Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий в цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения
Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Лаборатория «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Тема «Дальше - слабее» | |||
Программное содержание | Логика образовательной деятельности | Содержание и методика проведения опыта «Измерение магнитной силы?» Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле | Материалы |
Закрепить представления детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с зависимостью магнитной силы от расстояния до магнита. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля. Воспитывать познавательный интерес. | Опыт-игра: «Что поднимет магнит». Воспитатель предлагает детям выбрать магнит и испытать магнитную силу, притягивая разные по величине и весу металлические предметы. - Посмотрите, ребята, что умеет мой магнит. Воспитатель демонстрирует опыт: «Магнитная сила» - действие магнита на расстоянии. Дети пробуют силу своего магнита на расстоянии. Замечают, что на некотором расстоянии магнит перестает действовать. - Почему? (предположения детей). Проблемная ситуация. Мы заметили, что магнит действует на определенном расстоянии, но мы не знаем, почему. Дети вспоминают, что все магниты обладают магнитной силой. • Магнитная сила зависит от величины, формы магнита. В «Сундучке подсказок» дети находят картинки: волны, человек кричит (звук), ураган. - Назовите, что изображено? - Подумайте, что общего у этих явлений? (предположения детей). При затруднении воспитатель задает вопросы: -Меняется ли сила звука в зависимости от расстояния? Как? Приведите пример. -Что можно сказать о силе воли, урагана в зависимости от расстояния? - Что происходит с их силой в зависимости от расстояния? -Возможно, магнитная сила тоже зависит... (от расстояния). -Значит, мы предполагаем: чем больше расстояние, тем магнитная сила меньше. -Где мы можем проверить правильность нашего предположения? Работа в цифровой лаборатории. Урок №1 (задания на измерение; исследовать плоский магнит). Опыт: «Измерение магнитной силы». -Какой секрет магнита мы теперь знаем? -Если мы хотим, чтобы магнит действовал, нужно уменьшить расстояние. -Подтвердить правильность наших мыслей нам помогут «магнитные рисунки». Опыт с магнитом: «Магнитные рисунки». Воспитатель покрывает магнит листом плотной бумаги и сверху насыпает металлические опилки. Дети рассматривают «магнитные рисунки» и, увидев скопление опилок ближе к магниту и их отсутствие на расстоянии, убеждаются еще раз в том, что магнитная сила уменьшается с увеличением расстояния до магнита. | Опыт: «Измерение магнитной силы» (Лаборатория «Магнитное поле» выбран урок N91- задание на измерение; исследование плоского магнита; при увеличении расстояния от магнита - переход в режим свободного измерения.) 1. Что мы хотим узнать? (Меняется ли магнитная сила в зависимости от расстояния?) 2. - Как мы это можем сделать? (Измерить магнитную силу на разном расстоянии от магнита.) - Что нам для этого нужно? (Магнит и датчик «Магнитное поле».) 3. Воспитатель предлагает в помощь детям схему расположения магнита и точек измерения на определенном расстоянии от магнита. Дети рассматривают схему расположения магнита и точек измерения на определенном расстоянии от магнита Воспитатель предлагает детям договориться, кто будет держать магнит, кто (три-четыре ребенка) производить измерение датчиком Остальным детям предлагается стать учсными-наблюдателями и следить за показаниями на экране. Дети договариваются, кто будет держать магнит, кто (три-четыре ребенка) производить измерение датчиком. Остальные дети становятся учеными наблюдателями и следят за показаниями на экране. 4. Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Чем больше расстояние от магнита, тем меньше магнитной силы». | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного ноля, магниты, разные по величине и весу металлические предметы. схема проведения измерения, лист плотной бумаги, металлические опилки, картинки: волны, человек кричит (звук), ураган. |
Тема «Полюсы магнитов» | |||
Программное содержание | Логика образовательной деятельности | Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила полюсов» Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле» | Материалы |
