Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_bashkortostana.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
Цели:
- познакомить детей с реками Башкортостана;- познакомить с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, вкус; - продолжать развивать познавательную инициативу детей (любознательность); - продолжать развивать внимание, наблюдательность, способность делать выводы; - продолжать формировать умения и навыки исследовательской деятельности; - продолжать формировать трудовые навыки детей;
- продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Коррекционные цели:
- развитие смысловой стороны речи;
- снятие общего и зрительного напряжения после зрительных и умственных нагрузок.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, социализация, труд, безопасность
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Предварительная работа: на прогулке наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).
Оборудование и материалы: карта Башкортостана, глобус, слайды (иллюстрации рек), белый халат для воспитателя, магнитофон, контейнер с водой, стакан с молоком, ложка, валерьянка, пипетка, сахар, камни, салфетка, гуашь; для детей: контейнер с водой на каждого ребенка, камни, стакан с водой, ложка, сахар, салфетка.
Художественное слово: загадка о воде, стихотворение о воде Н. Рыжовой
Предварительная работа: Знакомство с картой Башкирии, беседа о пользе воды в жизни людей, чтение художественной литературы.
Словарная работа: река Белая (Агидель), Танып, Дема, Уфа, лаборатория, лаборант, газообразная, растекается, разливается, жидкое вещество, бесцветная, прозрачная.
Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент.
- Послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.
Загадка: (варианты)
Что в решете не унесешь?
Что в руке не удержишь?
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
- О чем эта загадка? (Переспросить несколько детей)
- Как вы догадались, что это загадка о воде?
Беседа о воде, реках республики Башкортостан.
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.
- А где можно встретить воду? (А сегодня, вы видели воду? А где вы купались?
- Взгляните на глобус, что обозначает голубой цвет? (воспитатель показывает на голубой цвет).
- Какого цвета больше?
– Большую часть нашей планеты занимает вода. В какой республике мы живем?
- Правильно. Если посмотреть на карту Башкортостана, можно увидеть на ней много рек, озер, родники.
- Какие реки вы знаете? (Кама, Агидель, Идель. ) (Помогаю перечислить названия рек)
- А вы знаете, какая самая большая река в нашей республике?
(Ответы детей). Хотите, я вам расскажу и покажу. Садитесь поудобнее на ковер. Вы готовы? Я начинаю свой рассказ. (Показываю слайды)
Знакомство с реками Башкортостан (показ слайдов)
- Самая большая и быстрая река в нашей республике – это Белая, которая течет с юга (воспитатель показывает на карте реку, отмечает ее звездочкой) по всей территории Башкортостана. Длина реки 1420 км. - Дети, кто знает ее другое название на башкирском языке? (Ответы детей:- Ак Идель.) (В случае затруднения воспитатель помогает детям).
- В башкирском народном творчестве про нее говорят «белая, как серебро». Вдоль реки находятся горы, леса, деревни.
- А вы знаете какие города находятся на берегу реки Белой?
(Ответы детей). Это Уфа, Стерлитамак, Салават и другие. На пути можно встретить известную в Башкирии «Капову» пещеру, куда приезжает очень много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы.
- Как вы думаете как можно переправиться через реку?
- А еще через мост, которых на реке очень много.
- Река Белая разбивается на рукава – притоки. Река Дема, находится с левой стороны, с правой стороны находятся - Танып, Уфа.
- О каких реках мы сегодня говорили? Какая самая большая река?
Сказка «Вода - путешественница». Круговорот воды.
- Дети, вы знаете, как попадает вода в реку? (Ответы детей.)
- Хотите, я расскажу вам сказку о «воде – путешественнице»? А вы внимательно слушайте.
Сказка «Вода - путешественница»
Однажды в теплый день отдыхала вода в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в легкий прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал в большие тучи. Им стало тесно, они начали толкаться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. И эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось, и в следующий жаркий день все началось сначала.
Беседа по содержанию сказки:
- Вам понравилась сказка?
- Где отдыхала вода?
- Пригрело солнышко, вода нагрелась от жары, и во что превратилась?
- Тесно стало тучам, стали они толкаться. Что дальше произошло с ними?
- Куда они обратно попали?
- Вот такой круговорот воды происходит в природе.
Физкультурная минутка «Тучка» под музыку
Туча по небу плыла (Дважды большой круг руками перед собой)
Дождик за руку вела (Пр. рука берет за большой палец л.р., руки двигаются вправо и влево)
Он шагал на тонких ножках (Пальцы левой руки смотрят вниз и двигаются)
В черных маленьких калошках.
Дождик всюду походил (Постукивающие движения пальцев рук по телу, начиная с головы до ног)
На крылечке наследил (Шлепки по коленам)
В теплой луже потоптался, (Топаем ногами)
Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть одной ногой, топнуть другой, бег на месте)
Работа в лаборатории (работа с раздаточным материалом)
- Столь прекрасна ли вода? А вы хотите узнать о свойствах воды?
