Картотека познавательно - исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Материал может помочь педагогу в планирование игр - экспериментов в совместной деятельности с детьми раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_pid_.docx | 811.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №157»
Картотека опытов и экспериментов
для детей раннего возраста
Группа №4
Подготовил воспитатель: Довбня Е.П.
Нижний Новгород
Опыты с водой
Опыт №1
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать
речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки,
пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.
Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках
(вода).
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой.
Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней
ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки).
Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с
молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что
молоко белым цветом).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в
стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос
«Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде
видны предметы?»( Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2
Тема: «Окрашивание воды»
Задачи: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной,
некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою
окраску.
13
Материалы и оборудование: Емкость с водой , краска ( гуашь, акварель),
палочки для размешивания,3 стаканчика.
Ход: Взрослый и дети рассматривают в ёмкости с водой 2—3 предмета.
Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет,
если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок
размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички
краски попали в воду). Выясняют, как еще можно окрасить воду (добавить
краску). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим: положить краску в
каждый стаканчик. Как изменится окраска, если красителя будет больше вода
станет более окрашенной) Дети выполняют задание, рассказывают, что
получилось. Затем воду разных цветов используют для следующего опыта,
(изготовление цветных льдинок).
Вывод: Воду можно окрашивать красителями. Чем больше красителя, тем
ярче окраска воды.
Опыт №3
Тема: «Узнаем, какая вода»
Цель. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней
растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.
Материалы и оборудование. Три одинаковые емкости , закрытые
крышками : одна пустая, вторая заполнена под самую крышку, с чистой
водой, третья- с водой, окрашенная жидким красителем (фиточай) и с
добавлением ароматизаторов (ванильным сахаром); стаканчики для детей,
сахар, ложки.
Ход. Показать три закрытые емкости и предлажить угадать, что в них. Дети
исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной
из тяжелых емкостей- окрашенная жидкость. Затем емкости открывают и
дети убеждаются, что в первой ничего нет, во второй – вода, а в третьей –
чай. Просить детей объяснить, как они догадались, что находиться в
емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики,
добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на
вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.
Результат. Вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется.
Вода прозрачная на вид.
Вывод. Вода прозрачная , без запаха, льется, в ней растворяются некоторые
вещества, вода имеет вес.
Опыт №4
Тема: «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Цель: Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые,
пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы
плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые
предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы
тонут?
Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы,
которые тяжелее воды тонут.
Опыт №5
Тема: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не
растворяются».
Цель: Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный
песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети
насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что
произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не
растворился, осел на дно.
Опыт №6
Тема: «Почему снег мягкий?»
Цель: совершенствовать знание детей о снеге.
Проблема: почему снег мягкий?
Материал: лопатки, ведерки, лупа, черная бумага.
Ход: предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведерками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведерки со снегом очень легкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжелым. В чем дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на черную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
В зависимости от погоды меняется форма снежинок:
- при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых крупных звездочек;
при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой;
- при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны.
Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.
Опыты с песком
Опыт №1
Тема: «Какой бывает песок?»
Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах
песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого
цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать
общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать,
обозначать действия словом. Воспитывать дружеские взаимоотношения в
процессе опытнической деятельности.
Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки,
лупа.
Ход: Сначала предложить ребенку рассмотреть две ёмкости с песком.
Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый
или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в
другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова
выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он
сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики.
Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого
песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы:
«Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас
получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не
рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются
ли и сырого песка куличики?(да).
Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а
остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.
Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал
их из сухого песка)
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой - слипается, принимает форму
ёмкости
Опыт №2
Тема: «Как рисовать песком?»
Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью
рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном
песке можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику, мыслительные
процессы, фантазию.
Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим
песком, палочки, дощечки для лепки.
Ход: Предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим песком.
Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком сухой? Как
вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы думаете, можно ли
нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы детей). Попробуйте
нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются чёткие и понятные?(
на мокром). Почему?( мокрый песок сохраняет форму).Что происходит с
кружками на сухом песке?( они быстро исчезают). Почему?( сухой песок
быстро рассыпается).
