Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: История книги
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе для детей 6-7 лет на тему: История книги. Данное занятие поможет сформировать представления детей о книге как источнике информации, познакомить детей с историей создания книг из различных материалов, воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_istoriya_knigi.docx | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование представлений детей о книге как источнике информации, ее эволюция в истории.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания книг из различных материалов
- Создать условия для развития познавательного интереса к возникновению книг
- Развивать активность и самостоятельность в познавательной деятельности
- Содействовать развитию мыслительных операций (сравнения, анализа), логического мышления, умения рассуждать;
- Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Методы и приемы: словесные (рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям); наглядные (показ с пояснением, рассматривание); игровые ( ); практические ( )
Материалы: современные книги разного формата (детские и взрослые), старинная книга, камни, глиняные таблички, деревянные палочки, береста, заготовки для создания книг.
Ход деятельности:
- Введение в ситуацию
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Читать нужно, научиться
Дети: книга
Воспитатель: Правильно ребята, это книга! (Достаёт красочную книгу сказок.) Ребята, а из чего делают книги?
Дети: из бумаги
Воспитатель: А зачем нужны книги?
Дети: читать, рассматривать картинки, узнавать что-то новое
Воспитатель: Давайте рассмотрим книги:
(На первом столе лежат книги-раскладушки, малышки, тонкие и толстые книги для детей)
- Актуализация
Воспитатель: Рассмотрите книги. Полистайте их. Как вы думаете, для кого такие книги?
Дети: для детей
Воспитатель: а как вы догадались?
Дети: много картинок
Воспитатель: Дети, как называются такие книги?
Дети: детские, раскладушки
Воспитатель: Почему они носят такое название?
Дети: потому что раскладываются
Воспитатель: Правильно, раскладушка, потому что раскладывается. Из чего они сделаны? Что позволяет такой книжке не падать?
Дети: твердые листы и обложка
Воспитатель: Твёрдый картон. Чудесные красочные книжки-раскладушки приносят много радости малышам. Может быть, среди них есть книжки, которые и вы любили, когда были очень маленькими. В этих книгах собраны сказки, рассказы, стихи для вас. А для детей которые еще не могут читать книги с картинками, рассматривая которые вы можете узнать целую историю, которая произошла, можете узнать что-то новое и интересное, получить какую-то информацию. Как называется лицевая сторона книги и последняя страница?
Дети: обложка
Воспитатель: Что пишут на обложке таких книжек?
Дети: Название, и кто написал книгу
Воспитатель: Как скреплены листы книги?
Дети: листы сшиты, склеены.
(На втором - толстые книги для взрослых)
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим эти книги. Полистайте их. Как вы думаете для кого эти книги?
Дети: для взрослых
Воспитатель: Как вы догадались.
Дети: В этих книгах нет картинок
Воспитатель: Да, действительно, здесь мало картинок. Как вы думаете, как долго можно читать такую толстую книгу?
Дети: день, неделю
Воспитатель: Да, можно читать целый день, два, три дня, неделю. А что может помочь не забыть, где закончили читать, чтобы продолжить чтение на следующий день?
Дети: закладка
Воспитатель: Да правильно. Но еще все странички в книге пронумерованы. Можно запомнить номер странички.
(На третьем столе – старинная книга)
Воспитатель: Мальчики, как вы думаете, что это?
Дети: старая книга
Воспитатель: Да, это старинная книга. Давайте рассмотрим ее и сравним с другими книгами. Посмотрите внимательно, чем эти книги отличаются?
Дети: у этих книг разные обложки, в старинной книге другие буквы, в ней нет картинок
Воспитатель: А есть у этих книг что-то общее?
Дети: Да, есть. У всех книг есть обложки, страницы, которые скреплены между собой, есть переплет.
- Затруднение в ситуации
(На четвертом столе – камень, береста, глина)
Воспитатель: А что на этом столе? Как вы думаете, для чего здесь лежат эти предметы?
Дети: камень, береста, не знаем.
Воспитатель: Вам трудно догадаться?
Дети: Да
Воспитатель: Если не знаешь, у кого можно спросить?
Дети: у взрослых, в интернете.
Воспитатель: Для того, чтобы раскрыть секреты таинственных предметов, предлагаю отправиться в путешествие. Согласны?
- «Открытие» нового знания
Слайды (каменная книга)
Воспитатель: Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели - потому что не знали на чём это можно делать. Вот однажды маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем. Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях.
Что это вам напоминает?
Дети: истории в картинках
Воспитатель: Молодцы, правильно, истории в картинках, потому что рассказывает нам какую-то историю, содержит информацию. А когда картинок много, есть история, что это?
Дети: книга
Воспитатель: Вы правы это первая каменная книга. Не смотря на то,что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему?
Дети: камни тяжелые, мало места для рисунка.
