СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
статья (старшая группа) на тему
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач: Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой. Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мой опыт поможет организовать Экологические пространства в детском саду | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Пушкинского района Санкт- Петербурга
Опыт работы на тему:
« Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения »
Составитель
Воспитатель высшей категории
ГБДОУ №8
Гришанович Елена Николаевна
ГБДОУ №8
Санкт – Петербург
2012год
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Наша задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно по этому, человечество должно быть заинтересованно в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвращении нарушений биологического равновесия и взаимодействия её объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она – неиссякаемый источник обогащения духовного, нравственного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интеллектуальной и познавательной сферы.
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации
работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.);
Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Работая в данном направлении, МЫ (Инициативная группа: Гришанович Елена Николаевна, Сергеева Дина Николаевна, Каменьяр Светлана Ивановна) используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы воспитания и обучения детей.
Цель моей работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.
Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения.
Эколого-развивающая среда ГДОУ №8 включает в себя следующие компоненты:
Уголки в группах (Приложение 1)
Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Он вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания и, что очень важно, способствует формированию их эмоциональных и духовых чувств. В Уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года, животные – кролик, черепаха, наблюдение за аквариумными рыбками.
В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций.
В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Исходя из этого, при организации работы в уголке природы следует обратить особое внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и реформ работы с детьми, таких как: системного, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.
Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив:
- Экспериментальные;
- Природы;
- Живые объекты ((рыбки в аквариуме, черепаха и т.д. временные объекты в группе); Оборудование для ухода за живыми объектами.))
- Комнатные растения;
- Календарь погоды и природы;
- Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
- Выставочные:
- Художественную литературу о природе;
- Дидактические игры природоведческого содержания;
- Различные природные материалы;
- Оборудование для организации труда в природе;
- Образование для организации опытнической деятельности;
- Модели, отображающие предметы и явления природы.
Минилаборатория (Приложение 2)
В группах оборудованы мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. Мини-лаборатории оборудованы начиная с раннего возраста.
- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);
- Микроскоп;
- Природный материал.
Библиотека (Приложение 3)
С помощью родителей постоянно пополняется экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую тематику.
- Познавательная литература о природе;
- Литература по уходу за животными;
- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.
Аудиозаписи, презентации для детей по темам.
(Приложение 4)
Презентации подбираются по возрасту, уровню развития детей в группе. Презентации используются, на занятии по экологии, с познавательной целью для детей, в досуговых мероприятиях, в экологических праздниках.
Экологический музей "Уголок леса"
Экологический музей "Уголок леса " расположенный на третьем этаже, около Русской избы, несет в себе познавательную, эстетическую и обучающую функцию. Педагоги проводят здесь занятия, знакомят детей с отдельными компонентами леса, их обитателями. В музее постоянно проходят тематические выставки детских работ .
(Приложение 5)
Зимний сад
В соответствии с программными требованиями дети дошкольного возраста должны познакомиться не только с теми растениями (включая и комнатные растения), которые типичны или характерны для данной климатической зоны. Большое значение имеет ознакомление детей с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах.
Эту задачу поможет решить организация зимнего сада. (Приложение 6)
Функциональная роль зимнего сада
- Интеллектуальная (реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а так же в процессе закрепления, уточнения, конкретизации и систематизации знаний);
- Познавательная (направлена на развитее устойчивой субъективной познавательной активности детей);
- Эмоционально-эстетическое (направлена на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения с растительными растениями);
- Деятельностно-практическая (направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями сообразно с их потребностями).
Территория детского сада:
Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит должен создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.
В результате работы на участке ДОУ высажено разнообразные породы деревьев, создана "Зона отдыха", оборудован цветник и огород, клумба с лекарственными растениями.
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.
---Экологическая тропа (Приложение 7)
- Различные породы деревьев, клумба с лекарственными растениями, цветущие растения детского сада.
- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников много:
- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;
- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;
- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж.
В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
----Огород, цветник (Приложение 8)
- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, лук, горох, морковь), ягоды, (черная смородина, земляника, малина).
Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Ведь именно в старшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.
Проведя диагностику по экологическому воспитанию детей старшей группы, перед собой я поставила следующие задачи: (Приложение 11)
- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- установление зависимости между объектами и явлениями природы, формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- воспитание любви к природе родного города, города Санкт- Петербурга, города Пушкина
Пути реализации:
- использование программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Добро пожаловать в Экологию» О.А. Воронкевич.
- разработка занятий для старших дошкольников по разделам:
Времена года;
Вода и воздух;
Деревья;
Животный мир;
Птицы;
Насекомые;
Травы;
Космос. Звезды. Вселенная;
- создание эмоционально-насыщенной атмосферы в дошкольном образовательном учреждении.
Организация работы проводится в два этапа.
