Экологический проект «Юный натуралист».
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Юный натуралист».
Подготовили:
Воспитатель Литвякова Вера Владимировна
Демина Татьяна Иванова
Владивосток
Актуальность
Ребенку дошкольнику по своей природе свойственна направленность на познание окружающего мира, экспериментирование с его объектами.
Познавательно-экспериментальная деятельность позволяет дошкольникам самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?». Ребенок стремиться познать мир, узнать все, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представление детям о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и, что самое главное, все происходит на глазах у ребенка при осуществлении практических действий. Следствием является, не только ознакомление с новым фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
При формировании основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному . Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. — Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Продолжительность: 3 месяца
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Цели:
- Способствовать формированию способности видеть и восприятию многообразия окружающего мира системе взаимосвязи и взаимозависимости
- Развивать личный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, заместителей, шаблонов).
- Расширять понимание опытно-экспериментальной задачи способом включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддерживание инициативы, сообразительности, самостоятельности, расширение кругозора.
- Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.
Методы:
- Наблюдение за объектами природы;
- Фиксация наблюдений всеми доступными способами;
- Обсуждение увиденного;
- Осуществление следующих видов деятельности: уход за обитателями зоны природы, моделирование явлений природы и т.д.;
- Отражение впечатлений природы в различных формах игровой и художественной деятельности.
Структура экспериментальной деятельности:
- Цели и задачи экспериментирования:
- Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
- Способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
- Средства: язык, речь, поисковые действия.
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты.
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование — метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо — плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы по проблеме познавательно-экспериментальной деятельности,
• Изучение и анализ уровня знаний детей по теме,
• Развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.
• Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, .
• Создание информационного пространства для родителей.
• Составление плана проекта.
Основной этап:
Работа с детьми:
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1) Живая природа (многообразие живых организмов)
2) Неживая природа ( воздух, вода, почва, звук, вес, свет)
3) Человек ( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
В опытах учимся пользоваться термометром, лупой, весами, магнитом и другими приборами.
1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
2. Тематическая работа по экспериментированию.
3. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
4. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
5. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов, экологические сказки.
6. Экскурсии в парк.
7. Просмотр обучающий фильмов согласно тематическому планированию.
Работа с родителями:
- индивидуальные рекомендации и консультации по проведению опытно-поисковой работы в домашних условиях;
- оформление стендов «Юный учёный»;
- семейный клуб «Мы - юные учёные» с ведением он-лайн диспутов, семинаров, симпозиумов, дискуссий и т.п.;
- интерактивная игра;
- проведение родительских собраний;
- совместные экскурсии;
- совместные собрания и конференции;
- совместные досуги, КВН и экологические праздники;
- совместная работа по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ и на его участках;
- открытая непосредственно-образовательная деятельность по экспериментированию с привлечением родителей.
Заключительный этап:
Оценка результатов.
Презентация детско-родительских проектов.
Составление папки «Экологические сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Экологический проект "Юный метеоролог"
Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Экологический проект «Юные защитники природы».Актуальность темы.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и бо...
Проект «Юный натуралист»
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отно...
Проект Юный натуралист
В нашем детском саду давно оборудована экологическая комната,зооуголок и ботанический сад все это в одном просторном отдельном помещении.В данном проекте предложенаработа по всем темам которые п...
Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
Цель данного проекта - развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий, а так же углубление экологических знаний детей, воспитание гуманного отношения ...