Проект "Чудеса Башкортостана"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска
Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Чудеса Башкортостана»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
Пестова О.С.
Г. Благовещенск, 2018-2019 г.
Паспорт проекта.
Авторы проекта: Пестова О.С., Терехина Н.А.
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательный, информационный
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018г.)
Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей среды;
- проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
- привлечение к данной теме родителей.
Цели:
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
- Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
- Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;
- Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.
Задачи:
- Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
- Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
- Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
- Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.
Формы и методы работы:
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- взаимодействие с родителями.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и таблицам.).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в образовательной деятельности:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Этапы реализации:
1. Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.
2. Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.
3. Заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.
Презентация проекта:
1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».
2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».
3. Изготовление лепбука «Мой Башкортостан»
Основные направления в работе по реализации проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
Образовательная область «Развитие речи»
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
- Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
- Развитие литературной речи;
- Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие игровой деятельности детей;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развитие музыкально-художественной деятельности;
- Приобщение к музыкальному искусству.
- Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:
- Место проживания: республика, город; символику республики, города, достопримечательности; находить на карте крупные города республики;
- Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Республику. Уважать их культуру и традиции;
- Знать природу республики, ее флору и фауну;
- Уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;
- Национальные игры, с удовольствием в них играть.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору материала по проекту.
2. Консультации «Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».
3. Родительское собрание в форме деловой игры «Мой Башкортостан».
4. Посещение краеведческого музея
Работа с педагогами:
КВН «Знатоки Башкортостана»
Перспективный план по реализации проекта.
Раздел программы | Формы и методы работы с детьми |
Познавательное развитие | ОД «Башкортостан – мой край родной»; ОД «Государственные символы республики Башкортостан» Беседа «Достопримечательности моего города»; ОД «Природные памятники Башкортостана»; Занятие «Коренные жители Башкирии»; Занятие «Башкирское народное жилище»; Занятие «Одежда башкирского народа»; Беседа «Что мы знаем о пчёлах»; Беседа «Что получают из молока?»; Беседа «Целебные напитки. Кумыс»; ОД «Башкирские народные музыкальные инструменты». Занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». |
Речевое развитие | Занятие «Красоты и богатства моего края»; Пересказ сказки «Ленивый сын»; Рассказывание по картине «В башкирской избе»; Легенда «Происхождение башкир»; Сказка «О курае»; Легенда о происхождении шиханов; Легенды о реках Башкортостана; Сказка «Медведь и пчелы»; Беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова (перевод М.Гафурова). |
Знакомство с произведениями поэтов Башкортостана: «Башкортостан – чудесная земля…», «Башкортостан – родная сторона». Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане; Прослушивание сказки «Абзалил»; Разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?», Прослушивание рассказа о детстве Салавата. Разучивание стихотворения С.Юлаева; Чтение легенды об Агидели; рассказывание легенды «В царстве Шульгена»; Чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Петух - батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай». | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Мой край родной»; Рисование «Юрта»; Рисование «Башкирский национальный костюм»; Рисование «Украсим фартук для бабушки» Аппликация «Башкирский ковёр» Декоративная аппликация «Украсим юрту узором». Аппликация «Сапожки – ичиги»; Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»; Лепка «Кадушка для кумыса»; Знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата». |
Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов Песня «Салават-батыр!»; Слушание гимна Республики Башкортостан; «Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой; «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!». | |
Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие | Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы». Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»; КВН «Мой Башкортостан»; Квест-игра «Чудеса Башкортостана» Башкирская народная игра «Невод» (разучивание) Дидактические игры: «Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда», «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?» Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»
конмпект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»
конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...
Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы
Цель занятия - ознакомить детей с реками Башкортостана; с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, развивать познавательную инициативу детей (любознательность); в...
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
конспект занятия по познанию "Природа Башкортостана"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Природа Башкортостана" в подготовительной группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»...