конспект занятия "Волшебный камень -магнит "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 

Конспект

организованной  образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной  образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

 «Волшебный камень – магнит»

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, мыслительных операций.  

Программные задачи:

-Систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

-Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

-Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Оборудование и материалы: кусок ткани, бумага, деревянная зубочистка, железные скрепки, камень, стеклянный шарик, карандаши, магниты, прорезиненный магнит, стакан с водой, смайлики (с улыбкой, синий).

Предварительная работа: 

-Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

- НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

- Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение», «магнетизм».      

- Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

-Приобщение родителей к пополнению уголка Экспериментирования наглядным материалом (магнитами, железными предметами).

- Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: Сегодня я принесла вот такую красивую коробочку, а в ней – перчатка, (показывает детям). Это не простая перчатка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в перчатке к подносу со скрепками) Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?

Дети: перчатка липкая, она магнитная…

Воспитатель: в моей перчатке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает перчатку и показывает магнит) Какой магнит на ощупь?

Дети: Гладкий, холодный

Воспитатель: На вес какой?

Дети: Тяжелый

Воспитатель: цвет

Дети: черный

Вывод: магнит тяжелый материал, гладкий, темно-серого цвета.

     Воспитатель: Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

     Я предлагаю посетить нашу лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом исследователем. А вы будете младшими лаборантами исследователями.

    Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории

1.        Внимательно слушайте инструкцию

2.        Четко выполнять указания

3.        Нельзя ни чего пробовать на вкус

4.        Аккуратно работать с материалом и оборудованием.

5.        Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.

Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу 

Поисковый этап:

Воспитатель:  Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой  – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто. Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, какой способ  нашел Магнитолик?  

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит”.

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

“Важное дело – эксперимент!

В нем интересен нам каждый момент”.

Практический этап

  Проведение экспериментов

     Опыт №1 «Какие материалы притягивает магнит»

     Возьмем предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик. Будем подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?

- Разбейтесь по парам, подойдите к столу, выберите любой предмет и проверьте, притягивает его магнит или нет.

резина             -

стекло             -

металл            +

пластмасса             -

дерево              -

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод:

Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.

   Опыт №2 «Магниты действуют на расстоянии»

   Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнёт" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Например, самым слабым оказался достаточно большой резиновый магнит, который притягивал скрепку лишь только тогда, когда его подносили вплотную к ней.

Вывод:

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как достать скрепку из стакана не намочив руки. Сейчас мы попробуем это сделать.

Опыт № 3«Магнит преграды не боится».  

     В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизилась к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.

Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стекло?

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон? 

Опыт №4 «Волшебные машинки»

     Давайте поиграем. На листе картона у вас нарисованы дорожки, На скрепку мы оденем машинку. Другим магнитом надо так водить снизу листа картона, чтобы машинка двигалась по нужным дорожкам.

Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду, бумагу, картон.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бываю перерывы. Неплохо бы немножко отдохнуть бы нам.

   

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Воспитатель: Продолжаем наши исследования.

Задачка на сообразительность.

     Воспитатель: Вот какой интересный случай произошел с Незнайкой. Как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу у реки, он потерял ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуем Незнайке?

Дети: можно руками поискать в песке, можно магнитом провести.

Воспитатель: Правильно. А теперь мы сами достанем предметы, спрятанные в песке.

Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя»

     Воспитатель: Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У меня их получилось 5 штук.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

Вывод: Скрепки находились с магнитом намагнитились и стали магнитами. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Воспитатель: Ребята оглянитесь вокруг и кажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (ответы детей).  

     А вот вашим домашним заданием будет узнать, где еще используется магнит и какую пользу приносит? 

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.

1.        Магниты воздействуют на предметы из железа.

2.         У магнита есть магнитное поле

3.        Магнит может действовать через предметы

4.        Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Воспитатель:   Дорогие лаборанты-исследователи, я благодарю вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа вам понравилась, то возьмите смайлик с улыбкой и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать, то возьмите синий смайлик.

Последующая работа

-экспериментирование детей с магнитами в свободной деятельности;

- зарисовка результатов опытов;

- экспериментирование с магнитами дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для дошкольников «Этот удивительный камень — магнит»

Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.Главное достоинство экспериментирования в том, ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебный камень - магнит"

Дети вместе с педагогом проводят научные опыты с магнитом, выявляя его свойства и возможности....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ «Волшебный камень – магнит» старшая группа

Конспект познавательно-исследоватедьско деятельности в старшей группе "Волшебный камень - магнит"Цель: развивать познавательную активность детей в процессе эксперементально-исследовательской деятельно...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!...

Конспект занятия "Волшебный камень- магнит"

Формирование и развитие позавательного интереса и исследоватльского поведения у дошкольников через организацию детского экспериментирования и проведение простейших опытов позволяет деятям получть новы...