Конспект по познавательному развитию « Зимой в лесу »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось) зимой.
- Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию « Зимой в лесу »
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось) зимой.
- Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи.
- Активизировать словарь: « нора », « дупло », « хищник »
- Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности.
Материал, который потребуется:
- Иллюстрированный материал.
- Картинки с изображением зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось).
- Наборное полотно.
- Трафареты (белка, заяц, волк, медведь, лось )
- Сказочная дорожка.
Предварительная работа с детьми:
- Беседы о зиме (изменения в природе, об изменениях в реках, одежде людей).
- Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы.
- Считалки и загадки о диких зверях.
- Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных.
- Рассматривание репродукций о зиме, о животных.
Беседы:
«Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост? », «Как зимуют животные в лесу? ». Приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание.
Ход занятия.
( заходят дети, строятся в одну линию)
Воспитатель приветствует гостей, а ребята кивают головой.
Воспитатель: Ребята, на улице снег, холодно, а у нас в группе светло, уютно и тепло.
( стук в дверь )
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети: Ответ детей.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в руках?
Незнайка: Это конверт непростой, в нем приглашение для всех нас.
Воспитатель: А куда нас приглашают?
Незнайка: Нас всех приглашают в зимний лес. Дети вы хотите побывать в зимнем лесу?
Дети: Конечно
Незнайка: Ну тогда закрывайте глаза.
Воспитатель: Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы перенесёмся в зимний лес: « Раз, два, три в зимний лес ты попади! »
( Дети открывают глаза, воспитатель проводит детей по зимней дорожке)
Дети садятся на стульчики.
( Ввключается зимняя музыка )
Воспитатель: (воспитатель читает стихотворение Николая Некрасова « Снежок »).
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года идёт речь?
(О зиме).
Воспитатель: Ребята, по каким признакам мы можем определить, что пришла зима?
(С приближением зимы, деревья сбросили листву, понизилась температура воздуха, зимой выпадает снег, а снег какого цвета, а еще какой снег, люди надевают тёплую одежду, водоёмы покрылись льдом.)
Воспитатель: Молодцы, все вспомнили. Не забывайте, что зимой нужно одеваться тепло, давайте вспомним, что одевают, выходя на улицу?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно.
( Незнайка берет корзину, в корзине лежат трафареты диких животных )
( Незнайка обнимает корзину )
( Дети сидят на стульчиках, а незнайка подходит к мольберту )
Незнайка: Эти животные живут в лесу, но на улице очень холодно – ведь сейчас зима. Наверно им тоже холодно, голодно, вот я и решил забрать их домой: буду ухаживать за ними, кормить.
Воспитатель: Ребята, разве можно взять этих животных домой?
Дети: Нет, нельзя. А почему нельзя? Им нужна свобода и в любую пору года они находят себе пищу и не мерзнут.
Незнайка: Ну вот, я расстроился.
Воспитатель: Незнайка, не расстраивайся. Ребята, давайте развеселим Незнайку.
Физкультминутка « Как животных нам назвать? »
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать?
( Шагать на месте )
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются.
( Хлопать в ладоши )
По картинкам все их знают.
( Сложить ладони « книжкой » .
Волк, лиса, медведь и заяц.
( Загибать пальцы ).
Дом их - заросли густые,
(Сложить руки « домиком» ).
Они дикие, лесные
( Изобразить дерево, растопырив пальцы).
Незнайка: Ой, ребята, ну вы молодцы. А давайте я вам загадаю загадки.
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок да скок (белка).
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет белки )
Выставляется картинка Белки
Незнайка: Этого зверя я знаю. Летом в лесу много раз видел. Зимой ведь для белки пищи нет, надо о ней позаботится, домой взять и покормить, а лучше до весны спать уложить.
Воспитатель: Можно ли так поступить с белкой? ( Нет )
Вопросы воспитателя: Где белка живет? ( Зимой белка живет в лесу, в дупле )
Чем питается белка? ( Белка питается орешками, грибами )
А когда белка заготавливает свои запасы? ( белка заготавливает свои запасы с осени)
Незнайка: Ладно, белку я оставлю в лесу. А вот этого зверя я обязательно возьму домой:.
Он хозяин леса строгий,
А поспать любит в берлоге.
Страшно может он реветь,
А зовут его (медведь)
Выставляется картинка медведя в берлоге
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет медведя )
Вопросы воспитателя: Как медведь готовится к зиме? ( Медведь летом накапливает подкожный жир, кушает ягоды, а в ноябре медведь впадает в спячку.
Чем питается медведь зимой? ( Медведь зимой спит, жизнь медведя сохраняется за счет использования организмом подкожного жира ).
Незнайка: Да, медведя я пожалуй, домой брать не буду. Ему в лесу надо жить, а не со мной. Я тогда этого зверя возьму, он такой маленький, любой его обидит.
Зимой белый - летом серый, (заяц)
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет зайца )
Выставляется картинка Зайца.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, как зимует в лесу заяц.