Дети рисуют палочкой на мокром песке.
Попросить ребенка взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а
затем разжать кулачок. «Куда делся песок?( высыпался из кулачка).Если
немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).
Показ : «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по кругу.
Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает рисунок.
Игровое задание «Что нарисовал песок?»- рисуем песком образы и
предметы, а ребёнок их отгадывает.
Ребёнок самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.
Вывод: На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок рисует,
высыпаясь из кулачка.
Опыты с воздухом
Опыт №1
Тема: «Как образуются мыльные пузыри?»
Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные
пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать
умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными
понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть
красоту окружающего мира.
Оборудование: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коклейля.
Ход: Буратино предлагает детям отгадать загадку.
Их из баночки пускаю, необычной красоты,
Полетают- исчезают.
В след кричу им: « Где же ,вы?»
Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них
интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?»
Наливаем в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую
трубочку и начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен
такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из
трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в
мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его
выдохнули из себя)».
Игровые действия «Пускаем пузыри»- ребенок пускает пузыри через
трубочки.
Вопросы: « Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру?
Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество
воздуха)».
Игровое задание «Куда полетели пузыри?»- один ребёнок пускает пузыри,
а другие дети называют их местонахождение.
Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.
Опыт №2
Тема: «Как заставить лодочку плыть?»
Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением(
движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу.
Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан),
развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные
отношения со сверстниками.
Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и
никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко!
Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в
море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё
равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали
капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!»
Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!»
Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с
места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить:
«Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень
просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предлагаем ребенку стать капитаном кораблей и отправиться в
путешествие.
Раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить
их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли
ваши кораблики? Почему?(нет ветра, который их подталкивает). Что нужно
сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок?(
мы его выдыхаем).
Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер»-воспитатель показывает
детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если
набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».
Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»-
дети дуют на свои кораблики.
Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.
Опыт №3
Тема: «Игры с соломинкой»
Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить
его.
Материалы и оборудование. Трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего
нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый
предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.
А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился
ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый
рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает
внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только
почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец
которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились
пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий,
поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже
перестанут выходить).
Результат. Дети научились обнаруживать воздух внутри себя и использовать
его для образования в воде пузырьков.
Вывод. Внутри человека есть воздух. Воздух можно почувствовать и
увидеть.
Опыт №4
Тема: «Свойства воздуха»
Цель: закрепить знания о воздухе, познакомить с его свойствами, дать понятие
о том, что воздух занимает место.
Материал: полоски бумаги, воздушные шары.
- Дунуть на бумажку, она отклонится в сторону — это движение
воздуха.
Вывод: Воздух движется с разной силой, если его выпускать небольшой
струей;
- Надуть шарик: круглый и овальный. Воздух принял форму шара.
Вывод: Воздух принимает форму предмета, в котором размещается;
- Сжать круглый слабо надутый шарик — он сплюснется, отпустить
— он примет прежнюю форму.
Вывод: Воздух обладает упругостью.
- Выяснить понимание детьми выражения: «Выйти сухим из воды».
Уточнить, можно ли опустить на дно тазика салфетку, не намочив ее. Прикрепить
пластилином на дно стакана бумажную салфетку, стакан перевернуть вверх дном
и опустить в таз с водой. Вынув стакан из воды, дать детям возможность
обследовать салфетку. Что помешало воде намочить ее?
Вывод: Воздух находился в стакане, поэтому не пустил в него воду и салфетка
осталась сухой.
Опыт №5
Тема: «Шарик-ракета»
Цель: помочь определить, что воздух обладает упругостью, понять, как может
использоваться сила воздуха.
Материал: воздушные шары разной формы.
Надуть воздушный шар, не завязывая, отпустить его. Отметить, к
воздух с шумом вырывается из шара и толкает его в противоположную сторону.
