Конспект НОД«Волшебный камень — магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Поисково-познавательная образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень — магнит»
Цель: Ознакомление детей о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.
Ребята!? Сегодня когда я шла на работу нашла вот такой необычный камень, мне стало очень интересно я его взяла чтобы показать вам. Вы раньше ни где не видели такой камень кто знает как называется?
Предположения детей. Давайте отгадаем загадку.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
оказывается перед нами обычный магнит.
Много ли секретов в себе он хранит?
Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает вопрос — «Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Опыт № 1.
— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем по группе
выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Посмотрим еще какие свойств магнита можно проверить в следующем опыте.
На столе лежит и одновременно демонстрируется «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный — синий).
—Ребята, обратите внимание на эти магниты, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…
Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
— Ребята, посмотрите, на столах стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?
Ответы детей, обсуждение, догадки.
Ребята что бы достать из банки наше существо не опуская туда руки т. е не намочив руки я предлагаю сделать вам самодельные удочки. На столе у вас разные предметы сами соорудите удочки.
— Попробуем магнитом достать обитателя банки?
Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.
Воспитатель: — У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.
Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: — Магнит действует через стекло.
— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.
— А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.
— Какой можно сделать вывод?
— Магнит действует через картон.
Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».
— Ребята, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.
— Какими свойствами обладает магнит?
Дети называют свойства…
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Воспитатель: Ребята! Спасибо вам за помощь.
Воспитатель читает стихотворение про магнит:
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. — Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебный камень - магнит"
Дети вместе с педагогом проводят научные опыты с магнитом, выявляя его свойства и возможности....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ «Волшебный камень – магнит» старшая группа
Конспект познавательно-исследоватедьско деятельности в старшей группе "Волшебный камень - магнит"Цель: развивать познавательную активность детей в процессе эксперементально-исследовательской деятельно...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!...
Конспект занятия "Волшебный камень- магнит"
Формирование и развитие позавательного интереса и исследоватльского поведения у дошкольников через организацию детского экспериментирования и проведение простейших опытов позволяет деятям получть новы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию "Волшебный камень - магнит"
Экспериментирование...
конспект занятия "Волшебный камень -магнит "
Конспекторганизованной образовательной деятельностив подготовительной к школе группе...