Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.
Задачи:
- актуализировать знания детей о носителях информации
- познакомить с первыми вариантами книг в Египте, Китае, на Руси
- обогащать словарный запас детей новыми словами
- развивать познавательную активность и связную речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_istoriya_knigi.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.
Задачи:
- актуализировать знания детей о носителях информации
- познакомить с первыми вариантами книг в Египте, Китае, на Руси
- обогащать словарный запас детей новыми словами
- развивать познавательную активность и связную речь
Ход занятия
Дети заходят в муз. зал, встают полукругом.
Доброе утро, ребята. Как я рада видеть вас. Сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. ( Дети здороваются).
- Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (флэшка) Совершенно верно, но правильное название данного прибора/устройства – флэш-накопитель.
- А для чего же взрослые используют это флэш-накопитель – флэшку, кто знает? (Это прибор для хранения и передачи (компьютерной) информации)
- Скажите, пожалуйста, а где еще может хранится информация? На каких носителях? (компьютер, планшет, телефон, книги, газеты, журналы).
(если дети называют только электронные носители, то их необходимо сориентировать и указать на другие источники)
- Действительно, до того, как появились компьютеры, обычная бумажная книга – была главным носителем информации.
- А вам нравится слушать, когда взрослые читают книги? Может быть, кто-то уже и сам читает?
- Какие книги вам нравится слушать / читать? (Ответ детей)
- А как вы думаете, ребята, всегда ли книги были такими, как сейчас?
(Ответ детей)
- Все верно, ребята. Я предлагаю вам отправится сегодня в необычное путешествие – В ПРОШЛОЕ, чтобы узнать, как в далекие-далекие времена люди хранили, передавали различную информацию друг другу и какими были книги в те времена.
- Готовы? А как же мы перенесемся в прошлое? (Ответы детей)
- Открою вам секрет – «машина времени» перед вами.
Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени.
- Итак, приготовьтесь, мы отправляемся в прошлое и в нашем путешествии нам очень пригодится экран.
Звучит музыка «Египет», меняются слайды с достопримечательностями этой страны.
Слайд 1
- Посмотрите, дети, в какую страну мы попали? Может быть, кто-нибудь узнал ее по этим достопримечательностям?
- Да - мы с вами переместились в Древний Египет.
Египет - очень красивая страна.
Слайд 2
Ее еще называют «страной четырех пустынь», т.к. почти вся территория Египта покрыта пустынями. Кто напомнит мне, а что такое пустыня? (место, где много-много песка, но почти нет ни животных, ни растений)
Слайд 3
Еще мы видим на слайдах пирамиды
Слайд 4
И сфинкса (статую льва с лицом человека)
Слайд 5
А правителей этой страны называют фараоны.
Слайд 6
У фараонов были помощники – жрецы – очень умные и образованные люди. Они умели читать, писать.
- Пройдите за столы и посмотрите, что жрецы использовали для записи важной информации в Древнем Египте.
- Итак, что же перед вами на столах? (глина, песок, палочка).
Молодцы ребята. Пододвиньте к себе тарелку с песком. За окном сегодня очень хорошая погода. Представьте, что вам надо сохранить информацию о том, что сегодня на небе светит солнце и передать ее. Нарисуйте на песке солнце. Получилось?
- А теперь передайте мне это письмо, принесите, пожалуйста, свои тарелочки ко мне. Вижу солнце у ….. (имя ребенка) и т.д. А почему не сохранился рисунок у …… (имя ребенка). Почему такое произошло? (ответ детей)
- Правильно. Песок очень сыпучий, рыхлый, долго информация на нем не хранится и ее очень трудно передать от человека к человеку. К этому выводу пришли в Древнем Египте и стали пробовать другие материалы.
- Теперь попробуйте тоже солнце на глине нарисовать. Молодцы. Получилось? Положите палочки. Проверьте, может ли глина сохранить ваш рисунок. Потрясите, подуйте на свои таблички. Что изменилось? К какому же выводу пришли древние жрецы? (глина подходит для сохранения информации).
Слайд 7
Посмотрите на экран. Вот такие первые книги собирали из глиняных табличек.
Слайд 8
На мягкой глине выдавливали знаки и картинки, как вы сейчас, острой палочкой, которая называлась клином. Такое письмо и называлось –клинопись (писать клином).
Потом глину сушили и обжигали в печах.
Слайд 9
Из табличек составляли книги.
Ребята, а как вы думаете, такие книги было удобно хранить? Почему?
Вот и жрецы Древнего Египта думали, чем бы заменить глиняные таблички.
Но нам пора отправляться дальше. Нас ждёт другая страна.
Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени.
Звучит музыка Китай.
- Кто по музыке догадался, куда же мы переместились? Это древний Китай -страна многих открытий.
Слайд 10
Слайд 11
Посмотрите - это великая китайская стена, которая защищала Древний Китай от врагов.
Слайд 12
А какие красивые дома строят в Китае!
Слайд 13-14
И еще выращивают много чая и риса.
Китайцы очень много времени уделяли своему здоровью. Ежедневно закаляли своё тело. Я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать вместе со мной китайскую гимнастику. Встаем в круг так, чтобы друг другу не мешали.
Готовы? Звучит китайская музыка.
