План кружка Волшебный мир природы
учебно-методический материал по окружающему миру
Представляем вашему вниманию план работы кружка "Волшебный мир природы", цель которого развитие познавательного интереса к окружающему миру природы у детей дошкольного возраста посредством макетирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnyy_mir_prirody.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»
Принята на педагогическом совете № 4 «10» апреля 2018 г. | Утверждено Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад №450 «Рябинка» От «12 » апреля 2018г. №101 ____________________ Ю.Ю. Казакова |
Дополнительная общеобразовательная
дополнительная общеразвивающая
программа
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»
Возраст детей: 4 – 6 лет
/в группах общеразвивающей направленности/
Срок реализации программы: 2 года
Автор:
Кузмина Е.С. – старший воспитатель
Пирогова Е.А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад №450»
г. Нижний Новгород
2018
Содержание программы
- Паспорт Программы …………………………………………………..………….3
- Пояснительная записка…………………………………………..……………….4
- Цель и задачи Программы………………………………………………………..5
- Ожидаемые результаты освоения Программы……………………...……....5 – 6
- Определение результативности освоения Программы…………………………7
- Учебно – тематический план занятий………………………………………...….8
- Перспективный план занятий с детьми 4 – 5 лет……………………….….9 – 12
- Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет…………………………13 – 16
- Методическое обеспечение Программы…………………………………..17 – 18
- Литература……………………………………………...………………………..19
1. Паспорт программы
Вид образовательной программы | Дополнительная общеобразовательная |
Направленность образовательной программы | Дополнительная общеразвивающая |
Автор программы | Кузмина Е.С. – старший воспитатель Пирогова Е.А. – воспитатель |
Возраст детей, участвующих в реализации программы | 4 – 6 лет |
Срок реализации | 2 года |
Место реализации программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка» |
Цель программы | Развитие познавательного интереса к окружающему миру природы у детей дошкольного возраста посредством макетирования. |
Ожидаемые результаты |
|
Нормативно – правовая база программы |
|
2. Пояснительная записка
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к ней.
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
Цель работы: развитие познавательного интереса к окружающему миру природы у детей дошкольного возраста посредством макетирования.
Основные задачи:
- Обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
- Развитие устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость к миру природы бережное отношение к ней
- Развивать умение применять полученные знания в разных видах деятельности (речевой, игровой, конструктивной)
Форма работы с детьми:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 - 25 минут.
Срок реализации программы 2 года.
Ожидаемые результаты работы с детьми среднего дошкольного возраста:
- Повышение уровня любознательности.
- Подбор оборудования для создания разнообразных макетов.
- Развитие познавательной активности детей, проявляющейся в увеличении количества детских вопросов.
- Формирование гуманно-ценностного отношения к природе.
- Обогащение замысла и сюжета игровой деятельности.
- Обогащение представлений детей о природе родного края.
Ожидаемые результаты работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Максимальное включение детей в процесс обыгрывания макетов.
- Обогащение представлений детей о природе различных природных зон.
- Умеют обозначать конкретную цель в игре, самостоятельно дополняя сюжет по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.
- Умеют придумывать новые сюжеты, объединяя 2-3 макета.
- Рост познавательной активности детей: желание искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
- Формирование гуманно-ценностного отношения к природе.
Подведение итогов: осуществляется в виде создания плоскостных и объемных макетов, использование их в игровой и познавательной деятельности.
Особенности программы: программа направлена на обеспечение более глубокого и успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
5. Определение результативности
Младший дошкольный возраст с 4 – 5 лет
Представления | Познавательные и речевые умения | Практические умения | Отношение к природе | |||||||||||||||||||||||
живое | Связь растений и животных со средой обитания с неживой природой | Рост размножение животных и растений | Места произрастания и обитания растений и животных | человек | ||||||||||||||||||||||
с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | |||
к |
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет
Представления | Познавательные и речевые умения | Практические умения | Отношение к природе | |||||||||||||||||||||||||
Живое, растение, животное, человек | Потребности растений, животных, людей | Различные среды обитания | Сезонные изменения | Рост, развитие, размножение живых существ | Взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в экосистеме | |||||||||||||||||||||||
с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | с | д | а | ||
к |
Оценка педагогического процесса:
+ (плюс) материал усвоен полностью, ребёнок выполняет все параметры критерия самостоятельно
О (круг) стадия освоения материала, ребёнок выполняет все параметры критерия с частичной помощью воспитателя.
