Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Невзорова Анна Евгеньевна

Конспект познавательно – исследовательской деятельности  «Путешествие с апельсином» разработан для детей старшей  группы. Данный материал адресован молодым специалистам и поможет уточнить представления детей о свойствах воздуха. Занятие может быть проведено, когда у детей сформированы первоначальные представления о  воздухе. Для этого можно провести цикл опытов с воздухом: «Пузырьки воздуха», «Ветер – это движение воздуха», «Волны», «В воде есть воздух», «Воздух – невидимка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Средняя общеобразовательная школа №2

городского округа Павловский Посад Московской области

142500 Московская область                                                        тел.(49643) 2-03-46

г. Павловский Посад, ул. Кирова д. 83                                          e-mail: school2-pp@mail.ru

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

с детьми подготовительной группы на тему:

«ПУТЕШЕСТВИЕ С АПЕЛЬСИНОМ»

Подготовила и провела:  воспитатель

высшей квалификационной категории Полякова Анна Евгеньевна

        Декабрь, 2022 г.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить с некоторыми свойствами воздуха (воздух легче воды).
  • Продолжать знакомить детей с климатическими зонами.
  • Дать  детям представление о строении апельсина, о некоторых его свойствах (в кожуре апельсина воздух и поэтому неочищенный он не тонет – очищенный тонет).
  • Формировать у детей понятие о пользе апельсина для здоровья, о витамине (С), который в нем содержится.

Развивающие:

  • Развивать воображение, логическое мышление.
  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, правильно строить предложения.
  • Уточнять и обогащать словарный запас: северный полюс, вечная зима, средняя  полоса, тропики, вечнозеленые деревья.
  • Развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание работать в коллективе, выслушивать сверстников.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, электрическая соковыжималка, полотенца для рук, блюдца, муляж апельсина, макеты природных зон, контейнер с водой, апельсины, картошка,  морковка, редька, «снежки»

Ожидаемый результат:

Дети знают, что воздух легче воды;

Дети знают о таких климатических зонах, как северный полюс, средняя полоса, тропики;

Дети имеют представление о строении апельсина и о некоторых его свойствах (в кожуре апельсина воздух и поэтому неочищенный он не тонет – очищенный тонет);

У детей сформировано понятие о пользе апельсина для здоровья, о витамине (С), который в нем содержится;

У детей обогатился словарный запас: северный полюс, вечная зима, средняя  полоса, тропики, вечнозеленые деревья.

Ход занятия.

Воспитатель выносит апельсин с грустным выражением лица.

-      Ребята, когда я шла к вам в детский сад, на дороге увидела маленький апельсин. Он сначала долго плакал, а потом рассказал  мне грустную историю.

Оказывается, он потерялся. Говорит, что когда- то рос на дереве, а потом как-то оказался в темной коробке, и его долго-долго куда-то везли и обронили. А я его принесла к вам. Он еще маленький, ничего о себе не знает: где он родился, где его друзья и для чего он нужен на белом свете. Вот и плакал. Как же нам его успокоить?

Дети: ответы

-Правильно, нам надо все про него узнать, а потом мы все ему объясним. С чего мы начнем: узнаем, где он жил, или найдем его друзей?

Дети: ответы

- Мне тоже кажется, что надо сначала выяснить, где он жил, а там найдем и его друзей. Отправляемся?!  

Дети: Да!

- И наш маленький друг тоже с нами едет. Садимся на наш паровозик.

Двигаются по кругу под песенку «Паровоз Букашка»

- Первая остановка. Ой, как холодно. Наш апельсинчик замерз. Куда же это мы попали? (поднимают коробку, а под ней макет северного полюса)

Дети: ответы

-Да, это север. Как вы догадались?

Дети: кругом снег, лед, здесь живет белый медведь.

- По-другому можно сказать - северный полюс.

-Может тут растут апельсины?

Дети: ответы.

- А вот, наверное, и коробка с апельсинами

Дети открывают коробку, а в коробке лежат снежки, а не апельсины.

- Ребята, а почему тут снежки, а не апельсины?

Дети: на северном полюсе очень холодно, поэтому тут не растут апельсины.  И можно играть в снежки. Поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем. ("выставляют руки")

Три  уроним. ("разводят руками")

И … сломаем! (хлопают)

- Поиграли и дальше отправляемся.

Двигаются по кругу под песенку «Паровоз Букашка»

- Вторая остановка. А посмотрите, куда сейчас мы приехали? (поднимают коробку, а под ней макет средней полосы)

Дети:  лес. (Средняя полоса).

- Как вы догадались?

Дети: Кругом лиственные, хвойные леса, здесь живут лоси, волки, лисы.

- Все это нам хорошо знакомо. Средняя полоса – это  место, где мы с вами живем. Вот другая коробка. Ребята, посмотрите, может быть там апельсины? Дети открывают вторую коробку. В коробке картофель, свекла, редька, морковь.

- Ребята, посмотрите, что это?

Дети: ответы

-А почему здесь лежат эти овощи, а не апельсины?

Дети: ответы

-Правильно, эти овощи хорошо  растут в нашей средней полосе, а апельсины у нас не растут. Давайте вспомним, что растет на наших грядках. Покажите свои пальчики, повторяйте за мной:

Пальчиковая гимнастика:

В огороде много гряд.

(сжимают и разжимают пальцы)

Тут и репа, и салат,

(загибают пальцы поочередно)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(хлопают в ладоши)

Нас прокормит целый год.

