Конспект НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром "Фольклор"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД Познавательно- исследовательская деятельность Ознакомление с окружающим миром.
Форма организации: решение проблемных ситуаций
Тема. «Путешествие в страну фольклора»
Задачи: 1. Познакомить с характерными чертами сибирского фольклора.
2. Закрепить знания о жанрах и видах сибирского народного творчества.
3. Развивать любознательность, речевые умения.
4. Воспитывать интерес к культурному сибирскому наследию народа.
Материалы и оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, картинка дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки.
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём? Дети: Россия. (Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) . Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём? Дети: Сибирь (Показать на карте России) . Воспитатель: Эту часть России называют Сибирским краем, Сибирью. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии. Воспитатель: Чем же знаменита наша Сибирь? Почему о нём знают люди во многих странах? Чем она богата? (Ответы детей: уголь добывают, запасами нефти, железной руды, титана, редкоземельными металлами, медью, драгоценными металлами, лесами со смоляным запахом.) Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор. Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки. Воспитатель: А кто их сочинил? Дети: Народ. Как у нас в Сибири уж давно повелось, Чтобы весело всем и счастливо жилось, Чтоб не плакал никто и никто не скучал, Сам народ для себя песни – шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили Как плясали они, хороводы водили. Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок) . Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он. (Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо) . Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает) . Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей) Воспитатель: И у нас в Сибири люди тоже занимались фольклором. И мы сегодня попутешествуем по нашему родному Сибирскому краю и лучше познакомимся с нашим сибирским фольклором. Наш путь не лёгкий и не близкий. (Воспитатель смотрит на карту) . Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки. Что это значит? (рассматривают) Дети: Это план нашей группы! Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику. Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд! Куда указывает первая стрелочка? |
Простановка цели детьми | Ребята, как вы думаете, мы сможем добраться до домика дедушки Фольклора?Что мы можем сделать? - Что нам для этого понадобиться? |
Совместная работа с детьми и самостоятельная работа по нахождению средств деятельности | Куда указывает первая стрелочка? Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу. Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает? Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто? Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов! • Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце) Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста. (Ответы детей) . Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки! • Всегда во рту, а не проглотишь (язык) • Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса) Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка? Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок». Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Дети, вы знаете скороговорки? А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их. • Три вороны на воротах. • Около кола – колокола. • Мылась Мила мылом. • У Ёлки иголки колки • За – за, прилетела стрекоза. • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. • Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше. На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна. Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (на полу разбросаны снежинки) Воспитатель: Как много снежинок нападало! Соберём снежинки? Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения. У нас в Сибири живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Вот послушайте русские пословицы. • Без дела жить (только небо коптить) • Хозяин добр (и дом хорош) • Нет такого дружка (как родная матушка) Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы. • Без труда не (появится еда) • Человек землю поднимает (а земля человека) Воспитатель: Есть и татарские пословицы. • Какова яблоня (таковы и яблоки) • Яйцо не учит… (курицу) • Человек без родины (соловей без песни) Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы! Продолжаем путь дальше. (на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.) Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут? Петрушка: Я Петрушка – весельчак, Могу делать так и так! Распотешу я вас. Наступил веселья час! Вы, ребята, не скучайте, Мне, Петрушке, помогайте. Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке? Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки. Потешки: Ваня, Ванечка! Куда ходил? В лесочек! Что видел? Пенёчек! Под пенёчком что? Грибок! Хвать, да в кузовок. Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку? Федул, чего губы надул? Кафтан прожёг! Починить можно? Да иглы нет! А велика ли дыра? Остались ворот да рукава. Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки? (Дети рассказывают свои любимые потешки) . Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит. Почему ты грустишь? Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну. Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма! А какой он? Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный. Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод. (Русская народная игра «Пирог) . Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый. Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно? (Дети показывают дерево) . Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок». Дерево с яблоками. Ребята, а из какой сказки это дерево? «Съешь моего наливного яблочка… ». Дети: Из сказки «Гуси – лебеди». Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые! (Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю) . Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно. Сказочные загадки • В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь») • Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой») • Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено… («Зимовье») • Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок») • Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга) • В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством. («Морозко») • В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери». («Бычок – смоляной бочок») Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! |
Подведение итога | Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт? Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся. (Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор) . Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече. Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня. Как в народе говорят:»Кончил дело – гуляй смело! » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. (2-3 года)
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – решение проблемных ситуацийТема. «Птички хотят пить» Задачи:...
Конспект НОД - Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.(3-4 года)
Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяТема.«Папа, мама, я - семья»....
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Как появился календарь»
Знакомство детей с историей возникновения календаря...
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему ««Мой край (Тамбов)»
Задачи: Закрепить представление детей о Тамбове и области, познакомить с символикой. Этап занятийЗадачи этапаМотив деятельности детейСоциотехника (методы и приемы при организации взаимодейс...
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим)для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».Воспитатель: Романова В.В.Дата проведения: майЦель и ...
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Знаки вокруг нас»
Цель: Показать значение знаков в нашей жизниЗадачи:1.Ввести понятие «знак».2. Познакомить с конкретными знаками: простыми (жест, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления), униве...
Конспект НОД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) «Да здравствует мыло душистое! »
Опытно-экспериментальная деятельность «Да здравствует мыло душистое! »...