Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности»
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происходят количественные и качественные изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.
- Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности
- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Согласно требованиям ФГТ, предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Для повышения интереса детей к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации.
Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.
Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения....
Экологическое воспитание дошкольников через игру
В статье представлены игры для ознакомления дошкольников с миром природы....
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через игру»
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение, поэтому особо остро встала задача более широкого...
«Экологическое воспитание дошкольников через игру»
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих...
Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.
Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...
Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...
Мастер- класс для родителей на тему "«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происхо...