 - Поиграли. Поедем дальше?

Двигаются по кругу под песенку «Паровоз Букашка»

- Остановка третья. Интересно, а куда же сейчас мы с вами попали? Как вы думаете? (поднимают коробку, а под ней макет тропического леса)

Дети: ответы

-Молодцы, это юг! По-другому это место называется тропики. А как вы думаете, в тропиках могут расти апельсины? Тут холодно или тепло? Даже жарко. Давайте с вами проверим и откроем последнюю коробку.

Дети открывают третью коробку. В коробке апельсины.

- Вот и апельсины! Вот друзья нашего малыша!

-Ребята, разбирайте апельсины. Хорошенько их рассмотрите. Что мы с вами можем сказать об апельсине? Какой он по форме?

Дети: (Высказывают свои предположения)

-Какого цвета апельсин?

Дети:(Высказывают свои предположения)

-А на что похож апельсин?

Дети:(Высказывают свои предположения)

-  Имеет ли он запах?

Дети:(Высказывают свои предположения)

- Ребята, для апельсина есть водица,

А водица хороша,

Так давайте искупаем апельсина – малыша.

Опыты с водой и воздухом

-Кладите апельсины в воду. А теперь посмотрите внимательно на апельсины, что делают апельсины?

Дети: ответы

- А у меня тоже есть два апельсина, только они очищенные. Я сейчас тоже положу их в воду (воспитатель кладет в воду очищенные апельсины). Ваши апельсины плавают на поверхности, а мои утонули. Почему это произошло?

Дети: предположения

Воспитатель с детьми делает вывод.

- Скажите, пожалуйста, кто из вас еще не умеет плавать?

Дети: ответы

- Что вы надеваете, чтобы не утонуть?

Дети: ответы

- Правильно, когда человек не умеет плавать, он надевает на себя надувной жилет или круг. А что находится внутри надувного жилета и круга?

Дети: ответы

Точно также в кожуре апельсина много воздуха, как в жилете или надувном круге. Поэтому, если апельсин бросить в воду, он не утонет, а будет всплывать наверх, т.к. воздух легче воды.

- Апельсин – круглый бок,

Он похож на колобок,

Он румяный, сочный, сладкий,

И растет он не на грядке.

- А где он растет?

Дети: на дереве.

-Ребята, скажите, а из чего еще состоит апельсин?

Дети: Из долек.

Воспитатель показывает дольку.

- А что еще находится в апельсине, мы узнаем, когда попадем в нашу лабораторию. А чудесные приборы нам помогут лучше рассмотреть апельсины. Что это такое?

Воспитатель раздает детям дольки апельсина для исследования.

Дети: лупа.

-А что это? Это увеличительное стекло. Для чего оно нам нужно?

Дети: оно увеличивает предмет во много раз.

-Каждый возьмите по лупе, и рассмотрите апельсины. Можно рассматривать очень близко, а можно убирать лупу подальше. Можно хорошо рассмотреть апельсиновые дольки. Что вы видите?

Дети: волокна апельсина и мякоть.

- А еще в мякоти апельсина можно увидеть?

Дети: зернышки.

- А что произойдет, если посадить зернышко или семечко в землю?

Дети: вырастет дерево.

- Правильно, вырастет апельсиновое дерево. Оно примерно вот такое (показать). Апельсиновые деревья растут во всех странах с жарким климатом. Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными (закрепить). Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают целые апельсиновые сады. Люди радуются урожаю,  собирают их. А зачем?

Дети: ответы

- А зачем человеку нужно есть апельсины?

Дети: ответы

- Правильно, чтобы укрепить свой иммунитет. В апельсинах содержится витамин C, поэтому апельсины обязательно нужно есть, они очень полезные для здоровья. Не зря же говорят: От простуды и ангины,

                                                           Помогают апельсины.

                                                           Не болеет только тот,

Кто апельсиновый сок пьет.

- Сейчас я вам покажу, как сделать апельсиновый сок самостоятельно. Воспитатель готовит свежевыжатый сок при помощи электрической соковыжималки.

- Скажите, от чего работает соковыжималка?  

Дети: от электричества

- Как с ней нужно обращаться?

Дети: очень аккуратно, ей должны пользоваться только взрослые.

- Что у нас получилось?

Дети: Апельсиновый сок.

- Посмотрите, как мало получилось сока, на всех не хватит. А почему?

Дети: это домашняя соковыжималка.

- Правильно, на домашней соковыжималке много сока не получится, а вот на производстве, где большие машины, получается много сока.

        Наконец мы все и выяснили про апельсин, и узнали, что воздух легче воды. Ну, что, апельсин, ты рад? Посмотрите, как  весело он улыбается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему,,Путешествие по Санкт-Петербургу,,

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему ,,Путешествие по Санкт-Петербургу,, Задачи: -образовательные-расширить знания и представления детей о родном городе. -...

Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года» (с применением здоровьесберегающих технологий)

Конспект организованной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по временам года»(с применением здоровьесберегаю...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в сказку. Как щенок узнал ,кто всех важнее»

Конспект.  Коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: "Путешествие в сказку. Как щенок узнал, кто всех важнее"Цель. Актуализация словаря п...

Методическая разработка конспект к непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие по дням недели, месяцам, временам года».

Цель: Закрепление знаний по теме, дифференциация дней недели, времён года, месяцев.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить называть последовательно дни недели, времена года, месяцы2.Продолжать знако...