Конспект познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ «Волшебный камень – магнит» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект познавательно-исследоватедьско деятельности в старшей группе "Волшебный камень - магнит"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе эксперементально-исследовательской деятельности по определению свойств магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_magnit.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ
«Волшебный камень – магнит»
(старшая группа)
Цель:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментально – исследовательской деятельности по определению свойств магнита.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для формирования у детей знаний связанных с изучением магнита и его свойствами такими, как притягивание металлов, создание магнитного поля, действие магнита через предметы, отталкивание и притяжение магнитов;
- познакомить с понятиями «магнит», «магнитное поле», «северный полюс», «южный полюс»;
- формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
Развивающие:
- создать условия для формирования у детей познавательных интересов;
- формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
- способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать любознательность;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнеров.
Воспитательные:
- воспитывать умение детей работать сообща;
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Предварительная работа:
- просмотр презентации «Наш дом – Земля»;
- рассматривание глобуса, географических карт;
- чтение энциклопедии «Тайны природы»;
- игры с магнитной доской и магнитными буквами;
- использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Подбери предмет».
Словарная работа: магнитное поле, северный полюс, южный полюс.
Материалы и оборудование:
- проектор, ноутбук;
- магнитный набор, магнитный конструктор;
- карточки – схемы, обозначающие свойства магнита;
- для опыта №1: магнит, мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая ложка, стеклянная баночка, бумага, разные металлические предметы;
- для опыта №2: тарелки, семечки, скрепки, магниты (для каждого ребенка);
- для опыта №3: магнит, картон, металлическая стружка;
- для опыта №4: пластмассовый стакан с водой, скрепки, магниты (для каждого ребенка);
- для опыта №5: 2 кольцевых магнита, 1 стержень, машина.
- соленое тесто, клеенки, стеки, магниты, салфетки (для каждого ребенка).
Методическая литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
- М. Султанова «Маленькому почемучке о планете Земля».
- Интернет ресурсы
Содержание ООД:
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте все дружно с ними поздороваемся (дети здороваются).
- Ребята, скажите мне, на какой планете мы с вами живем? Правильно, на планете Земля.
- И сейчас я бы хотела с вами поговорить о нашей планете. Мы многое уже знаем о ней, но нам бы хотелось узнать и что-то нового и необычного. Вы хотите это узнать?
- Тогда я предлагаю всем нам отправиться в страну «Познания», где мы узнаем много нового и интересного.
Друг за другом мы встаем, Вместе весело идем! Чтобы многое уметь, Нужно знания иметь. Сундучок мы наполняем, Знания мы сохраняем.
Дети садятся на стулья, показ презентации.
Слайд №1. «Наша планета Земля»
Слайд №2. Почему Земля голубого цвета? (Предположения детей).
- Посмотрите на снимок, так выглядит Земля из космоса, и большая ее часть голубого цвета. Потому что эта часть Земли, покрыта водой.
Слайд №3. Почему Земля не улетает в космос? (Предположения детей).
- Представьте, что наша планета – это шарик на веревочке и солнце ее держит и вращает вокруг себя. Веревочка – это сила, с которой Солнце притягивает к себе Землю, не давая ей улететь в космос.
Слайд №4. Почему одно время года сменяется другим и как это происходит?
(Предположения детей).
Это происходит из-за того, что Земля вращается вокруг Солнца. В течение года Солнце освещает разные части Земли. (Например, мы находимся в верхней части планеты). Если солнце сильно освещает верхнюю часть планеты, там становиться тепло – это лето, если солнце освещает его слабо – это весна и осень. И если Солнце освещает нижнюю часть Земли, в верхней части очень холодно - это зима.
Слайд №5. Почему день сменяется ночью? (Предположения детей).
- Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг себя. Когда Земля поворачивается к Солнцу одной стороной, то на этой стороне становится светло – это день. Затем она перемещается, и уже эта сторона оказывается не освещенной Солнцем, на ней становится темно – это ночь.
Слайд №6. Земля магнит и имеет магнитное поле! А знаете ли вы, что Земля является магнитом? Что такое магнит? (Предположения детей).
- Магнит – это тело, которое притягивает металлы. Пространство вокруг магнита, где действуют магнитные силы, называется магнитным полем. У Земли есть магнитное поле, которое имеет два полюса южный и северный. Магнитное поле защищает её от вредного влияния Солнца.
- Чтобы разобраться в этой теме, понять, почему Землю называют магнитом, сначала нам нужно узнать, что такое магнит, какими свойствами он обладает. А для этого нам нужно переместиться в нашу лабораторию.
Ветер вдруг налетел, Закружил, завертел. Ввысь подбросив, улетел. Время зря мы не теряем, Мы в волшебников играем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы в лаборатории с вами опять.
Появляется Профессор и с ним мультипликационный герой Фиксик.
Профессор: Здравствуйте, ребята! Рада, снова видеть вас в моей лаборатории. Сегодня ко мне в гости пришел мой друг Фиксик.
