Методическая разработка: конспект НОД "Приметы весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ильина Марина Анатольевна

 В непосредственно - образовательноой деятельности  на тему: «Приметы весны» для детей  средней группы общеразвивающей направленности представлены образовательные области  «Речевое развитие", «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В занятии дети закрепляют и расширяют  знания о характерных признаках весны,  о перелётных птицах (водоплавающих, насекомоядных), у детей разивваются психические процессы: память внимание, логическое мышление, речь, воспитывается бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_vesne.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 171»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности  на тему: «Приметы весны» по реализации  образовательных областей   «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» для детей  средней группы общеразвивающей направленности

Составила: Ильина Марина Анатольевна

г. Зима, 2015 г

Цель: создать условия для познавательно, речевого  развития по теме «Приметы  весны» в игровой форме обучения

Задачи:

Образовательная:

Закрепить знания детей о характерных признаках весны, продолжать учить составлять рассказ о времени года «весна» используя предметные картинки, учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Закрепить и расширить знания о перелётных птицах (водоплавающие, насекомоядные), продолжать учить группировать птиц по общему признаку,

Развивающая: развивать психические процессы: память внимание, логическое мышление, речь,  умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, умение работать сообща, доводить начатое дело до конца, умение оценивать свою работу.

Активизация словаря: активизировать словарь в словах: «весна», «признаки весны», «перелётные птицы».

Оборудование: конверт с письмом от Лесовичка (надпись-Детям средней группы «Почемучки» д/сада № 171 от Лесовичка из леса), задания Лесовичка-вырезанные из голубого картона «капли», мольберт, магниты для мольберта,  карточки-модели с характерными признаками весны, иллюстрация времени года «Весна», мяч, модель «Строение птицы», карточки –иллюстрации «Зимующие птицы»(5), «Перелётные птицы» (5), иллюстрация с изображением скворечника, 10 альбомных листов (1/2) с накленными из цветной бумаги кругами жёлтого, оранжевого, красного цветов, цветные карандаши, акварельные краски, кисти для рисования,  подставки для кистей, салфетки, ноутбук, фонограммы музыки (для физкультминутки-пение птиц, для рисования-плавная спокойная музыка).

Предшествующая работа:

Беседы на темы «Перелётные птицы», «Приметы весны»,

р ассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему,чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т.Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику, загадывание загадок о временах года, птицах, животных, наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке, прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»,

Дидактические игры «Зимующие или перелётные», «Когда это бывает», п/игры «Перелёт птиц», «Веснянка». «Изобрази птицу». «Совушка – сова»,

Ход занятия

Организационный момент
Дети заходят в группу и становятся в круг.
В: - Ребята, отгадайте загадку:

«Есть у радости подруга, в виде полукруга.

На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится. Грусть тоска её боится. Что это?» (улыбка)

Воспитатель: Правильно, это улыбка. Давайте подарим друг другу улыбки и нашим гостям, улыбнёмся им и поздороваемся.

Вступительная  часть

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, мне почтальон принес вот такое письмо, и здесь написано «Детям группы «Почемучки» от Лесовичка из леса. Ой, как интересно! Хотите узнать, что в нём написано? Ия тоже хочу. (Воспитатель открывает конверт и читает детям письмо от Лесовичка):

«Здравствуйте, дорогие ребята, я Лесовичок –хозяин леса, охраняю всех животных и растений в лесу. Лесные обитатели: звери и птицы очень соскучились по весне и ждут её. Но в лесу снег ещё не везде растаял, бывает ещё холодно. Если вы выполните мои задания, то настоящая тёплая весна быстрее придёт в лес и снег растает».

Воспитатель: Ребята, вы согласны выполнить задания Лесовичка и помочь лесным обитателям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда проходите и рассаживайтесь поудобнее. (Дети проходят и рассаживаются на модули полукругом перед мольбертом).

Основная часть

Воспитатель достаёт из конверта задания Лесовичка ( в виде голубых капель, вырезанных из картона)

Вот первое задание- загадка ( о весне):

«Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?»

Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке. Правильно, это бывает весной. И сейчас у нас время  года какое? (весна).Выставляю на мольберт иллюстрацию с изображением весны.

Вот второе задание- а по каким признакам мы узнали, что наступила весна?

Дети отвечают. Выслушиваю ответы. Правильно, ребята, молодцы, вы все рассказали о признаках весны. А теперь попробуем составить общий рассказ о весне, используя вот эти карточки. (Раздаю детям предметные карточки). Внимательно рассмотрите карточки и догадайтесь, какой это признак весны. ( Дети рассматривают).Затем предлагаю каждому ребёнку выходить к мольберту, выставлять свою карточку и называть характерный признак весны: греет весеннее солнце, деревья с почками, деревья с молодыми листочками, насекомые, птицы летят с юга, птицы строят гнёзда, бегут ручейки, звери линяют, меняют окрас, дети пускают кораблики, появляется первая травка и т.д. Таким образом, дети составляют общий описательный рассказ о характерных признаках весны.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково».В этой игре мы будем использовать слова о признаках весны. Хотите поиграть? Тогда слушайте правила: я вам буду бросать мяч и называть слово а вы мне должны бросить мяч обратно и сказать тоже слово, что и я, только ласково.Например: солнце-солнышко. Начинаем, будьте внимательны. Воспитатель называет слова: цветок, листок, ручей, луч, ветка и другие. 

Следующее задание- назовите весенние месяцы. Какой сейчас весенний месяц? Дети называют.