1 этап. «Зависимость живой природы от определенных условий» – для детей 5-6 лет.
На первом этапе дети рассматривают сезонные изменения в состоянии растительного и животного мира с позиции их удовлетворения в факторах среды. Условиями формирования у дошкольников динамических представлений являются: систематические наблюдения, фиксация результатов в календарях, позволяющих производить анализ и сопоставления меняющихся состояний растущего организма и его взаимоотношения с внешней средой.
У детей формируются представления о закономерности изменений природных объектов, о протяженности этих изменений во времени. Происходит установление взаимосвязи растущего, развивающегося живого существа и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание.
2 этап. «Познание мира природы» – для детей 6-7 лет.
На данном этапе детям демонстрируются наиболее сложная форма усвоенной ими зависимости: дети знакомятся со средообразующим влиянием самих растений, птиц, насекомых. На этой основе раскрываем зависимость сообществ, существующих совместно в природе.
Конкретное растение, птица, насекомое рассматривается не только в связи с фактором неживой природы, но и с характером влияния других представителей сообщества.
Важное место на данном этапе принадлежит моделирующей деятельности, разгадыванию кроссвордов, решению логических задач.
Организация работы.
С педагогами:
- педсоветы «Человек и природа неотделимы»,
«Экологическое образование: смена
стереотипов»;
- семинары «Экологическая тропа »;
«Развивающая среда для экологического образования»;
- консультации «Уголок природы - сегодня»
«Экологические игры для детей»
«Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме приобщения детей к природе»;
- тематические выставки « Овощная ярмарка», «Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; «Дерево семьи»
- смотры-конкурсы «Огород на окне», «Календарь природы», «Лесные фантазии».
С родителями:
Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы .
Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".
- групповые родительские собрания: «Берегите природу»,
«Лекарственные растения на страже здоровья»; «путешествие по осеннему Екатерининскому парку»
- совместные акции «Посади дерево»,
«Не рубите елочку»;
«Озеленение участка детского сада»
«День птиц»
- оформление родительских уголков по сезонам, советы родителям об организации наблюдений с детьми;
- Консультации для родителей на экологические темы
- «День открытых дверей»;
- Конкурс плакатов «Береги природу».
С детьми:
- комплексные занятия;
- интегрированные занятия;
- подгрупповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- экскурсии, туризм, походы;
- КВН, викторины, развлечения;
- коллективные просмотры презентаций на экологическую тему.
В экологическом образовании ребенка через общение с природой большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе. Это, прежде всего моделирование объектов природы; составление описательных рассказов по схематическим схемам о жизни птиц, животных, растений, насекомых; решение логических задач «Как вести себя в природе»; наблюдение в разное время года, опыты.
Для успешного осуществления данной задачи в дошкольном учреждении созданы условия:
- оборудованы зоны природы в группах, живые уголки;
- открыта природоведческая библиотека;
- создана экологическая тропа;
- организована выставка детских работ;
- создание Уголка леса, Зимнего сада; Музей солнца, фито – бар, мини – ферма.
- организовано общение с природой ближайшего окружения;
- создана предметно-развивающая среда и эмоционально-насыщенная атмосфера.
Особенности работы заключается в следующем:
- решение задач осуществляется через общение ребенка с природой, что способствует развитию способностей и формированию экологического мировоззрения старшего дошкольника;
- в группах используются календари природы, где отражаются наблюдения за объектами и явлениями природы помесячно в течение сезона;
- проводится комплексное диагностирование знаний детей, что позволяет планировать дальнейшую работу;
- дети участвуют в разработке знаков «Советы друзьям природы», «Правила поведения в природе», что обеспечивает умение понимать и ценить природу(используем пособие Экологический светофор) (Приложение 12)
Поставленные передо мной задачи позволили:
- сформировать экологическое мировоззрение старших дошкольников;
- научить понимать и ценить природу;
- повысить умственные способности, что наблюдается в результатах диагностирования детей
(Приложение 13)
- Пополнить материально-техническую базу уголков природы (глобусы, микроскопы, приобретение пособия « Лаборатория для малышей»);
- Создание кабинета - Экологическая лаборатория, комнаты «Живой уголок»
- Создание альпийской горки на территории детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении
Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...
статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....
Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»
Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....
Статья "Условия успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"
Условия успешной адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению...
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении"
Взаимодествие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми в ДОУ, очень важный момент в деятельности двух специалистов. В данной статье можно прослеть взаимосвязь между психологом и логопед...
СОЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОВОЛОНТЁРСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье описана деятельность дошкольной образовательной организации по созданию новой педагогической модели экологического образования, основанной на объединении детских эковолонтёрски...
Презентация. Музыкально-оздоровительная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Музыкально-оздоровительная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении. ...
Комментарии
Отличный материал и подробный
Отличный материал и подробный! Взяла на заметку некоторые моменты! Спасибо!