- (минус) точка роста, ребёнок не может выполнить все параметры критерия, помощь взрослого не принимает.
6. Учебно–тематический план занятий (для детей 4-5 лет)
№ п/п | Разделы | Количество занятий |
1. | Предварительная работа (создание проблемной ситуации для подведения детей к теме макета) | 3 |
2. | Беседа-обсуждение по теме макета | 3 |
3. | Чтение художественной литературы (в т.ч. загадок, пословиц, поговорок) | 3 |
4. | Просмотр презентаций | 3 |
5. | Планирование частей макета | 3 |
6. | Подготовка материала (конструктивных частей макета) | 9 |
7. | Сбор частей макета в единое целое. (доработка мелких деталей) | 6 |
8. | Игровая деятельность с макетом | 6 |
ИТОГО: | 36 занятий |
Учебно–тематический план занятий (для детей 5-6 лет)
№ п/п | Разделы | Количество занятий |
1. | Предварительная работа (создание проблемной ситуации для подведения детей к теме макета) | 1 |
2. | Самостоятельный поиск информации по теме макета совместно с родителями. | 2 |
3. | Беседа-обсуждение по теме макета | 3 |
4. | Чтение художественной литературы (в т.ч. загадок, пословиц, поговорок) | 3 |
5. | Просмотр презентаций | 3 |
6. | Планирование частей макета | 3 |
7. | Подготовка материала (конструктивных частей макета) | 9 |
8. | Сбор частей макета в единое целое. (доработка мелких деталей) | 6 |
9. | Игровая деятельность с макетом | 6 |
ИТОГО: | 36 занятий |
7. Перспективный план занятий с детьми 4 – 5 лет
Тема | Месяц | Программное содержание | Темы занятий |
Макет «Домашнее подворье» | Сентябрь |
| 1. Беседа: «Животные, проживающие в деревне и в городе» 2. Чтение худ. литературы:
3. Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы». 4. Беседа «Во что одеты животные?» |
Октябрь |
| 1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей) 2. Планирование макета 3,4 Создание макета | |
Ноябрь |
| Дидактические игры:
| |
Макет «Подводный мир» | Декабрь |
| 1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий по теме «Подводный мир», «подводные жители» реки, моря, океана. 2. Беседа
3. Чтение худ. литературы:
4. Мультимедийная презентация «Опасности под водой» |
Январь |
| 1,2. Сбор материала и конструирование из бумаги:
3. Лепка (совместная работа детей и родителей)
4. Сбор всех частей аквариума. | |
Февраль |
| Дидактические игры:
| |
Макет «Тайны муравейника | Март |
| 1. Беседа: «Как живут муравьи? «Что такое муравейник?» 2. Чтение худ. литературы: В.Г. Сутеев «Под грибом» В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» И.А Крылов «Стрекоза и муравей» Загадывание загадок о муравьях. Чтение пословиц и поговорок о муравьях. 3. Беседа-обсуждение «Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»? 4. Беседа «Чем питаются муравьи? Почему муравьев называют «санитарами леса»? |
Апрель | Способствовать развитию продуктивного творчества детей; - применение ранее полученных знаний в решении практических задач; - развитие мелкой моторики руки; - получение новых представлений и навыков в процессе работы с макетом; - наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей. | 1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей) 2. Планирование макета. (Заготовки частей будущего макета) 3,4 Сбор заготовок в единый макет. | |
Май |
| Дидактические игры: «Похож – не похож» «Найдите, что опишу». «Кто живет в домике» «Угадай по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Весёлый муравейник» |
8. Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет
Тема | Месяц | Программное содержание | Темы занятий |
Макет климатической зоны лесов | Сентябрь |
| 1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий. 2. Наблюдение на прогулках разгадывание загадок о деревьях, животных. 3. Чтение худ. литературы
2. Беседа «Что мы знаем о диких животных, растениях?» «Дикие животные наших лесов» |
Октябрь |
|
| |
Ноябрь |
| Дидактические игры:
Сюжетная игра «Лес» | |
Макет климатической зоны арктической пустыни | Декабрь |
| 1. Рассматривание картин:
