ПРОЕКТ «ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель данного проекта - развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, а так же углубление экологических знаний детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_naturalisty_proekt.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
Сроки реализации: 1-10 октября 2020г.
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Проблема
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т. д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Актуальность проекта
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознают, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности и все вместе – в целом.
Цель проекта
Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий. Углубление экологических знаний детей, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта
- Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
- Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.
- Обобщить знания о живой и неживой природе; дать первоначальные представление о географии.
Методы и приемы:
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей о животных и растениях, об охране природы, изучение разнообразных энциклопедий и атласов по экологии, разучивание стихотворений и песен по теме.
- Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания и просмотра музыкальных произведений и презентаций.
- Рисование, аппликация, лепка различных объектов природы.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций с изображением животных и растениях России, рассматривание фотографий и коллажей.
- Конструирование представителей флоры и фауны из строительного, бросового материала, из бумаги и картона.
- Изготовление совместно с родителями стенгазеты.
- Организация познавательной экскурсии в Зоологический музей.
Предполагаемый результат.
Дети:
- Формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
- Воспитание умения видеть красоту окружающего мира.
- Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
- Привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
- Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления).
Родители:
- Повышение заинтересованности родителей в формировании начальных естественнонаучных представлений и воспитании природоохранного сознания у детей.
- Привлечение к активному участию в жизни детского сада.
Стратегия реализации проекта.
Наш проект проводился в три этапа: подготовительный, организационно-практический и заключительный. Вся работа велась в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Образовательные области по ФГОС ДО: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
При разработке проекта была использована модель «трех вопросов»
Что знаю? Сажают цветы на клумбе и собирают семена. Кормят птиц и делают кормушки. Слушают пение птиц, шум ветра, дождя. Рассказывают стихи и поют песни. Девочки плетут венки из листьев и цветов. Мальчишки дарят цветы на праздник. | Что хочу узнать? Что такое природа, экология? Что такое живая и неживая природа? Почему нельзя вырубать леса, уничтожать насекомых, загрязнять природу? Что такое защищать природу и кто ее сохраняет? Как стать экологом? Как защитить братьев наших меньших? | Как узнать? Изучение энциклопедии Юного эколога. Посмотрим мультфильм. Почитаем с воспитателем книги. Расскажет воспитатель. У родителей спросим. Посетим Зоологический музей – сходим на экскурсию. Создадим картотеку «Животные красной книги» |
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный. Разработка проекта.
- Анкетирование детей по проблеме.
- Донесение до участников проекта важность данной проблемы.
- Определение цели и задач.
- Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Разработка тем НОД.
- Продумывание творческих заданий для детей и родителей.
- Подбор материалов, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности.
- Подготовка к итоговой экскурсии, оформление фото-коллажей и стенгазеты.
Оснащение развивающей среды:
Литературный центр «Почитай-ка»: Чтение художественной литературы, загадывание загадок о природе. В. Бианки "Ребятам о зверятах", К. Паустовский "Растрепанный воробей", М. Пришвин "Рассказы о животных", "Про птиц и зверей", Снегирев "Хитрый бурундук".
Музыкальный центр «До-ми-солька»: пополнение фонотеки группы по теме «Голоса птиц», «Звуки природы», а также классическими музыкальными произведениями “Музыка о природе”, Вивальди, Чайковского, Глинки, Сен-Санса и других великих композиторов, «Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.
Центр познавательно-речевого развития «Почемучки»: счетные палочки для выкладывания по образцу животных и растений. Дидактические игры: «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «Найди свое дерево» и др.
ИЗО студия «Умелые ручки»: трафареты, обводки (домашние животные, овощи, фрукты, дикие животные), книжки-раскраски.
Центр сюжетно-ролевых игр «Поиграй со мной»: ободки и маски животных, элементы костюмов для драматизации, увеличительные стекла, бинокли, флюгер и др.
Центр здоровья и спорта «Здоровейка»: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток.
Оформление родительского уголка: Информация по теме проекта, рекомендации по теме проекта, создание выставки альбомов «Друзья наши меньшие».
2 этап - основной. Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Туристический поход – рюкзачки вперед!», «Помощники природы», «Айболит», «Гостиница для собак и кошек»
Игра – ситуация: «Что случится, если исчезнут все насекомые?», «Почему дерево обиделось?», «Осторожно! Я кусаюсь!»
Строительная игра: «Кормушка для птиц», «Приют для бездомных животных».
Познавательное развитие.
НОД: «Красная книга Российской Федерации»
НОД: «Что такое экология?»
Беседы: «Правила безопасного поведения в природе», «Будем беречь и охранять природу», «Два царства», «Живая и неживая природа»
Отгадывание загадок о животных, растениях, природных явлениях.
Дидактические игры: «Весёлый счёт», «Кто, чем питается?», «Кто где живет?», «Домашние и дикие животные», «Честь – целое», «Почемучка 1», «Почемучка 2», «Части растения» (макет), « Собери из частей», «Соберем рюкзак в дорогу», игры-головоломки «Танграмм», «Колумбово яйцо»
игры с макетом «Сезонное дерево», коллажем «Дикие и домашние»
Речевое развитие.
НОД: Составление описательных рассказов о насекомых (с опорой на мнемо-схему)
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови ласково», «С какой ветки детки», «Животные и их детёныши», «Кто, кем был?», «Собери в корзинку съедобные грибы», «Лесник», «Путаница», «Вершки и корешки», «Продолжи фразу», «Экология в картинках».
Заучивание стихотворения (отрывок) Т. Коваль «Про ёжика», «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками»)
Чтение стихотворений: «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, Э. Мошковская «У Дедушки Дерева добрые руки», «Если я сорву цветок…», К.Бальмонт «За грибами»
Чтение рассказов: Л.Н. Толстого «Умная галка», Соколов – Микитов «Дождик в лесу», чтение рассказа М.Богданова «О чём горевали птички?», В.Бианки «Теремок»
Поговорки, пословицы, загадки на тему проекта
Рассматривание и беседа по картине «Осенний лес», «Водоем», «В царстве вечных снегов»…
Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов на тему проекта.
Пальчиковая гимнастика: «Маленькая птичка», «Наши алые цветки», «С кем дружит цветок»
Художественно-эстетическое развитие.
НОД: Аппликация «Весёлая панда»
НОД: Рисование «В царстве цветов»
Разучивание песни из мультфильма «Ничего на свете лучше нету…».
Разучивание танцевальной композиции «Что такое доброта…» (Барбарики)
Прослушивание звуков природы, голосов птиц и зверей
Рассматривание картин и плакатов на тему «Берегите природу», рассматривание и оформление своих природоохранных знаков и символов.
Конструирование из бумаги - оригами «Кот и пёс»
Раскрашивание раскрасок с изображением животных, растений и др.
Лепка «Жук – Двупятнистый Афодий»
Физическое развитие.
Подвижные игры: « Птички раз, птички два», « Воробушки и кот», «Ворона», «Пёс Барбос» «Жуки и куры», « Мыши водят хоровод», «Садовник», «Пугало», «Белки на дереве», «У медведя во бору…»
Физкультминутки: «Котята», «Компот», «Птички невелички», «Мы на луг ходили» и др.
Работа с родителями:
Оформление стендовой информации по проекту.
Совместное изготовление фото-стенгазеты «Животные Красной книги»
Консультация для родителей: «Ребята и зверята», «Воспитание любви к природе у детей в семье»
3 этап. Заключительный.
Оформление паспорта проекта
Оформление плаката «Ребятам о зверятах»
Организация экскурсии в Зоологический музей
Оформление фотоальбома и фото-коллажа «Экскурсия в Зоологический музей»
Написание статьи по проекту на сайт ГБДОУ.
Деятельность родителей в реализации проекта
Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации.
Беседы с детьми.
Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.
Рассматривание иллюстраций по теме проекта, фильмов и мультфильмов на заданную тематику
Выполнение домашних заданий совместно с детьми.
Помощь в организации экскурсии в Зоологический музей.
Результаты реализации проекта:
В результате работы над проектом повысился интерес к данной теме, творческий потенциал. Проект положил начало в формировании у детей эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость. Дети подошли к пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция», пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать; осознанию себя, как части природы.
У ребят сформировалось уважительное отношение ко всем без исключения видам флоры и фауны Земли, вне зависимости от имеющихся симпатий и антипатий; появилось стойкое желание сохранять окружающую среду, осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Дети получили необходимые сведения для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в повседневной жизни, а также становления первоначальных представлений о рациональном использовании природных ресурсов.
Литература:
- С. Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
- С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
- Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Л. П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
- Н. А. Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка – пресс», 2002.
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
- С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» — М. Новая школа, 1995.
- С.А. Козлова « Мой мир» — М. « Линка – пресс», 2000.
- интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Юные натуралисты»Цели:...
Консультация для родителей на тему: "Здравствуй осень золотая!" Прогулки юного натуралиста.
С наступлением осени все преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся золотой листвой, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы перебрались в тёплые края. Для взр...
конспект по ФЭМП «Юные натуралисты»
Программное содержание: Познакомить детей с количественным составом числа из единиц на числах от 2 до 4; упражнять в делении предметов на две равные части путем складывания и разрезания; закрепить пре...
Проект «Юный натуралист»
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отно...
Проект Юный натуралист
В нашем детском саду давно оборудована экологическая комната,зооуголок и ботанический сад все это в одном просторном отдельном помещении.В данном проекте предложенаработа по всем темам которые п...
Проект познавательно – исследовательской деятельности по теме:«Кофеев Фёдор - юный натуралист».
Проект познавательно – исследовательской деятельности по теме: «Кофеев Фёдор - юный натуралист»....
Экологический проект «Юный натуралист».
проектная деятельность...