- Я тоже. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (воспитатель одевает халат). А еще мне понадобится чемодан, в котором я принесла приборы для опытов .
В лаборатории есть свои правила:
- здесь нельзя шуметь и мешать друг другу;
- я буду задавать вопросы, а вы отвечать;
- вы будете делиться своим мнением;
- в конце занятия самые активные, аккуратные и умные получат значки.
- Я приглашаю вас занять свои места. (Дети садятся за столы. Обращает внимание детей на осанку и ноги).
- Вода в природе находится в трех состояниях. (Показывает картину.)
В жидком, это что? Ответы детей: реки, моря, родник (в стакане).
- В твердом? Ответы детей: - снег, лед. (В случае затруднения воспитатель подсказывает и показывает).
- И газообразная – это тучи, пар, облака.
- Итак, приступаем к работе, уважаемые лаборанты Опыт № 1
- Как вы думаете, у воды есть звуки? (Ответы детей).
Мы сделали вывод, что у воды нет звука. Какой мы сделали вывод?
( Воспитатель отмечает на схеме карточкой)
- Дети закройте глаза и послушайте. (включаю музыку.)
– Что вы слышите? (Шум воды).
- Как вы думаете, почему вода издает такой звук?
В случае затруднения: - Во время прилива вода ударяется о камни, поэтому мы слышим звук, который называют «Шум прибоя».
Опыт № 2
- Когда вы открываете кран, что происходит с водой?
- Правильно. Подвиньте лоток поближе, возьмите камни и положите их в контейнер с водой. Что происходит с водой? (Она выливается из сосуда).
- Да, правильно, вода льется через край, растекается, разливается. Почему?
(Она жидкая).
- Мы сделали вывод, что вода жидкое вещество. Какой мы вывод сделали? Отмечаем на схеме.
Опыт № 3
- Дети посмотрите воду. Что вы видите? (камни).
- Я возьму стакан с молоком, также положу туда камни. Вы их видите?
( нет).
- А в воде? Значит какая вода? (Ответы детей).
- Мы сделали вывод, что вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная. Отмечаем на схеме.
- Я возьму краску и капну в воду. Что произошло с водой?
- Она окрасилась.
- Мы делаем вывод, что вода способна окрашиваться в тот цвет, который мы положим.
Опыт № 4
- Возьмите кусок ткани и положите ее в контейнер с водой. Что с ней произошло?( Она намочилась).
- Мы делаем вывод, что вода способна смачивать предметы. Отмечаем на схеме. Отодвиньте лоток в сторону.
Опыт № 5
- Дети, как думаете, вода имеет запах? Возьмите стакан с водой и понюхайте.
( Не пахнет).
– Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха
- Я возьму валерьянку и капну в воду. (Дает детям понюхать воду). Пахнет. Почему? Значит, вода приобретает запах того вещества, который мы с вами положили, т.е. валерьянки.
Опыт № 6
- Возьмите стакан и попробуйте воду. Что вы можете сказать о вкусе воды..
- Мы делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Отмечаем на схеме.
- Ложечкой возьмите сахар, положите в воду и помешайте. Попробуйте. Какая стала вода?
- А какая вода в море? Значит вода способна приобретать вкус того вещества, который мы положили.
Выводы по третьей части.
- Что мы делали в лаборатории?
- Какие выводы мы сделали?
- Вода не имеет звука;
- Жидкое вещество;
- она бесцветная;
- способна смачивать предметы
- не имеет запаха;
- не имеет вкуса.
Приглашаю детей на ковер.
- Дети, вспомните и скажите, где мы каждый день используем воду? (Воспитатель показывает картинку).
- Кому еще нужна вода?
- Молодцы. А сейчас мы послушаем стихотворение о воде.
(Ребенок читает стихотворение)
Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Без воды не может быть жизни. Потому ее надо беречь. А как это нужно делать?
Рефлексия: - Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были прекрасными работниками лаборатории. Я хочу вам раздать значки «Юный лаборант».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции»....
Конспект НОД с детьми в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на волшебную поляну»
Данный конспект способствует развитию интереса у детей к растительному миру, развивает выразительность речи, логическое мышление, формирует научно – реалистические представления о растениях....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"...
Интегрированное ООД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром "История изобретения бумаги" в рамках проекта "Путешествие по реке времени"
Дети отправляются в путешествие по «Реке времени, чтобы узнать историю изобретения бумаги....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в Птицеград»
Цель НОД Формирование ценностного представления о птицах родного края в познавательно – исследовательской деятельности, через виртуальную экскурсию «Путешествие в Птицеград».Зад...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром "Книга интересных фактов о птицах"
итоговое занятие на тему "Книга интересных фактов о птицах"...