Ноги соединяем, руки отпускам вниз и потихонечку поднимаем руки верх, приветствуем солнышко. Теперь движение как зонтик. Ох, какие красивые зонтики. Руки поднимем вверх и соединяем. Поднимем левую ногу. Держим равновесие. Отпустили. Тоже самое, но теперь поднимаем правую ногу и держимся. Молодцы. Теперь движение-чайник наливает чай. Сначала одной рукой потом второй. Теперь отпускаем руки вниз, потихонечку поднимемся и резко вниз со звуком «ха». И дышим равномерно. Молодцы ребята.
Предлагаю вам сесть.
Теперь посмотрим, как сохраняли информацию в Китае.
Слайд 15 -16
- В Древнем Китае писали на шёлке. Его нарезали на кусочки, на них писали, а потом эти странички сшивали вместе и получались шёлковые книги.
До сих пор в Китае пишут специальными символами, которые называются иероглифы. Повторите со мной – иероглифы. Посмотрите на них. Иногда иероглиф обозначает одну букву, но чаще это целое слово.
Вот - горы.
Это - река.
Это - рисовое поле.
Вот -солнце.
А это - человек.
Чтобы правильно писать иероглифы надо долго учиться, но я предлагаю вам самим попробовать нарисовать понравившийся иероглиф. Все, что вам для этого может понадобиться, лежит перед вами.
Ты что написала, Лиза? – ответ ребёнка
А ты что Леша? – ответ ребёнка
Вот так в Древнем Китае рождались первые книги. Но шелковая ткань – очень дорогой материал, поэтому китайский правитель – император приказал ученым придумать ему замену. Так в Древнем Китае изобрели бумагу, которой мы пользуемся с вами каждый день.
- Давайте попрощаемся с Древним Китаем и продолжим наше путешествие.
Дети проходят в «машину времени». Включают машину времени. Звучит звук машины времени
Звучит музыка Русь
- Ребята, а следующая страна, куда мы перенесемся - это древняя Русь.
Слайд 17
Слайд 18
Русь всегда славилась своими деревянными городами
Слайд 19
Могучими и сильными богатырями,
Слайд 20
Своими умельцами и рукоделием.
- Ребята, посмотрите на этот сувенир, а вы знаете из какого материала он сделан? (ответы детей) Этот сувенир сделан из бересты.
А вы знаете что такое береста?
Слайд 22
Давайте посмотрим, на что это похоже? На кору
Слайд 23
Умница молодец. Это же кора берёзы. Сначала на Руси писали именно на бересте с помощью острых палочек. Так получались берестяные грамоты.
Слайд 24
На ней писали летописцы (люди, которые записывали все происходящие на Руси события). Наши предки очень любили и ценили книги
Слайд 25
Вот такие были первые книги. Ребята, как вы думаете удобно было хранить такие книги? (ответы детей). Книги были похожи на сундук, были очень тяжелые и дорогие, позволить себе их могли только богатые.
Слайд 26
Труд летописцев был очень тяжелым. У них уходило много времени на то, чтобы написать одну книгу.
Они очень обрадовались, когда появился первый печатный станок для книг.
А как же он работал?
Слайд 27
Смотрите - оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, потом прижимали к листу бумаги и получалась печатная страничка.
Давайте и мы попробуем сделать печатную страничку. Подойдите к столу. У нас уже есть бумага, на которой, написан текст стихотворения. Мы же с вами с помощью печатного оттиска сделаем картину-иллюстрацию к нему. Но сначала, давайте его прочитаем.
Ранней весной зацветает подснежник.
Цвет голубой, бархатистый и нежный.
Он из-под снега проделал свой путь,
Чтобы на солнце впервые взглянуть.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) Правильно!
- Недавно завершился какой месяц весны? (март), а за ним наступил какой месяц весны? ( апрель)
Ранней весной, когда еще лежит снег, на проталинках зацветают первые цветы – подснежники.
Их мы сейчас нарисуем необычным способом. У вас на столе краски голубого и зелёного цвета, кисточки для красок и картофель.
Берем картошку, обмакиваем её в голубой краске, и прикладываем к листку, аккуратно убираем и у вас остается оттиск на листке. Это головка подснежника. Затем берем кисточку, обмакиваем её в зелёной краске, и рисуем стебель и листочек. У всех получается? Молодцы ребята. Посмотрите какая красивая картина у нас получилась.
Вот такая картина-иллюстрация с элементами печатания у нас свами получилась.
Дети, мы много сегодня трудились, много новой информации узнали, и нам пора возвращаться в детский сад, проходите в машину времени.
Включают машину времени и попадаем в детский сад. (музыка машина времени)
- Ура, мы дома, в нашем детском саду. Посмотрите, у меня в руках опять моя флэшка, с которой началось наше путешествие. На ней хранятся все картинки, которые я вам показывала и о Китае, и о Египте, и о России, много информации, которую я специально читала, чтобы сегодня вам ее рассказать. А как в древности сохраняли информацию и передавали ее друг другу, вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Ребята, я очень люблю читать, люблю получать новые знания из книг. И на память о нашем путешествии я хочу вам подарить книгу в ваш книжный уголок.
Спасибо ребята! Попрощайтесь с гостями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...
конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по лабиринту геометрических фигур"
дети отправляются в путешествие по лабиринту, выполняя на каждой остановке математические задания....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информаци...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в мир профессий»
Цель: создание условий для формирования знаний детей по теме «Профессии взрослых». Задачи: Образовательные: 1. Способствовать успешному усвоению знаний по теме «профес...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»
Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Путешествие по стране Здоровье"
Занятие направлено на формирование здорового образа жизни детей....