Фиксик: Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Симка. Я сегодня первый раз пришла в детский сад и мне очень интересно, чем вы тут занимаетесь и что делаете.
Воспитатель: Хорошо, Симка, оставайся с нами в группе, ребята тебе все покажут и расскажут.
Профессор: Ребята, а что же вас привело ко мне в гости? (Ответы детей).
Воспитатель: Нам нужно узнать, что такое магнит, и какие он имеет свойства.
Профессор: Вы как раз вовремя появились, сегодня я собиралась изучать магнитные свойства, вместе нам будет намного интересней этим заниматься. (Находит магнит).
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Профессор: Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Показывает магнит детям, дает потрогать. Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный, твердый), определяют вес (тяжелый — легкий?)
Профессор: И так мы с вами определили, что магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, сам он тяжелый и твердый.
Воспитатель: Говорят, что магнит – это необычный камень, и он обладает специальными свойствами, мы хотим это увидеть и проверить так ли это на самом деле.
Профессор: Ну что же, тогда я предлагаю всем нам провести опыты и поближе познакомиться с магнитом и узнать его свойства, но сначала давай вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
- В лаборатории нельзя шуметь, перебивать друг друга. А еще вы должны быть внимательными, аккуратными и спокойными.
Профессор: Ребята, скажите мне, а чем магнит отличается от других камней? Ответы детей. Правильно, магнит может притягивать предметы.
- А как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? Ответы детей.
- Давайте проверим ваши предположения. Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю провести первый наш опыт.
ОПЫТ № 1. «Что притягивает магнит?»
Материал: стол, магнит, поднос с предметами: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая ложка, стеклянная баночка, бумага, разные металлические предметы.
Дети подходят к столу, на котором лежат разные предметы.
- Посмотрите, какие предметы лежат на столе? Дети называют предметы.
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая ложка
4. стеклянная баночка
5. бумага
6. разные металлические предметы
Профессор: Ребята, как вы считаете, все предметы притянет магнит? (Ответы детей). Давайте проверим.
Содержание опыта.
Поочередно магнит подносим к каждому из предметов. В одну сторону убираем предметы, которые магнит притягивает, а в другую сторону предметы, которые не притягивает. Дети делают вывод, исходя из того, что одни предметы магнит притянул, другие остались лежать на своих местах, перечисляют предметы.
Профессор: Из первого опыта мы узнали, что магнит притягивает только металлические предметы. Демонстрируется карточка с изображением данного опыта.
Воспитатель: Профессор, а что у вас в тарелках? Это угощение для гостей? Но оно какое-то странное.
Профессор: Да, ребята, это угощения, только оно не для вас, а для моих пернатых друзей. Я очень люблю птиц и для них я приготовила это угощения, только я не пойму, что же произошло с угощением.
Фиксик: Уважаемый профессор, простите меня, пожалуйста, я хотела попробовать это лакомство, но нечаянно рассыпала в них скрепки, и теперь не знаю, что мне делать и как все исправить.
Профессор: Ребята, что же нам теперь делать, как исправить эту ошибку?
Воспитатель: Нужно вынуть все не нужные предметы из тарелок руками.
Профессор: Нет, во-первых, руками это очень опасно, а во-вторых, это займет много времени.
Воспитатель: Можно просеять через дуршлаг.
Профессор. Нет, все скрепки просыпаются через дуршлаг.
Воспитатель. Скрепки они же металлические?
Профессор. Да. А что притягивает магнит? (Ответы детей)
Профессор. Правильно, металлические предметы. Значит, магнит может притянуть скрепки. Таким способом мы можем очистить корм от лишних предметов. Ребята, вы поможете мне? Тогда возьмите в руки магниты, проходите за столы и принимайтесь все за дело. Вынимаем все скрепки и складываем их в маленькую емкость (которая демонстрируется детям).
ОПЫТ № 2. «Действие магнита»
Материал: тарелочки с семечками и со скрепками, магниты (для каждого ребенка), пустая ёмкость.
Содержание опыта.
Магнит опускаем на тарелку, касаясь предметов, водим по всей поверхности, притягивая скрепки. Необходимо извлечь все скрепки и сложить их в специальную емкость. Дети делают вывод, что магнит притягивает металлические предметы.
Профессор: Ребята, мы еще раз убедились, что металлические предметы магнит притягивает. Как быстро вы справились с заданием, спасибо! Теперь я смогу отнести это лакомство для моих пернатых друзей.
Воспитатель: Ребята, я вам говорила о магнитном поле Земли. А хотите увидеть его?
Подходи скорей дружок.
Дружно сделаем кружок,
Дети встают вокруг стола.
ОПЫТ № 3. «Магнитное поле»
Материал: магнит, картон, на котором находится металлическая стружка.
Содержание опыта.
