Макетирование в экологической работе с детьми
статья по окружающему миру (старшая группа)
В статье представлен практический материал по созданию с детьми макетов , а также игры с макетами, направленные на формирование экологических представлений о природных зонах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pirogova_e.a._madou_detskiy_sad_no_450.docx | 92.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МАКЕТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пирогова Елена Анатольевна
Россия, г. Нижний Новгород
e-mail:ryabinka-m@yandex.ru
Аннотация
В статье представлен материал по использованию макетов в экологической работе с дошкольниками: этапы создания макетов, подбор дидактического игрового материала по включению макетов в совместную образовательную деятельность с детьми.
Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте имеет большое значение как начальная ступень системы экологического образования. Усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно именно в этом возрасте, т.к. ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.
Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Макетирование мы рассматриваем как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире, позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество [1].
Н.Н. Поддъяков и Л.Я Парамонова на результатах психологических и педагогических исследований разработали систему, направленную на обучение детей разным видам конструирования, включая и макетирование как средство построения собственной деятельности. Авторы рекомендуют находить возможности для «погружения» детей в удивительное царство природы [2].
Мы считаем, что макетная деятельность способствует воспитанию у детей стремления быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддержанию и развитию положительной мотивации деятельности в природе, формированию познавательного интереса.
В процессе создания макетов и игр с ними, мы решаем следующие задачи:
- Воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять природу.
- Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
- Развитие речи (развитие монологической и связной речи, активизация лексической речи, формирование навыков сочинительства).
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
- Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Макет- результат конструктивно-творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. [3].
Работу по созданию макета ведём в три этапа:
1 этап - предварительная работа
- Обогащение личного опыта детей (проводим беседы, рассматриваем картины, иллюстрации, используем интерактивный проектор для просмотра познавательных передач по теме, прогулки и экскурсии, читаем художественную литературу и т.д).
- Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап- изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В работу на данном этапе включаем элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формируем представления о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаем в процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из бумаги, картона, проволоки, пластилина, солёного теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребёнок может выбрать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.). К работе по созданию макетов также приобщаем родителей воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Предложили родителям подобрать материал и изготовить макет в домашних условиях для участия в конкурсе «Лучший семейный макет».
3 этап – процесс развития и активизации игры с макетом.
На основе готовых макетов проводим экологические занятия, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами. В нашей группе созданы макеты: «Антарктида» (рис.1), «Лес» (рис.2), «Горы», «Пустыня»(рис.3), «Австралия», «Мир насекомых», «Океан», «Мир динозавров» и др.
Рис.1.-Макет Антарктида
Рис.2.-Макет Лес Рис.3.-Макет Пустыня
При планировании игр с макетами мы ставим следующие задачи [4]:
- На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, макеты пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.
- Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.
- Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, обогащая сюжет.
- Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.
В таблице ниже приведен ряд интересных заданий, методов и приемов, которые можно использовать при работе с макетами.
Таблица 1
Методы и приёмы | Содержание |
Тематическая беседа «Уроки доброты» | «Что значит быть добрым?» «Чем красив цветок» «Гармония красок» (звуков) «Чем удивительна лягушка?» «Что рассказала тебе природа» и др. |
Решение проблемных ситуаций | -Персонаж одной климатической зоны (макета) оказался в другой климатической зоне? Что с ним случится? Как ему помочь? - Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? -Как лучше расположить персонажей макета (например, травоядные животные и хищники) -Из каких материалов лучше сделать тот или иной макет. |
Задания – рассуждения | -Ягоды по одной собирать в лесу долго. Проще наломать ветки с ягодами. Можно ли так поступать? -Дети принесли домой маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им. Вырази своё отношение к их поступку. и т.д. -Почему белого медведя занесли в Красную книгу? |
Мозговой штурм | «Почему у ёлки зелёные иголки?» «Почему волка называют санитаром леса?» и т.д. - «Огонь- друг, огонь- враг» - «Как помочь сломанному деревцу?» - «Кто съел беличьи запасы?» и т.п. - «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов) - «Выбери правильно дорогу» (правила поведения в природе). - «Кто лишний?» (Определение животного не той климатической зоны). |
Дидактические игры | - «Кто где живёт?» - «Летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания) - «У кого какой дом?» (знание экосистем) |
Наблюдения | -Сравнение природы двух климатических зон (макетов) -Сравнение животных севера и пустыни (приспособленность животных к среде обитания) |
Творческие задания к макетам | -Рисование экологических знаков. -Изготовление персонажей макета из пластилина, бумаги, бросового материала. -Сочинение историй о персонажах макета (про пингвинёнка, который потерялся; про обезьянку, которая искала друзей и т.п.). - Включение макетов в режиссёрскую игру. |
Созданное игровое пространство постоянно пополняется новым игровым материалом, используются предметы-заместители. Совместно с детьми придумываем рассказы и сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. Используемые нами макеты являются многофункциональными, являются средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает интерес и любовь к природе.
Библиографический список
1.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.,1995
2.Серебрякова Т.Л. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2006
3.Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.- М., 1983
4.Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание 1998, №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая работа с детьми в учебно-воспитательном процессе.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие каче...
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Формы экологической работы с детьми -фото
Формы экологической работы с детьми - фото...
Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формой экологической работы с детьми, которая позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребенка являются про...
Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.
Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...
"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет
Моделирование – как метод экологической работы с детьми 5-6 лет...
- Мне нравится (2)