ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.
опыты и эксперименты (средняя группа)

Людмила Владимировна Зарубина

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ.

Уважаемые коллеги.

Как вам известно, задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из сторон этой личности является правильно сформированное экологическое воспитание.

Хочу напомнить, что экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный не только на формирование любви к природе, но и на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов. Изучением таких свойств и отношений я занимаюсь с детьми 4-5 лет, и основную роль в этом играет применение мной STEM-образования. Это легло в основу темы моего самообразования в данном учебном году. Работу в этом направлении я разделила на блоки:

- неживая природа,

- конструирование и творчество,

- живая природа.

Напомню, что STEM-образование включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство и математику. STEM-образование нацелено на получение ребенком знаний через собственный практический опыт. Оно способствует развитию самостоятельности детей и развитию критического мышления ребенка.

Для создания условий, побуждающих ребенка мыслить, строить предположения, делать выводы, применять знания на практике, я использую определенный алгоритм работы:

-постановка проблемы,

-построение гипотезы,

-поиск решения проблемы,

-обоснование вывода,

-творческая деятельность.

 Использовать элементы STEM-образования и данный алгоритм можно в разных видах детской деятельности. Предлагаю вашему вниманию несколько примеров.

Как известно, ведущий вид деятельности дошкольников - игровая. В игре я предлагаю детям использовать традиционные для STEM-образования материалы: разные виды конструкторов, Дары Ф.Фребеля, напольные модули. Эти материалы дают возможность ребенку апробировать разные пути решения проблемы, сделать определенные выводы и выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения. Например, играя с напольными модулями в строителей и строя мост через реку для Пузыря, Соломинки и Лаптя, дети предлагали разные виды построек. В результате детьми был сделан вывод, что если река широкая, то и мост должен быть достаточно длинным и желательно, чтобы он содержал дополнительные опоры. В процессе игры с водой, соломкой и поддувалочками дети выяснили, что воздух – это невидимое вещество, которое находится повсюду вокруг нас и которым мы дышим.

Художественно-эстетическая деятельность, как известно, всегда увлекательна для детей. При использовании STEM-технологий мы с детьми сами изготавливали краску для передачи красоты дерева в разное время года. Это краски с использованием клея ПВА и пены для бритья. В результате дети закрепили знания о зависимости состояния дерева от времени года. Интересным и необычным для детей было и рисование Дарами Ф.Фребеля, когда дети учились с помощью непривычных для них материалов показать процесс развития цветка в динамике. Эта работа вызвала у детей большие сложности в передаче перехода растения от одной фазы развития к другой, т.е. от семени к ростку, от ростка к взрослому растению, от взрослого растения обратно к семени. Благодаря такой деятельности, дети учатся устанавливать последовательность событий: что предшествует данному событию и что за ним будет следовать.

Восприятие художественной литературы и фольклора. Этот вид деятельности был основан мною на знакомых детям сказках. Так, при работе над сказкой «Рукодельница и Ленивица» дети сами изготавливали цветные льдинки, закрепляя некоторые свойства воды. При работе над сказкой «Теремок» воспитанники сделали вывод, что для размещения всех желающих теремок должен быть больше и шире и размер комнат должен соответствовать размеру каждого жителя. А, следовательно, чем крупнее объект – тем больше пространства ему необходимо. Во время работы над сказкой «Три поросенка» дети на собственном опыте убедились, что постройки из соломы и веток недолговечны и что самая прочная постройка из деталей, которые надежно скреплены между собой. Такая работа позволяет детям на практике познакомиться и закрепить некоторые свойства объектов и, в последующем, использовать свои знания в других видах деятельности.

Экологическое воспитание тесно связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Так, недавно мы работали над темой «Насекомые и их знакомые», где дети искали сходства и различия между насекомыми и паукообразными. С этой целью ребятам было предложено изучить коллекцию насекомых и пауков и заполнить таблицу общего и различия. Полученные знания могут использоваться детьми, например, в конструировании, лепке, рисовании. В продолжение этой темы я планирую познакомить детей с жизнью колонии муравьев, показав им разные виды муравьев в рамках одной колонии, разъяснив функции каждого типа для жизнедеятельности всей колонии.

Для вовлечения родителей в ознакомление с возможностями STEM-образования я предлагаю консультации, памятки, демонстрирую оборудование, которое мы используем, знакомлю с результатами нашей с детьми деятельности. Помимо этого, мной был проведен мастер-класс «Почему, зачем и как», где я познакомила родителей с применяемым мной в работе алгоритмом. Всем родителям было предложено на практике пройти этот алгоритм и решить проблему: Как известно, Баба-яга живет в глухом, дремучем лесу. В последнее время в избушке Бабы-яги стало слишком темно. Как помочь старушке? Как ни странно, но все три фокус-группы предложили сначала вырубить деревья, а уже потом переселить Бабу-ягу в другой дом, переместить избушку на пригорок или убрать окна и дверь и зажечь свечи.

То есть, как мы видим, даже родители сначала решили пойти самым легким путем, не задумываясь о значении деревьев в природе и о последствиях своих действий.

В результате проделанной мной за этот период работы я могу сделать вывод, что STEM-образование дает обширные возможности для реализации экологического воспитания дошкольников, может использоваться в разных видах детской деятельности и разных образовательных областях. И я планирую продолжить работу по дальнейшей реализации STEM-образования в старшей и подготовительной группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

Экологическое воспитание дошкольников через использование игр.

Игровая деятельность по экологическому воспитанию позволяет: Формировать представление о растительном мире, о животном мире, об экологической культуре. К. Д Ушинский неоднократно подчеркивал легк...

Экологическое воспитание дошкольников через творчество с использованием природного материала

Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней, формирования трудовых навыков, решения задач экологического воспит...

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)

Экологическое воспитание дошкольников через использование РППС в группе (из опыта работы)...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...

"Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»

laquo;Экологическое воспитание дошкольников через экологическую тропу на участке детского сада»Абильева Зарина Миндваевна,старший воспитательМБДОУ «ЦРР – детский сад № 332» г....