Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Цель занятия - ознакомить детей с реками Башкортостана; с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, развивать познавательную инициативу детей (любознательность); внимание, наблюдательность, способность делать выводы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_bashkortostana.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы
Основные направления развития детей
Познавательно – речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – личностное, физическое.
Интеграция образовательных областей
Познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, социализация, труд, безопасность.
Интегративные цели
Познакомить детей с реками Башкортостана;
Познакомить с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, вкус;
Продолжать развивать познавательную инициативу детей (любознательность);
Продолжать развивать внимание, наблюдательность, способность делать выводы;
Продолжать формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
Продолжать формировать трудовые навыки детей;
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа: на прогулке наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).
Оборудование и материалы: карта Башкортостана, глобус, слайды (иллюстрации рек), белый халат для воспитателя, магнитофон, контейнер с водой, стакан с молоком, ложка, валерьянка, пипетка, сахар, камни, салфетка, гуашь; для детей: контейнер с водой на каждого ребенка, камни, стакан с водой, ложка, сахар, салфетка.
Художественное слово: загадка о воде, стихотворение о воде Н. Рыжовой
Предварительная работа: Знакомство с картой Башкирии, беседа о пользе воды в жизни людей, чтение художественной литературы.
Словарная работа: река Белая (Агидель), Танып, Дема, Уфа, лаборатория, лаборант, газообразная, растекается, разливается, жидкое вещество, бесцветная, прозрачная.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент
Ход занятия
(Дети проходят в группу.)
Воспитатель: - Дети к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.)
Послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.
Загадка: (варианты)
Что в решете не унесешь?
Что в руке не удержишь?
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Воспитатель: - О чем эта загадка? (Переспросить несколько детей)
Воспитатель: - Как вы догадались, что это загадка о воде?
2. Беседа о воде, реках республики Башкортостан
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.
Воспитатель: - А где можно встретить воду? (А сегодня, вы видели воду? А где вы купались?
Ответы детей: - В море, океане, ручейке, водопад. (Воспитатель дополняет.)
Воспитатель: - Взгляните на глобус, что обозначает голубой цвет? (воспитатель показывает на голубой цвет).
Ответы детей: - Вода, моря, реки и т.д.
Воспитатель: - Какого цвета больше?
Воспитатель – Большую часть нашей планеты занимает вода. В какой республике мы живем?
Ответы детей: - В республике Башкортостан.
Воспитатель: - Правильно. Если посмотреть на карту Башкортостана, можно увидеть на ней много рек, озер, родники.
Воспитатель: - Какие реки вы знаете?
Ответы детей: - Кама, Агидель, Идель. (Воспитатель помогает перечислить названия рек)
Воспитатель: - А вы знаете, какая самая большая река в нашей республике?
(Ответы детей). Хотите, я вам расскажу и покажу. Садитесь поудобнее на ковер. Вы готовы? Я начинаю свой рассказ. (Показывает слайды)
3. Знакомство с реками Башкортостан (показ слайдов)
- Самая большая и быстрая река в нашей республике – это Белая, которая течет с юга (воспитатель показывает на карте реку, отмечает ее звездочкой) по всей территории Башкортостана. Длина реки 1420 км. Воспитатель: - Дети, кто знает ее другое название на башкирском языке? Ответы детей:- Ак Идель. (В случае затруднения воспитатель помогает детям).
Воспитатель: - В башкирском народном творчестве про нее говорят «белая, как серебро». Вдоль реки находятся горы, леса, деревни.
Воспитатель: - А вы знаете какие города находятся на берегу реки Белой?
(Ответы детей). Это Уфа, Стерлитамак, Салават и другие. На пути можно встретить известную в Башкирии «Капову» пещеру, куда приезжает очень много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы.
- Как вы думаете как можно переправиться через реку?
Ответы детей: на пароходе, лодке, катере.
Воспитатель: - А еще через мост, которых на реке очень много.
- Река Белая разбивается на рукава – притоки. Река Дема, находится с левой стороны, с правой стороны находятся - Танып, Уфа.
Воспитатель: - О каких реках мы сегодня говорили? Какая самая большая река?
4. Сказка «Вода - путешественница». Круговорот воды.
Воспитатель: - Дети, вы знаете, как попадает вода в реку? (Ответы детей.)
- Хотите, я расскажу вам сказку о «воде – путешественнице»? А вы внимательно слушайте.
Сказка «Вода - путешественница»
Однажды в теплый день отдыхала вода в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в легкий прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал в большие тучи. Им стало тесно, они начали толкаться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. И эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось, и в следующий жаркий день все началось сначала.
Вопросы к сказке:
- Вам понравилась сказка?
- Где отдыхала вода?
- Пригрело солнышко, вода нагрелась от жары, и во что превратилась?
- Тесно стало тучам, стали они толкаться. Что дальше произошло с ними?
- Куда они обратно попали?
- Вот такой круговорот воды происходит в природе.
4. Физкультурная минутка «Тучка» под музыку
Туча по небу плыла (Дважды большой круг руками перед собой)
Дождик за руку вела (Пр. рука берет за большой палец л.р., руки двигаются вправо и влео)
Он шагал на тонких ножках (Пальцы левой руки смотрят вниз и двигаются)
В черных маленьких калошках.
Дождик всюду походил (Постукивающие движения пальцев рук по телу, начиная с головы до ног)
На крылечке наследил (Шлепки по коленам)
В теплой луже потоптался, (Топаем ногами)
Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть одной ногой, топнуть другой, бег на месте)
5. Работа в лаборатории. (работа с раздаточным материалом)
Воспитатель: Столь прекрасна ли вода? А вы хотите узнать о свойствах воды?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Я тоже. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (воспитатель одевает халат). А еще мне понадобится чемодан, в котором я принесла приборы для опытов .
В лаборатории есть свои правила:
- здесь нельзя шуметь и мешать друг другу;
- я буду задавать вопросы, а вы отвечать;
- вы будете делиться своим мнением;
- в конце занятия самые активные, аккуратные и умные получат значки.
- Я приглашаю вас занять свои места. (Дети садятся за столы. Обращает внимание детей на осанку и ноги).
Воспитатель: - Вода в природе находится в трех состояниях. (Показывает картину.)
В жидком, это что?
Ответы детей: реки, моря, родник (в стакане).
- В твердом?
Ответы детей: - снег, лед. (В случае затруднения воспитатель подсказывает и показывает).
- И газообразная – это тучи, пар, облака.
Итак, приступаем к работе, уважаемые лаборанты Опыт № 1
Воспитатель: - как вы думаете, у воды есть звуки? (Ответы детей).
Ответы детей.
Вывод: Мы сделали вывод, что у воды нет звука. Какой мы сделали вывод?
( Воспитатель отмечает на схеме карточкой)
Воспитатель: - Дети закройте глаза и послушайте. (Воспитатель включает музык.)
– Что вы слышите?
Ответы детей: - Шум воды.
- Как вы думаете, почему вода издает такой звук?
В случае затруднения: - Во время прилива вода ударяется о камни, поэтому мы слышим звук, который называют «Шум прибоя».
Опыт № 2
Воспитатель: - Когда вы открываете кран, что происходит с водой?
Ответы: - она течет.
Воспитатель: - Правильно. Подвиньте лоток поближе, возьмите камни и положите их в контейнер с водой. Что происходит с водой?
Ответы детей: - Она выливается из сосуда.
Воспитатель: - Да, правильно, вода льется через край, растекается, разливается. Почему?
Ответы детей: - она жидкая.
Вывод: - Мы сделали вывод, что вода жидкое вещество. Какой мы вывод сделали? Отмечаем на схеме.
Опыт № 3
Воспитатель: - Дети посмотрите воду. Что вы видите?
Ответы детей: - камни.
Воспитатель: - Я возьму стакан с молоком, также положу туда камни. Вы их видите?
Ответы детей: - нет.
Воспитатель: - А в воде? Значит какая вода? (Ответы детей).
Вывод:. - Мы сделали вывод, что вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная. Отмечаем на схеме.
Воспитатель: - Я возьму краску и капну в воду. Что произошло с водой?
Ответы детей: - Она окрасилась.
Воспитатель: - Мы делаем вывод, что вода способна окрашиваться в тот цвет, который мы положим. Уберите камни.
Опыт № 4
Воспитатель: - Возьмите кусок ткани и положите ее в контейнер с водой. Что с ней произошло?
Ответы детей: - она намочилась.
Вывод: - Мы делаем вывод, что вода способна смачивать предметы. Отмечаем на схеме. Отодвиньте лоток в сторону.
Опыт № 5
Воспитатель: - Дети, как думаете, вода имеет запах? Возьмите стакан с водой и понюхайте.
Ответы детей: - не пахнет.
Вывод: – Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха
Воспитатель: - Я возьму валерьянку и капну в воду. (Дает детям понюхать воду). Пахнет. Почему? Значит, вода приобретает запах того вещества, который мы с вами положили, т.е. валерьянки.
Опыт № 6
Воспитатель: - Возьмите стакан и попробуйте воду. Что вы можете сказать о вкусе воды.
Ответы детей: - у воды нет вкуса.
Вывод: - Мы делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Отмечаем на схеме.
Воспитатель: - Ложечкой возьмите сахар, положите в воду и помешайте. Попробуйте. Какая стала вода?
Ответы детей: - сладкая.
Воспитатель: - А какая вода в море?
Ответы детей: - Соленая.
Значит вода способна приобретать вкус того вещества, который мы положили.
Выводы по третьей части.
- Что мы делали в лаборатории?
- Какие выводы мы сделали?
- Вода не имеет звука;
- Жидкое вещество;
- она бесцветная;
- способна смачивать предметы
- не имеет запаха;
- не имеет вкуса.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
Воспитатель: - Дети, вспомните и скажите, где мы каждый день используем воду? (Воспитатель показывает картинку).
Ответы детей:- в приготовлении пищи, в стирке белья, в промышленности
и т.д.
Воспитатель: - Кому еще нужна вода?
Воспитатель: - Молодцы. А сейчас мы послушаем стихотворение о воде.
(Ребенок читает стихотворение)
6. Чтение стихотворения Вы слыхали о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Без воды не может быть жизни. Потому ее надо беречь. А как это нужно делать?
Ответы детей: - Выключать кран; не засорять водоемы, реки, озера.
Рефлексия: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей.)
- Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были прекрасными работниками лаборатории. Я хочу вам раздать значки «Юный лаборант».
А теперь настало время прибраться в нашей лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект итоговой НОД в подготовительной к школе группе «Тропинка в школу»
Интеграция образовательных областей: «Познание», с интеграцией задач образовательных областей «Коммуникация», «Физическая культура».Цель: закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовите...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....
Конспект интегрированной НОД для подготовительной к школе группы по теме: «Скоро в школу!»
Цель:Обобщить знания, полученные в течении года. Формирование представлений об окружающем мире у детей подготовительной группы.Задачи:· Учить различать характ...
Конспект занятия "Мы знаем сказки К.И.Чуковского" старшая и подготовительная к школе группы компенсирующей направленности.
Интегрированный физкультурно-логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект итогового комплексно-тематического занятия в рамках проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Знаем и любим свой город" в компенсирующей подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Занятие проводится в игровой форме, используется интерактивное оборудование....