Ещё одно-задание-назовите пословицы о весне. Дети называют пословицы о весне:

-Вода с гор потекла - весну принесла,

-Апрельские ручьи всех будят,

-Апрель землю красит,

-Апрель всех напоит,

-В апреле земля теплеет, воды разливаются, птички заливаются. Молодцы!

Воспитатель: А теперь поиграем, представьте, что вы пришли в весенний лес

Физкультминутка «Весенний лес» (2 раза)

 

Слова                                                                       Движения

Мы пришли в весенний лес                      дети шагают на месте

Много здесь вокруг чудес!                         хлопают в ладоши

Справа березки стройные стоят,          правую руку отводят в сторону

Слева елочки на нас глядят.                   Левую руку в сторону,

                                                                   затем упр. «елочка»

На деревьях зеленеют листочки,              поднимают руки вверх, покачивая

                                                                    ими вправо-влево

А в траве расцветают цветочки!         поднимают руки, сложенные

                                                                    ладонями, до уровня лица и

                                                                    выполняют упр. «цветок»

Дети выполняют движения, включить фонограмму весеннего леса (журчание лесного ручья, пение птиц)

Релаксационая пауза

После выполнения движений  воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать пение птиц (дети слушают пение птиц).

Воспитатель: Как красиво поют птицы! Ребята, птицы в лесу-одни из главных обитателей, кроме животных.

И следующее задание Лесовичка: вспомнить и рассказать, что мы знаем о птицах.

Дети проходят и рассаживаются на ковёр (продолжается беседа)

Воспитатель  Сейчас мы поиграем в игру «Назови правильно птицу»

Проводится д/игра «Назови правильно птицу» (воспитатель на мольберт выставляет иллюстрации птиц: грача, скворца, ласточки, аиста, журавля, дети должны назвать правильно птицу).

Вопросы

-А как этих птиц можно назвать одним словом (перелётные? (активизация словаря «перелётные» в хоровых и индивидуальных ответах).

-А почему их называют перелётными ?(дети отвечают).

Рассказ воспитателя: Ребята, я хочу рассказать  ещё  что-то интересное о перелётных птицах. Первыми к нам прилетают такие птицы, как трясогузки, грачи, скворцы. Грача называют вестником весны, потому что он прилетает в числе первых птиц. В народе есть примета – трясогузка хвостом лёд разбивает. Когда  начинается ледоход на реках, говорят, что трясогузки вернулись. С приходом весны очищаются водоёмы, и прилетают утки, гуси, чайки, лебеди. Это водоплавающие птицы. Потом становится теплее, оживает природа, появляются насекомые. Тогда прилетают жаворонки, пеночки, ласточки. Этих птиц называют насекомоядные.

Воспитатель: 

-А как называется домик, в котором живут птицы? (Скворечник).

-Как вы думаете, ребята, как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).

-А какие пословицы о птицах вызнаете?

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

И вот последнее задание Лесовичка. Чтобы в лесу скорее растаял снег, нарисуйте лучики для своих солнышек. И эти рисунки мы отправим в письме в лес. Солнце весной и летом тёплое и поэтому  я вам предлагаю при рисовании лучиков использовать тёплые цвета: красный, оранжевый и жёлтый.

Пальчиковая гимнастика «Дождик и солнце»

Слушай гром, слушай гром,                       Руки приставляем к ушам

Но не бойся, но не бойся.                                       Показываем пальчиком

На лицо, на лицо

Каплет дождик, каплет дождик.        Пальцами постукаем по лицу и                                                                                                             голове

Вот и солнце, вот и солнце        Растопыриваем пальцы

Будет сухо, будет сухо        Трясём кистями рук, как бы стряхивая воду.

Славно как! Славно как!        Хлопаем в ладоши.

Продуктивная деятельность Рисование лучиков для солнца

Предлагаю детям сесть за столы на которых приготовлено оборудование:  альбомные листы (1/2) с приклеенными кругами жёлтого, красного и оранжевого цвета из цветной бумаги (заготовки для солнца). Дети подбирают соответствующие цвета  для круга. На выбор предлагается разный материал (цветные карандаши и  акварельные краски).

В ходе рисования воспитатель проводит индивидуальную работу.

(Включить спокойную, плавную мелодию).

Заключительная часть.

Воспитатель обращает внимание на выполненные работы детей:

«Какие красивые лучики  у вас получились! Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания Лесовичка.

Рефлексия: Вам понравилось выполнять задания? А какие задания мы выполняли? А что было интересное в заданиях? А самым трудным? Как вы думаете, мы помогли Лесовичку? Теперь весна скорее придёт в лес?

Я предлагаю ребята, написать ответ Лесовичку, как мы выполнили задания и отправить письмо  вместе с вашими рисунками. Вы согласны? Тогда сейчас можете отдохнуть и поиграть, а после будем писать письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД по рисованию в средней группе.Тема "Волшебница Весн

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Рисование+закрепление признаков времен года....

Методическая разработка конспект НОД для детей старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне."

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы по речевому развитию "Итоговая беседа о весне" Поможет педагогам-воспитателям подготовить материал о ...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Долгожданная весна» (старший дошкольный возраст)

Конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развите" с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Хоровод", "Работа в парах"...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Методическая разработка конспект «Порадуйся- весна идет»

Итоговое комплексное занятие  для детей средней группы: Порадуйся- весна идет»»которое было разработано мною с целью закрепления у детей знаний о приметах весны, об изменениях в приро...