2. Беседы: «Птичий базар» «Зимующие птицы тундры – белая сова и белая куропатка» 3. Чтение худ. литературы:
4. Просмотр презентаций:
|
Январь |
| 1. Лепка из соленого теста: « Хозяин белой пустыни» 2. Оригами: «Белый медведь». 3. Рисование: «Полярный медведь», «Арктический пейзаж», «Северное сияние»; 4. Коллективная аппликация: «Животные Арктики», коллаж «Арктика бескрайняя». | |
Февраль |
| Дидактические игры «Кто где живёт» «Что я за зверь?» «Что я за зверь» «Четвертый лишний» | |
Макет климатической зоны пустыня | Март |
| 1. Беседа: «Что помогает растениям выжить в условиях пустыни?», «Какие должны быть растения, чтобы выжить в пустыне?» 2. Чтение рассказа, игра-драматизация «Верблюжья варежка» Г. Снегирев. 3. Чтение сказки и беседа по содержанию сказки «Почему у верблюда горб» Р. Киплинга. 4. Опыт «Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды». |
Апрель |
| 1. Сбор материала для будущего макета (привлечение родителей) 2. Планирование макета. (Заготовки частей будущего макета) 3 Сбор заготовок в единый макет. | |
Май |
| Дидактические игры: «Такая разная страна» «Животный мир планеты». «Что лишнее на макете? Объясни почему?» «Загадай нам объект на макете, а мы отгадаем?» |
9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- словесные;
- наглядные
- практические
Техническое оснащение занятий:
Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии мультимедийный проектор для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ.
Формы работы:
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская;
- чтение художественной литературы
Наглядные пособия:
- иллюстрации
- презентации
Необходимые материалы:
- цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага;
- цветные салфетки;
- крупы, пластилин, соленое тесто;
- цветной картон;
- гофрированная бумага;
- клеёнки;
- ткань;
- нитки;
- вата;
- ножницы с тупыми концами;
- клей ПВА, клеящий карандаш;
- кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.
- бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус;
- крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.
10. Список использованной литературы:
- Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение школьников технике аппликации и коллажа: методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г.
- Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и кар тона. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2000 г.
- Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000 г.
- Белоусова Р.Ю., Понамарева О.А Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников. Методическое пособие./ Н. Новгород – 2007 г.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. /Н. Новгород, 2004 г.
- Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста в общении со взрослым. /Н. Новгород: НГПУ, 2002 г.
- Социум как фактор экологического образования дошкольников: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка "Волшебный узелок"
План кружка "Волшебный узелок"...
План кружка "Волшебная ромашка"
Формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных: опасных ситуациях на дороге, в транспорте. дома....
Перспективный план кружка "Волшебные краски" 2 младшая группа
Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Разноцветный ковер»./Разработан/Рисование пальчиками.Познакомить с нетрадиционной техникой рисован...
Перспективный план кружка "Волшебные краски" средняя группа
Сентябрь.№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность 1. «Краски на занятии и на отдыхе». (разработан) Рисование кистью, по-мокрому....
Перспективный план кружка "Волшебные краски" подготовительная группа
Сентябрь. № Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Совместная деятельность1.«Пейзаж у озера»./Г.Н. Давыдова,Нетрадиционные техники рисования в детском саду, ч. 1, стр. 37 – 4...
Отчет о работе кружка "Волшебный мир природы" по экологическому воспитанию детей 6 - 7 лет с элементами экспериментальной деятельности
Экспериментируя дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем....