это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно...