Проект "Чудеса Башкортостана"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Пестова Ольга Сергеевна

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. 

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска

Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Чудеса Башкортостана»

Подготовила воспитатель

подготовительной группы

                                                                            Пестова О.С.            

Г. Благовещенск, 2018-2019 г.

Паспорт проекта.

Авторы проекта: Пестова О.С., Терехина Н.А.

Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательный, информационный

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018г.)

Актуальность. Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Цели:

  • Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
  • Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;
  • Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;
  • Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

  • Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
  • Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
  • Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
  • Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
  • Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

 

Формы и методы работы:

 Формы работы:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- взаимодействие с родителями.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

-  игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и таблицам.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в образовательной деятельности:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

1. Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

2. Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.

3. Заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Презентация проекта:

1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

3. Изготовление лепбука «Мой Башкортостан»

Основные направления в работе по реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
  • Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Развитие речи»

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной      речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • Знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).
  • Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
  • Развитие литературной речи;
  • Приобщение к словесному искусству, развитие  художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развитие игровой деятельности детей;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
  • Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
  • Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развитие музыкально-художественной деятельности;
  • Приобщение к музыкальному искусству.
  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

  • Место проживания: республика, город; символику республики, города, достопримечательности; находить на карте крупные города республики;
  • Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу своей Родины. Ее историю, достопримечательности.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Республику. Уважать их культуру и традиции;
  • Знать природу республики, ее флору и фауну;
  • Уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;
  • Национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору материала по проекту.

2. Консультации «Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».

3. Родительское собрание в форме деловой игры «Мой Башкортостан».

4. Посещение краеведческого музея

Работа с педагогами:

КВН «Знатоки Башкортостана»

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познавательное развитие

ОД «Башкортостан – мой край родной»;

ОД «Государственные символы республики Башкортостан»

Беседа «Достопримечательности моего города»;

ОД «Природные памятники Башкортостана»;

Занятие «Коренные жители Башкирии»;

Занятие «Башкирское народное жилище»;

Занятие «Одежда башкирского народа»;

Беседа «Что мы знаем о пчёлах»;

Беседа «Что получают из молока?»;

Беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

ОД «Башкирские народные музыкальные инструменты».

Занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа».

Речевое развитие

Занятие «Красоты и богатства моего края»;

Пересказ сказки «Ленивый сын»;

Рассказывание по картине «В башкирской избе»;

Легенда «Происхождение башкир»;

Сказка «О курае»;

Легенда о происхождении шиханов;

Легенды о реках Башкортостана;

Сказка «Медведь и пчелы»;

Беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова       (перевод М.Гафурова).

Знакомство с произведениями поэтов Башкортостана:

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Прослушивание сказки «Абзалил»;

Разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание стихотворения С.Юлаева;

Чтение легенды об Агидели;

рассказывание легенды «В царстве Шульгена»;

Чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Петух - батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Мой край родной»;

Рисование «Юрта»;

Рисование «Башкирский национальный костюм»;

Рисование «Украсим фартук для бабушки»

Аппликация «Башкирский ковёр»

Декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

Аппликация «Сапожки – ичиги»;

Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

Лепка «Кадушка для кумыса»;

Знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

Песня «Салават-батыр!»;

Слушание гимна Республики Башкортостан;

«Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой;

«Процветай, Родина моя!», 

«Я люблю тебя, мой Башкортостан!».

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

КВН «Мой Башкортостан»;

Квест-игра «Чудеса Башкортостана»

Башкирская народная игра «Невод» (разучивание)

Дидактические игры:

«Какого города герб?» 

«Башкирская национальная одежда», 

«Собери карту Башкортостана»

«Кто скорее составит флаг РБ?»

Настольно – печатные игры: 

«Башкирская посуда», 

«Башкирские узоры», 

«Узнай свой элемент башкирского орнамента».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»

конмпект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»

конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы

Цель занятия - ознакомить детей  с реками  Башкортостана; с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, развивать познавательную инициативу детей (любознательность);  в...

Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»

       Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

конспект занятия по познанию "Природа Башкортостана"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Природа Башкортостана" в подготовительной группе....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»...