Запустить шары разной формы и упругости, отметить траекторию и дальность
полета. Определить, от чего зависит дальность и высота полета шара. Рассказать
о том, что этот принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: воздух обладает упругостью, может сжиматься, занимать меньший
объем, при выходе из шара толкает его, создавая силу движения
Опыты с бумагой
Опыт №1
Тема: «Свойства бумаги»
Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная.
Оборудование: бумага разной плотности, карандаши, фломастеры.
Ход:
- предложить посмотреть бумагу разной плотности.
- Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите.
Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно.
- А что можно делать с бумагой. (рисовать)
- Проверим. Предлагаем ребенку альбомные листы бумаги, фломастеры,
цветные карандаши.
Самостоятельная — творческая работа детей.
Вывод: на плотной бумаге можно рисовать
- «Мнем и разглаживаем»
А еще бумагу можно мять , сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь
разгладьте.
Вывод: бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная,
на ней можно рисовать.
Опыты с солнечными лучами
Опыт №1
Тема: «Солнечный зайчик»
Цель. Познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал и оборудование. Маленькие зеркала, солнечный свет
Ход. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, взрослый с помощью
зеркальца ловит лучик и обращает внимание детей на то, как солнечный
«зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д., предлагает
поймать убегающего «зайчика». Меняется ролями с детьми: дает им по
очереди зеркало, показывает, как поймать луч, а затем встает у стены.
Взрослый старается «ловить» пятнышко света как можно более
эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия:
«Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он
на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Вместе с
детьми выясняет, откуда берется солнечный «зайчик» и почему его нельзя
поймать.
Результат. Дети знакомятся с естественным источником света- солнцем,
играют с солнечным «зайчиком».
Вывод. Лучи солнца, отражаясь в зеркале, создают световые пятна,
солнечные «зайчики». Световое пятно от отражения в зеркальце нельзя
поймать, нельзя взять в руки.
Опыт №2
Тема:«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
Опыт №3
Тема: «Таинственные стекла»
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
Опыт №4
Тема: «Знакомство с лупой»
Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Самостоятельное исследование предметов через лупу.
Опыты с магнитом
Опыт №1
Тема: «Волшебная рукавичка»
Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: Магнит, мелкие предметы из разных
материалов, рукавичка.
Ход: Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы
притягиваются к рукавичке и не падают. Предлагает детям взять предметы из
других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка
перестает быть волшебной. Дети определяют почему (в рукавичке есть «что-то»,
что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку,
находят магнит, пробуют применить его.
Вывод: магниты притягивают металлические предметы.
Опыт №2
Тема: «Всё ли притягивает магнит?»
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить
материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материалы и оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими
предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия),
магнит.
Ход: Дети рассматривают все предметы, определяют материалы.
Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести
магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям
отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и
назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал
(металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы
притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не
притягиваются).
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по организации познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Волшебная водичка»
Занятие с водой с детьми раннего возраста 1,5-2 годаЦель: Знакомство детей раннего возраста с некоторыми свойствами воды через элементарную исследовательскую деятельностьЗадачи:Формирование представле...
Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для второй группы раннего развития
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах окружающего мира:формировать у...
Педагогическое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Фиалочки» на тему: «Домашние животные
Формирование навыков несложной диалогической, фразовой речи (из 2-3 слов); систематизирование знаний детей о домашних животных и их детёнышах....
Познавательно-исследовательская деятельность во второй группе раннего возраста: огород на окне (выращивание лука). Цель, задачи, ожидаемый результат.
Цель: Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях. Формирование основы исследовательской деятельности. Развитие любознательности, внимания, мышления, активног...
Картотека познавательно – исследовательской деятельности во 2 группе раннего возраста
Занимательные опыты и эксперименты для малышей...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами воды»
Методический материал поможет педагогу вовлечь воспитанников в элементарную познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Сформировать у воспитанников ...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности во второй группе раннего возраста «Знакомство со свойствами снега и льда»
Материал может помочь педагогу вовлечь воспитанников в элементарную познавательно - исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды (в твёрдом состоянии). Сформировать у них зн...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Картотекой удобно
Картотекой удобно пользоваться при планирование образовательной деятельности с детьми. Благодарю за материал, так как по раннему возрасту его очень мало.