Вопросы воспитателя: Как заяц готовится к зиме? ( Зимой у зайца меняет цвет шерсти – заяц линяет ).
Чем заяц питается? ( Зимой заяц питается веточками и корой от деревьев). Есть ли у зайца враги? ( У зайца враги есть лиса и волк. )
А как он от них спасается? ( У зайца маленькие и быстрые ноги, поэтому он быстро убегает от врагов).
А что еще спасает зайца от врагов? ( зайца от врагов спасает цвет шерсти – так как заяц белый зимой он не заметен. )
Незнайка: Ладно, я все понял и зайчика тоже оставлю в лесу, не буду брать домой. А кто же еще питается корой деревьев и ветками? Ведь посмотришь в зимнем лесу на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу до них не достать?
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет лося )
Выставляется картинка лося
Вопросы воспитателя : Где живет зимой лось? (Зимой лось живет в лесу ) А где спит лось? ( Зимой лось спит на снегу )
Какой у лося враг? ( У лося есть враг и это волк ).
Как лось спасается от него? ( У лося длинные ноги, поэтому лось быстро бегает )
А чем еще лось защищается? ( Лось защищается большими рогами )
Незнайка:
А еще есть зверь лесной,
Он ребята, очень злой.
Вы с ним даже не встречались.
Вы его бы испугались. Кто это? (волк )
( Незнайка достает из своей корзинки трафарет волка )
Выставляется картинка волка
Незнайка рассказывает про волка.
Незнайка: Нет, я лучше не буду брать волка домой, пусть он работает Санитаром леса.
Незнайка: Ой, какие вы молодцы. Ну да вы были правы, дикие животные должны жить в лесу, а не дома.
Воспитатель: спрашивает у детей, понравилась вам прогулка по зимнему лесу? ( Да ) ( Воспитатель у каждого ребенка спрашивает что ему понравилось в нашей прогулке )
( Ответы детей)
Воспитатель: Вот мне больше всего понравилась красивые деревья в снегу.
Воспитатель: Незнайка, спасибо тебе за интересную прогулку по лесу.
Воспитатель: Ребята, ну нам с вами пора возвращаться из зимнего леса в группу. Мы закрываем глаза и я вам говорю волшебные слова. : « Раз, два, три в нашу группу попади! »
Незнайка: Прогулка мне наша понравилась, ну мне пока уходить. До новых встреч ребята.
Воспитатель: И вам гости дорогие спасибо за внимание и мы вам говорим до свидания.
Зайцы
Зимой заяц меняет цвет шерсти – заяц линяет, благодаря белому цвету зайца не видно на снегу. Зайцы лесные кормятся корой деревьев и ветками. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его нашли бы по следу и поймали, но заяц труслив и его трусость спасает его. У зайца маленькие и быстрые ноги, поэтому он быстро убегает от врагов. Враги у зайца – лиса и волк.
Лось
Лось зимой живет в лесу. Спит лось на снегу. Лось самый сильный и крупный лесной житель. Лес кормит его . Лось любит воду и хорошо плавает. Но зимой о лосях заботятся лесники, они готовят им кормушки с солью, еще подкладывают свеклу, яблоки, морковь. У лося есть враг и это волк, Лось быстро бегает за счет длинных ног и это его спасает. Лось защищается большими рогами.
Медведь
Медведь всеядный, летом у медведя много растительной пищи и он ей питается, осенью медведь нагуливает себе жир и готовит себе берлогу, чтобы залечь в спячку, чем больше жира он накопит, тем спокойнее спит в берлоге.
Белка
Белка – подвижный зверь. Белка живет в лесу в дупле. Белка питается орехами, грибами и желудями. В конце лета и осенью белка собирает грибы – готовит себе запасы на зиму. Помимо грибов она раскладывает в дупло орехи и желуди. К зиме белка утепляет свое жилище, засыпает травой и мхом щели в дупле.
Еж
Ежик – осенью начинает готовится к зиме, он много ест, носит запасы, выкапывает себе нору под корнями деревьев и ложится спать до весны.
Лиса
Лиса – настоящая красавица. У нее темно – рыжая с шубка. У лисицы хороший слух . Зимой лиса бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли под снегом мышка. Услышит раскопает и схватит зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательное развитие "Зимующие и перелётные птицы"
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребёнок делает множество открытий, общаясь с ней. Получая знания о зимующих и перелётных, дети учатся сопереживать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима в лесу"
Цель: закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, о сенсорных эталонах...
конспект занятия по познавательному развитию "Зима в лесу"
Конспект ООД по познавательному развитию. на закрепление знания детей об обитателях леса (животные)....
Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"
Конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы"...
конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы нашего края"
Интеграция: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель; Создание условий для расширения представлений о мире живой природы.Задачи:Воспитательная: Воспитыв...
Конспект НОД Познавательное развитие: «Кто в лесу живет»
Конспект НОД Познавательное развитие: «Кто в лесу живет»...
Конспект по познавательному развитию «Зимующие птицы» в старшей группе
Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное, речевое развитиеПрограммное содержание:Ц...