Закрепить представления у детей том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с полюсами магнита и с тем, что на разных полюсах одного магнита находится одинаковое количество магнитной силы. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля на разных полюсах магнита. Воспитывать познавательный интерес. | Проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему магниты раскрашены?» (Дети рассматривают магниты с раскрашенными полюсами, высказывают предположения.) Эвристическая беседа. -В какие цвета раскрашены магниты? -Как разделены магниты цветом? -Каждый цвет обозначает полюс. Знакомо ли вам это слово? -Какие полюсы вы знаете? -Каким цветом обозначен северный полюс, южный полюс? Работа в цифровой лаборатории. Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита», 1 часть). Проблемное задание. -Как проверить, одинаковой ли силой обладают северный и южный полюсы магнита? (Предложения детей: можно поднести к полюсам одинаковые предметы.) Работа в цифровой лаборатории. Урок №1 (задание на измерение «Поле на разных полюсах магнита»). Опыт: «Магнитная сила полюсов». Картина: «Магнитные поля». Воспитатель демонстрирует магнитные поля магнита с помощью железных опилок: магнит на столе, на него положили плотную бумагу и медленно насыпали железные опилки. Дети наблюдают за полученным рисунком. | Опыт «Магнитная сила полюсов». (Лаборатория «Магнитное поле», урок№1, задание на измерение «Поле на разных полюсах магнита».) - Что мы хотим узнать? (Одинаковая ли магнитная сила на разных полюсах магнита?) - Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить магнитную силу на северном и южном полюсе магнита.) - Что нам для этого нужно? (Нам нужен магнит с раскрашенными полюсами и датчик.) Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, договориться и выбрать магнит для исследования. Дети делятся на пары, выбирают магнит для исследования. Воспитатель предлагает детям по очереди произвести измерение магнитной силы и результаты записать в «Блокнот исследователей». Дети по очереди производят измерение магнитной силы и результаты записывают в «Блокнот исследователей». Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила на разных полюсах магнита одинаковая». | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты с раскрашенными полюсами, «Блокноты исследователей, карандаши. |
Тема «Притягиваются — отталкиваются» | |||
Программное содержание | Логика образовательной деятельности | Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила двух магнитов» Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле» | Материалы |
Закрепить представления детей о свойствах магнита (магнит имеет полюсы). По знакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться друг к другу. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля двух магнитов. Воспитывать уважительное отношение к желаниям другого человека. | Игра с фишками: «Кто больше знает о магните». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы. За правильный и быстрый ответ ребенок получает фишку. -Что умеет магнит? Какие предметы притягивает магнит? Что обозначает цвет на магните? Какие полюсы бывают? Что означает синий, красный цвет? - Сколько магнитной силы у северного полюса магнита? (считают фишки, приветствуют победителя). Проблемное задание. Воспитатель проводит опыт с магнитом: «Притягиваются - отталкиваются». -Понаблюдайте за опытом и попытайтесь объяснить. Воспитатель подносит магниты друг к другу разными полюсами и одинаковыми. Дети наблюдают притягивание и отталкивание, (высказывания детей). Исследовательская деятельность. Дети действуют с магнитами, убеждаясь еще раз в притягивании разноименных полюсов и отталкивании одинаковых. Работа в цифровой лаборатории. Урок №1, (обучающая информация «Полюсы магнита», 2 часть). Проблемный вопрос: «Крепко держатся магниты друг за друга (разноименные полюса), их теперь два. Возможно, и магнитная сила их стала больше?» (высказывания детей). Работа в цифровой лаборатории. Урок №2 (задание на сравнительное измерение «Сложение магнитов»). Опыт: «Магнитная сила двух магнитов». - Интересно, изменится ли магнитная сила, если магниты соединить одинаковыми полюсами? Дети проводят аналогичное измерение в цифровой лаборатории и формулируют вывод. Вывод: при соединении магнитов одинаковыми полюсами магнитная сила увеличивается. | Опыт «Магнитная сила двух магнитов». (Урок Ns2 задание на сравнительное измерение «Сложение магнитов».) - Что мы хотим узнать? (Стала ли магнитная сила больше, после того, как два магнита притянулись друг к другу?) - Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить сначала магнитную силу одного магнита. Затем измерить силу двух магнитов.) - Что нам для этого нужно? (Нам нужно два магнита и датчик.) Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и договориться, какая из них будет измерять силу одного магнита, какая - силу двух магнитов. Дети делятся на две команды и договариваются, какая из них будет измерять силу одного магнита, какая - силу двух магнитов. Воспитатель предлагает детям произвести измерение магнитной силы и понаблюдать за изменениями на экране. Дети производят измерение магнитной силы и наблюдают за изменениями на экране. Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила не изменилась (изменилась очень мало)». | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, фишки для игры. |
Тема «Земля - магнит» | |||||
Программное содержание | Логика образовательной деятельности | Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле» | Материалы | ||
Закрепить представления детей о свойствах магнита (разноименные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются). Дать детям понятие о том, что Земля - это магнит. Познакомить с прибором «компас». Закреплять умения детей выполнять действия последовательно, по алгоритму. Воспитыв. познавательную активность. | Загадка про глобус. Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус. Беседа. -Что такое глобус? (модель Земли). -Что изображено на глобусе? -Что находится здесь? (Северный полюс). -Как называется это место планеты Земля? (Южный полюс.) -Северный полюс, Южный полюс - у чего еще бывают такие полюсы? (у магнита). -Если у Земли тоже есть такие полюсы, как у магнита, значит, она тоже... магнит? (высказывания детей). Проблемная ситуация. 1. Постановка проблемы. -Интересно, что у Земли есть полюсы, как у магнита. Возможно, Земля - тоже магнит? Дети вспоминают, как ведут себя магниты, если их соединяют одинаковыми полюсами и разными. Работа в цифровой лаборатории. Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита»). - Если предположить, что Земля - это огромный магнит, то это можно изобразить рисунком. Воспитатель демонстрирует рисунок, на котором нарисован глобус и на нем полукруглый магнит с полюсами: магнитные полюсы Земли расположены наоборот: Северный магнитный полюс - у Южного географического полюса, а красный Южный полюс магнита будет находиться на Северном географическом полюсе. - Подумайте, как будет притягиваться любой магнит к магниту Земли? Дети приставляют полукруглый магнит к рисунку, направляя Северный полюс магнита на Северный полюс Земли. Значит, если Земля - магнит, то магнит должен показывать на ... север? Опыт с магнитом: «Магнит может быть компасом». Воспитатель демонстрирует алгоритм изготовления компаса из магнита. Дети рассматривают алгоритм, делятся на пары и изготавливают компас из магнита. Для этого скатывают из пластилина шарик; расплющивают одну сторону, чтобы получился конус. Втыкают карандаш тупым концом в конус, чтобы он стоял вертикально и крепко держался. Аккуратно устанавливают подковообразный магнит на острие карандаша, чтобы он висел, балансируя. Дети наблюдают, как все магниты повернулись в одну сторону и своими северными полюсами показывают на Северный полюс Земли. Вывод: «Земля - это магнит. У Земли есть магнитные силы и магнитные поля». Работа в цифровой лаборатории. Урок №2, обучающая информация «Земля - это магнит». Воспитатель знакомит детей с прибором «компас». Дети рассматривают его. Практическая деятельность. Дети делятся на пары и определяют по компасу север в разных точках комнаты. | Урок №1 (обучающая информация «Полюсы магнита»). Работа в цифровой лаборатории. Воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как ведут себя магниты, если их соединить разноименными и одинаковыми полюсами. Дети вспоминают о том, как ведут себя магниты, если их соединить разноименными и одинаковыми полюсами. Воспитатель обращает внимание детей на экран. Дети наблюдают за происходящим на экране. Работа в цифровой лаборатории. Урок №2 (обучающая информация «Земля - это магнит»). Воспитатель предлагает детям для проверки правильности своего вывода обратиться в лабораторию Наураши и прослушать информацию. Дети для проверки правильности своего вывода обращаются в лабораторию Наураши и слушают информацию. | Цифров. Лаб. «Наураша в стране Наурандии», подковообразн. магнитыпластилин, карандаши, компасы, глобус, рисунок, на котором нарисован глобус и на нем подковообразный магнит с полюсами. | ||
