План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Как появился календарь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с историей возникновения календаря;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_na_den_otkrytyh_dverey.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим)
для детей от 5-6 лет на тему «Как появился календарь»
Воспитатель: Артемова И.А.
Дата проведения: 4 неделя ноября
Цель: Расширить представление детей о календаре;
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения календаря;
рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современных);
вызвать у детей стремление планировать свою жизнь (отдельные моменты) по календарю.
Этап занятий | Задачи этапа | Мотив деятельности детей | Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми | Оборудование |
1 Организационный момент | Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности. | Познавательная, желание отправиться в путешествие. | Ребята, я сегодня шла на работу и нашла под дверью письмо. Но одна не стала, открывать решила вас подождать. Хотите узнать, кто его прислал и что там? - Здесь написано «Приглашение»? Что это значит? Нас куда-то приглашают. Откроем: -А здесь загадка: «Каждый день он роняет листок, а как год пройдет – последний лист опадет». Что это? Сложная загадка, чтобы её отгадать нужно ответить на вопросы. Давайте тогда немного вспомним. | Письмо |
2 Беседа | Познакомить с историей появления календаря | Сотрудничество, узнать, как придумали календарь | Что помогает нам отсчитывать время? Как вы думаете? -А зачем нам нужно знать время и следить за ним? -Да ребята и нам с вами, и взрослым очень нужно знать и следить за временем, чтобы все успеть, никуда не опоздать. Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. . Я хочу вас пригласить на выставку. Кто мне скажет правила на выставке? Руками не трогать экспонаты, слушать, смотреть глазками. - Открываю выставку. Что же представлено на нашей выставке? Сегодня мы познакомимся с одним предметом, который тоже помогает отсчитывать время людям. Календарь – это перечень дней года. Слово «календарь» произошло от латинского calendarium — так называлась долговая книжка в Древнем Риме. Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Как же у нас появился календарь, а вот послушайте. О приближении весны или других времен года славяне безошибочно узнавали по природным явлениям, например по набуханию почек на деревьях или появлению первого ледка на лужах. Древний народ любили смотреть на небо, поэтому и положил в основу календарной системы результаты наблюдений за небесными телами. Так в древнерусской летописи художник изобразил Солнце и Луну. Славяне украшали предметы быта изображением солнца. В виде светила пекли караваи или делали блюда. Царь Пётр I подписал указ, который велел россиянам следующий, 7209–ый год считать 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год отмечать 1 января. В году очень, много дней. Посмотрите, какие разные бывают календари. - Вот это отрывной календарь, какой он по толщине? Каждый листок это день года. Все эти дни люди разложили на месяцы. Какие вы месяцы вы знаете? Назовите их. -Вот это карманный календарь. Как вы думаете, почему его так назвали? -А это настенный календарь. Почему его так назвали? -Здесь лежит настольный перекидной календарь. -Чем все эти календари похожи? А отличаются? (внешним видом) -Ребята скажите, зачем людям календарь? В чем он помогает? ( знать какой месяц, день, год). (садимся) -Календарь показывает не только день недели, месяц, но и время года помогает узнать. Я хочу вам загадки загадать, отгадаете и узнаете время года: 1. «Дел у меня немало - я белым одеялом Всю землю укрываю, в лед реки убираю» 2. «Она приходит с ласкою и со своею сказкой Волшебной палочкой взмахнёт, в лесу подснежник расцветет» 3. «Зеленеют луга, в небе радуга -дуга Солнцем озеро согрето, всех зовет купаться …(лето) 4. Пусты поля, мокнет земля Дождь поливает, когда это бывает? Итак, календарь нам помогает узнать месяц, день недели, время года. А еще можно сосчитать, сколько дней осталось до выходного, а сколько до праздника. Вот здорово! Ну а теперь мы сможем отгадать загадку: «Каждый день он роняет листок, а как год пройдет – последний лист опадет». Что это? Верно, мы много узнали о календаре и поэтому отгадали. | Разные виды календарей |
3Физминутка | Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий | Игровая, правильно выполнить движения. | Засиделись мы что-то, давайте немного разомнемся, вставайте рядом со своими местами. Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам) Смотри скорей, который час. Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища) Налево - раз, направо - раз, Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо) Мы тоже можем так. Садитесь на свои места. | |
«День недели называй – мяч соседу передай», | Закрепление названий дней недели | Сотрудничество, поиграть в игру | А вы знаете дни недели? Хотите поиграть в игру? «День недели называй – мяч соседу передай», - Я день недели назову, а ты продолжи. Понедельник, среда , пятница, вторник, четверг, воскресенье, суббота. Молодцы, правильно назвали. | Мяч |
Продуктивная деятельность | Закрепить названия видов календарей | Познавательная, нарисовать рисунки | Ребята, посмотрите, на мой большой календарь на будущий 2016 год, давайте здесь мы отметим все ваши дни рождения, и красиво оформим его, для этого нарисуйте любой красивый рисунок. Мы его вырежем и приклеим на наш календарь. | Листы бумаги, карандаши. |
Итог
| Подвести детей к обобщению материала. | Познавательная, высказать свое мнение. | Посмотрите, какой красивый получился календарь, молодцы. Что нового вы узнали? Отдыхайте ребята. |
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)
для детей от 5-6 лет на тему: Обобщение представлений, о разнице в количестве элементов совокупностей
с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», «неравно».