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем создать рисунок на камне.
Практическое действие:
Детям предлагается плоский камень крупного размера и заостренный камень меньшего размера. Они пробуют нацарапать рисунок.
Воспитатель: Ну, что мальчики, получилось у вас что- то нарисовать.
Дети: трудно писать и рисовать на камне, потому что камень прочный и на нем тяжело что-то написать, неудобно хранить.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие
СЛАЙД. Глиняные таблички.
Воспитатель: Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась и пока она не оставалась влажная, на неё наносили иероглифы и рисунки. После этого глиняные дощечки клали на солнце сушить. Когда глиняные дощечки подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и хранили. А что вам это напоминает?
Дети: страницы книги
Воспитатель: Да правильно. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах.
Практическое действие:
Детям предлагается на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Дети пробуют.
Воспитатель: Мальчики, удобно писать на глиняных страничках?
Дети: глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.
Воспитатель: Удобны ли были такие книги?
Дети: нет, не удобны. Тяжелые книги получались, могли разбиться.
Воспитатель: Отправляемся дальше
СЛАЙД. Береста.
Воспитатель: Спустя много лет после освоения письменности на глиняных дощечках, решили попробовать использовать и другой материал – бересту. Береста – это кора с дерева берёзы, очищенная и высушенная. На подготовленную кору наносились резцы, с помощью заострённой палочки на конце. Готовые письмена складывали в хранилище. Что напоминает этот материал, что из него можно сделать?
Дети: на старой книге обложка из дерева
Воспитатель: Давайте попробуем нанести рисунок с помощью резца на кору.
Практическое действие
Детям предлагается нанести рисунок на бересте
Воспитатель: Ну, что мальчики, легко наносить рисунок на бересте?
Дети: трудно, долго, неудобно писать.
Воспитатель: А как вы думаете, почему сейчас нет таких книг?
Дети:
Воспитатель: Берестяные книги хранились не долго, так как в них заводился жучок - короед, и это уничтожало книги.
Поиски удобного и практичного материала продолжались,
Слайд папирус и шелк
Папирус еще один материал, который люди использовали для письма. Папирус - это растение, родом из далёкого Египта. Стебли папируса разрезали на полоски, высушивали и склеивали. На папирусе в древние времена не только писали, но и изображали образы людей и животных, которые совершали разные действия.
Времена менялись, и люди продолжали экспериментировать с различными материалами для письма и создания книг. В Древнем Китае стали использовать ткань. Люди писали тушью на шелке. Эти материалы считались самыми дорогими по обработке, и они также были не очень удобными и практичными.
Люди продолжали поиски удобного материала, пока не была изобретена бумага. Первую бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги стали узнавать в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее. Люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок и чтобы не забыть - их записывали вручную на листы бумаги. После этого все листы соединяли и скрепляли, получалась книга. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками.
- Включение нового знания в систему знаний,
Воспитатель: Я хочу вам предложить создать свои собственные книги. Подумайте, о чем бы вы хотели рассказать в своей книге. Потом мы с вами устроим выставку собственных книг «О книге».
- Осмысление
Вот такой длинный, сложный и интересный путь прошла книга, чтобы стать такой, как сейчас.
Пора отправляться обратно в группу. Звучит музыка, подходят к столу с предметами.
Воспитатель: Ну, что мальчики, вы догадались, почему здесь лежат эти предметы?
Дети: да, это раньше были такие книги
Воспитатель: Молодцы, вы правильно поняли. Мне очень хочется узнать ребята вам понравилось наше путешествие?
Дети: да, понравилось
Воспитатель: Что показалось сложным? Что было сделать легко?
Дети: Трудно писать на камне, бересте. Писать на глиняных табличках.
Воспитатель: А что именно вам понравилось, что нового вы узнали?
Дети: Узнали, какими были книги раньше, на чем рисовали.
Воспитатель: Для чего нужны книги человеку?
Дети: хранить и доносить информацию, рассказывать о чем -либо
Воспитатель: Да ребята люди всегда пытались найти способы передачи информации, и писали и рисовали на разных материалах. И пытались найти такой материал, который долго можно хранить. Книги нужны, чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"
Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме "Путешествие книги"
Цель: Формирование интереса к книге как источнику знаний и произведению искусства. Задачи: • Расширять представления детей о разных книгах, истории возникновения книг, показать их значимость в совре...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в историю книг»
Цель: расширить представления детей о книге, о свойствах и качествах различных материалов, используемых в древности для создания книги.Задачи:- актуализировать знания детей о носителях информации- поз...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "История возникновения обуви"
Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследоват...
Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Красная Книга Смоленского края. Растительный мир»
Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения выступает экологическое воспитание детей. Под таким воспитанием мы понимаем ознакомление детей с природой, в основу которого положен ...