Тема «Намагничивание» | |||||
Программное содержание | Логика образовательной деятельности | Содержание и методика проведения опыта «Магнитная сила» Работа в цифровой лаборатория «Магнитное поле» | Материалы | ||
Закрепить знания детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со способностью металлических предметов намагничиваться. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля у намагниченных предметов. Воспитывать познавательную активность. | Воспитатель предлагает вниманию детей опыт с магнитом: «Необычная скрепка». Магнит подносится к скрепке, она притягивается. Затем скрепку отсоединяют от магнита и подносят ее к мелким металлическим предметам. - Что интересного вы наблюдали? Проблемный вопрос: «Почему скрепка начала притягивать металлические предметы?» Эвристическая беседа. -Что действовало на скрепку? -Какой силой обладает магнит, что притягивает предметы? -Чем поделился магнит со скрепкой? -Значит, мы предполагаем, что магнитная сила может ... передаваться другому предмету? -Каким предметам магнит передает магнитную силу? Экспериментальная деятельность: «Намагничивается или нет?» Дети берут предметы из разного материала и пробуют их намагнитить. Намагниченность проверяют на мелких металлических предметах. Вывод: намагничиваться могут только металлические предметы. -Интересно, сколько магнитной силы магнит отдает металлическим предметам? Почему вы так думаете? Экспериментальная деятельность. Дети пробуют разными намагниченными предметами притянуть большие металлические предметы. -Почему большие металлические предметы не притягиваются? Работа в цифровой лаборатории «Магнитное поле». Режим свободного измерения или урок №3, задание на сравнительное измерение «Исследовать остаточный магнетизм». Опыт «Магнитное поле» Oпыт с магнитом: «Магнитная сила намагниченных предметов». Игра с намагниченными предметами: «Змейка из скрепок». - Почему больше 5-6 скрепок змейка не держит? | Опыт «Магнитная сила намагниченных предметов» (Лаборатория «Магнитное поле», режим свободного измерения). - Что мы хотим узнать? (Сколько магнитной силы магнит отдает металлическим предметам.) - Как мы это можем сделать? (С помощью датчика «Магнитное поле» измерить магнитную силу магнита и магнитную силу намагниченного предмета.). -Что нам для этого нужно? (Нам нужен магнит и металлический предмет.) Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, договориться и выбрать магнит и металлический предмет для намагничивания. Дети делятся на пары, выбирают магнит и металлический предмет для намагничивания. Воспитатель предлагает детям по очереди произвести измерение магнитной силы и результаты записать в «Блокнот исследователей». Дети по очереди производят измерение магнитной силы и результаты записывают в «Блокнот исследователей». Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод. Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Магнитная сила намагниченных предметов меньше, чем магнитная сила магнита». | Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля,магниты,раз.мет.предметы,скрепки,предметы из разных мат., «Блокноты исслед.» карандаши. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" по модулю "Магнитное поле"
Цель: формировать представления детей о магнитном поле и магните.Задачи: - познакомить детей с понятием «магнит», «магнитное поле», «магнитное поле Земли», «м...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения»
Мастер-класс для педагогов по реализации лаборатории "Наураша с стране Наурандия". Вместе с мальчиком Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандию», где с помощью датчика...
Конспект НОД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Кислотность»
Конспект НОДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе. Тема: «Кислотность»...
Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Электричество»
Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе Тема: «Электричество»...
Конспект ООД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Пульс»
Конспект ООДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе Тема: «Пульс»...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет
Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет
Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...