Конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.deyateln.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Селиванихинский детский сад комбинированного вида филиал «Тополькинский детский сад»
Конспект занятия экспериментальной деятельности деятельности
«Вода. Свойства воды» (в старшей, подготовительной группе).
воспитатель: Петраченко Е.Я.
Топольки 2020г.
Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Ход опытно - экспериментальной деятельности
В группе оборудована мини-лаборатория. Входят дети.
Воспитатель. Здравствуйте! Добро пожаловать в нашу лабораторию. Давайте со всеми поздороваемся. (Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?
Дети отвечают
Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, и как настоящие учёные вместе попытаемся провести опыты?
Давайте распределим роли и узнаем, кто кем будет в нашей лаборатории.
Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории. Я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты.
Моими заместителями - научными сотрудниками будут наши гости. Они будут помогать мне и следить за работой лаборантов.
Лаборантами будут дети. Они будут проводить опыты и эксперименты, делать выводы.
Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.
Воспитатель. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием – экспериментированием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
• вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель. О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Лужа, море, океан,
Пруд, ручей, родник, туман,
Озеро, река - всегда
В них отыщется …вода
Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель. Ребята, назовите свойства воды. Институт воды – это, то место, где люди проводят исследования с водой, изучают ее. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой: проверить некоторые свойства воды. Поможем, ребята?
1опыт «Загадочная виноградинка»
Материал и оборудование: на подносе стакан, бутылка минеральной воды, стакан на блюдечке.
Воспитатель наливает минеральную воду в стаканы детям.
Воспитатель. Что это за вода?
Дети. Минеральная.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Появились пузырьки, выходит газ.
Воспитатель. Я предлагаю вам бросить виноградинку в стакан с минеральной водой.
Воспитатель. Что происходит с виноградинкой?
Дети. Она опускается на дно.
Воспитатель. Почему виноградинка опускается на дно?
Дети. Виноградинка тонет, потому что она тяжелее воды.
Воспитатель. А теперь что вы видите?
Дети. Она покрылась маленькими пузырьками и всплывает.
Воспитатель. Ягодка покрыта пузырьками воздуха, а воздух легче воды и стремиться вверх. Вот он и поднимает виноградинку. Смотрите – на поверхности пузырьки начали лопаться, воздух улетучивается, и виноградинка снова опускается на дно. Как вы думаете, когда все пузырьки газа выйдут из воды, где окажется виноградинка? Ну что, же – посмотрим, поставьте стаканчики на поднос.
2 опыт «Волшебные яйца»
Материал и оборудование: на подносе две одинаковые банки с водой, два сваренных вкрутую яйца, соль, ложки.
Воспитатель. Возьмите две банки. Налейте в них одинаковое количество воды – больше половины. Насыпьте ложечкой соль (3-4 ложки) в банку с меткой и хорошо перемешайте. Какая вода на вкус в первой банке, как вы считаете?
Дети. Соленая.
Воспитатель. Какая вода на вкус во второй банке?
Дети. Простая, пресная, без вкуса.
Воспитатель. Теперь надо опустить яйца в банки с водой.
Положите яйцо на ложку и аккуратно опустите в банку: сначала в одну, потом в другую. Что происходит?
Дети. В банке с пресной водой яйцо утонуло, а в банке с соленой водой всплыло.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему так происходит? Это значит, что соленая вода более плотная, чем в пресная, поэтому в ней легче плавать. Как вы думаете, где легче научится плавать – в реке или на море? Почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает вопросами, подсказывает).
Воспитатель. Какое свойство воды мы доказывали опытами с виноградинкой и яйцом? В какой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности? Какой можно сделать вывод?
Вывод: в чистой воде тяжелые предметы тонут, а легкие остаются на поверхности.
Воспитатель. А сейчас в работе нашей лаборатории я объявляю перерыв, надо немного отдохнуть, ведь научная работа требует очень много сил. Лаборанты, подойдите, пожалуйста ко мне, мы поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать: если «Да» - то хлопайте в ладоши, если «Нет» - то качайте головой.
•Вода бывает теплой? (Бывает).
• Вода бывает чистой? (Бывает).
•У воды бывает форма? (Не бывает).
• Вода бывает прозрачной? (Бывает).
• Вода бывает грязной? (Бывает).
• Вода бывает сердитой? (Не бывает).
• Вода бывает холодной? (Бывает).
• Вода бывает твердой? (Бывает).
Воспитатель. Занимайте свои места, продолжаем нашу рабату.
3 опыт «Цветная вода»
Материал и оборудование: на подносе два стакана с водой, один пустой стакан, акварельные краски, кисточка, подставка.
Воспитатель. А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия по рисованию вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется?
Дети: акварель.
Воспитатель. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать?
Дети: Зеленый.
Воспитатель. Проверим!
(Дети и взрослые в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Воспитатель. Молодцы! У всех получился зеленый цвет.
4 опыт «Радуга в стакане»
Материал и оборудование: стаканы; сахар, насыпанный в емкость; краски; кисти; вода; шприц без иглы; чайная и столовая ложки.
Воспитатель. Продолжаем нашу работу на окрашивание воды. Каждому лаборанту необходимо насыпать в пустой стакан сахар столовой ложкой. Я раздала вам памятки, к которых указано количество сахара. (дети выполняют). Теперь в каждый стакан добавляем по 3 ложки воды и тщательно перемешиваем (дети и взрослые выполняют). Далее смотрим на памятку и закрашиваем воду в указанный цвет. (дети и взрослые выполняют)
Воспитатель. Какого цвета получился раствор? (дети отвечают).
Воспитатель. А теперь лаборанты по одному будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала тот, у кого в стакане 4 ложки сахара, затем тот, у кого 3 ложки сахара и т.д.
А сейчас самое интересное. (В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя– самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются).
Воспитатель. В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
Какое свойство воды мы с вами доказали экспериментальным путем?
Дети: Воду можно окрашивать в разные цвета.
Воспитатель. Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что стало с виноградинкой из первого опыта? Почему? Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали?
(Дети отвечают)
Воспитатель. Мне, ребята, очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия, очень хорошо планировали свою работу.
На этом наше путешествие в лабораторию опытов и экспериментов не заканчивается. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! Я благодарю вас за прекрасную работу! До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экспериментальной деятельности с водой и снегом в средней группе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы.Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.2. Познакомить ...
Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Водичка-водичка»
Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Развивать у детей способность к экспериментальной деятельности. Познакомить детей со свойствами мячей, тонут не тонут. Закрепить знание детей основных цве...
конспект занятия экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница вода».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон; способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслит...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды
Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?
Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....
Конспект занятия: «Экспериментальная деятельность в первой младшей группе на тему «Вода»
Экспериментальная деятельностьв первой младшей группе Тема: «Вода» Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совмес...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...