Подносим магнит под картон, в том месте, где располагается металлическая стружка, она начинает «оживать» (двигаться). Она топорщится, приподнимается, рисует узоры. В какую сторону ведем магнит, туда же поворачиваются металлические частицы. Если держать магнит под стружкой и не двигать его, можно заметить, что вся стружка расположится вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля.
Воспитатель: У Земли магнитное поле очень большое и как мы уже говорили, оно защищает от вредного воздействия Солнца. Какой вывод можем сделать? Магнит может создавать движение вокруг себя, что является магнитным полем. Демонстрируется карточка с изображением данного опыта.
Профессор: Для следующего опыта, вам надо пройти за столы. Дети проходят за столы. Посмотрите, перед вами стоят стаканы с водой. Давайте опустим в них скрепки. Что произошло? (утонули)
Профессор: А как вы думаете, почему? (они тяжелые, железные, не могут плавать).
Профессор: А как можно достать скрепки, не замочив рук? (вылить воду из стакана, с помощью ложки).
Профессор: А я предлагаю достать скрепки, с помощью магнита. Посмотрите, как надо правильно делать. Показ. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
ОПЫТ №4. «Действие магнита через предметы»
Материал: пластмассовый стакан с водой, скрепки, магниты (для каждого ребенка).
Содержание опыта.
Магнит подносим к стенке стакана, если не все скрепки притянулись, нужно поднести магнит ко дну стакана, убедившись в том, что все скрепки магнит притянул, медленно начинаем поднимать магнит к краю стакана, для извлечения предметов, которые складываем в специальную емкость.
Вывод: магнит действует через различные материалы. Демонстрируется карточка с изображением данного опыта.
Профессор: Молодцы, ребята. Все справились и с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, хотите увидеть, что могут еще делать магниты? Подходите к нашему экспериментальному столу. Посмотрите, какой у меня есть магнит, он имеет два полюса северный и южный. Как вы считаете северный полюс, в какой цвет окрашен, почему? (Ответы детей) Из этого делаем вывод, что южный полюс имеет, какой цвет? (Ответы детей) Чтобы увидеть, как магниты взаимодействуют между собой, давай с вами используем интересное устройство. Обратить внимание детей на цвет маленьких магнитов.
ОПЫТ №5. «Взаимодействие двух магнитов»
Материал: 2 кольцевых магнита, 1 стержень, машина.
Содержание опыта.
На стержень, установленный на машине, вставляем магниты разными полюсами, они притянулись друг к другу.
Вывод: притягиваются магниты с разными полюсами.
Затем вставляем магниты с одинаковыми полюсами, они отталкиваются, и держаться на расстоянии.
Вывод: отталкиваются магниты с одинаковыми полюсами.
Детям предлагается магнитный конструктор, с помощью которого они смогут самостоятельно провести данный опыт.
Общий вывод: магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными полюсами притягиваются. Демонстрируется карточка с изображением данного опыта.
Профессор: Дорогие ребята, я благодарю вас за проделанную работу, надеюсь, вам понравились наши опыты и эксперименты, за это я хочу вам подарить магнитный конструктор. (Дети благодарят за подарок).
Воспитатель: Ребята, пришла пора нам прощаться с Профессором и возвращаться в свою группу «Солнышко». Спасибо, Профессор, за познавательные и интересные опыты! До свидания!
Профессор: Приходите еще ко мне в гости, я покажу вам другие опыты с магнитами! До свидания!
Ветер вдруг налетел, Закружил, завертел. Ввысь подбросив, улетел. Время зря мы не теряли, Мы в волшебников играли. Раз, два, три, четыре, пять, Снова в группе мы опять.
Воспитатель: На сегодня путешествия наши закончились.
Рефлексия:
- Что нового узнали о планете Земля?
- Ребята, с каким предметом мы сегодня познакомились?
- О каких свойствах магнита мы узнали? (Если дети затрудняются ответить, показать карточки – схемы)
- Какой опыт больше всего понравился? Почему?
Воспитатель: Ребята, а у кого дома есть на холодильнике магниты? Хотите сами сделать магнит? Мы будет их лепить из соленого теста. Проходим к столам.
Тесто находится в целлофановом пакете, в вакууме. Дети открывают пакеты.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы только слепим фигурки. А когда они высохнут, мы их раскрасим и приклеим магнит. Самостоятельно задумываете тему лепки. (Дети приступают к лепке)
По окончанию лепки, рассмотреть с детьми, получившиеся работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «рисование» на тему «Волшебные цветы» в старшей группе ДОУ
Основные задачи занятия:Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому». Совершенствовать технику рисования акварелью.Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.Развивать интерес ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Чудеса зимнего леса".
Цель: Обогащать представления детей о зимней природе посредством музыки, живописи, поэзии.Задачи: Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображен...
Познавательно – исследовательский проект «Волшебный камень магнит» старший дошкольный возраст
Магнит - доступный для ребйнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них не достаточно знаний о магни...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект НОД по рисованию для средней группы...
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе
с помощью опытов дать детям знания об особенности соли, её свойства, качества и применения...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...