Дата проведения: ноябрь 4 неделя
Тема недели: «Как появился календарь»
Цель: Продолжать учить сравнивать два ряда предметов.
Задачи: Использование речевых конструкций «больше на…», «меньше на…»
Этап занятий | Задачи этапа | Мотив деятельности детей | Социотехника (методы и приемы при организации взаимодействия с детьми | Оборудование | ||||
1 Организационный момент | Вызвать положительное отношение к предстоящей деятельности. | Сотрудничество, желание высказать свое мнение. | - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся. - Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь, мы с вами отправимся в математическую страну, где живут цифры и знаки, где нас ждет много интересных заданий, задачек. Все закройте глаза и тихо – тихо считайте до 10 (играет музыка, тихо). Открыли глаза перед вами столы, займите свои места. Сели правильно. Сначала посмотрим, из каких цифр и знаков состоит математическая страна. Показываю детям цифры и знаки, спрашиваю: знаки = < >, когда ставятся? (Ответы детей) знак = ставиться, когда одинаково с двух сторон ; знак > ставиться, когда находим большее число; знак < ставиться, когда находим меньшее число, когда сравниваем число. | Знаки | ||||
2 Упражнение
| Формировать умение пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно», «неравно». | Деловое сотрудничество | Дети, а кто хочет считать до 10 и обратно? (ответы детей); - Кто мне назовет соседей цифры 6? 5 и 7. - Цифра 5 больше или меньше чем 6? 5 < чем 6. - На сколько? на один. - А цифра 7 больше или меньше чем 6? 7 > 6. - На сколько? на один. - Правильно. | Цифры, знаки. | ||||
«Задачки» | Формировать умение речевыми конструкциями «больше на », «меньше на», «равно», «неравно». | Игровая | А теперь давайте решим задачки, вот первая: Нам надо посчитать, сколько листьев в первом ряду и сколько жуков во втором. (Ответы детей). листьев 6, а жуков 5. Можно сказать, что жуков и листьев ровно? (листьев больше чем жуков). - Насколько больше? на один. - Что можно сделать, чтоб их стало поровну? добавить одного жука. - Да, правильно. И сколько будет жуков и листьев? листьев и жуков по 6. Вторая задачка: Сколько птичек сидит на верхней ветке, а на нижней? на верхней ветке 5, а на нижней ветке 3 птички. Насколько больше птичек на верхней ветке, чем на нижней? На сколько птичек на нижней ветке меньше, чем на верхней ветке? Молодцы, а теперь немного отдохнем. | Картинки для задачек | ||||
Физминутка | Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий | Игровая, желание выполнить движения правильно. | Мы сейчас пойдем направо 1,2,3! А теперь пойдем налево 1,2,3! быстро к центру соберемся 1,2,3! так же быстро разойдемся 1,2,3! мы тихонечко присядем 1,2,3! и легонечко привстанем 1,2,3! попляшите наши ножки 1,2,3! и похлопайте ладошки 1,2,3! | |||||
Игра «Назови на один меньше (больше) » | Формировать умение использования речевых конструкций «больше на…», «меньше на…» | Игровая Желание правильно назвать число и бросить мяч. | Пока мы с вами на коврике, давайте еще поиграем в одну игру, для этого встанем в круг. Я бросаю вам мяч и называю число, а вы возвращаете мне мяч и называете на один больше, например: два, на один больше, это будет - три. | Мяч | ||||
Упражнение «Ковер» | Закрепление умений использования речевых конструкций «больше на…», «меньше на…» | Познавательная, нарисовать фигуры и расставить знаки. | Молодцы, садитесь на свои места, сейчас мы выполним еще одно интересное задание. Нам понадобятся листочки и карандаши. Найдите правый верхний угол, поставьте пальчик, нарисуйте треугольник, в левом верхнем на один треугольник больше, а в нижнем левом углу нарисуйте 3 кружочка, в правом нижнем углу на один кружочек меньше. А в середине нарисуйте квадрат. Молодцы! Осталось только поставить нужные знаки между всеми фигурами. Каких фигур больше? Меньше? На сколько, меньше чем кружочков? | Карточки с заданием | ||||
Итог занятия | Подвести ребят к обобщению понятий «больше», «меньше», «равно», «неравно». | деловое сотрудничество, желание вернуться из путешествия. | Очень хорошо, все справились с заданием. Понравилось вам занятие? Вот она, какая чудесная страна, страна математических чудес. А теперь все встали, закрыли глаза. Мы вернемся в наш детский сад. Считаем тихо-тихо до 10. Открываем глаза. На этом наше занятие закончено, можете отдыхать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему ««Мой край (Тамбов)»
Задачи: Закрепить представление детей о Тамбове и области, познакомить с символикой. Этап занятийЗадачи этапаМотив деятельности детейСоциотехника (методы и приемы при организации взаимодейс...
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим)для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».Воспитатель: Романова В.В.Дата проведения: майЦель и ...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»
Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать...
План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Знаки вокруг нас»
Цель: Показать значение знаков в нашей жизниЗадачи:1.Ввести понятие «знак».2. Познакомить с конкретными знаками: простыми (жест, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления), униве...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.
Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие: Формировать представления о лиственных и хвойных д...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Война. Победа. Память.
Тема: Война. Победа. Память. Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с дет...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....