экспериментирование в младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект «Экспериментальная деятельность в группе раннего возраста»


Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, окружающими предметами. Дети 2-3 активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Исследовательская активность-естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира.

В группе созданы условия для исследовательской деятельности с детьми раннего возраста имеются в наличии:

1. разнообразные емкости из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, орешки и т. д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);

4. Игрушки (резиновые, пластмассовые)

5. Краски;

6. губки и стаканчики и т. д. ;

8. Различные крупы, сито

9. картотека проведения занятий

Также мы используем подручное оборудование при экспериментах с водой и песком: большой таз, подносы, ведёрки, формочки, совочки, палочки, мелкие игрушки, бросовый материал.

Проведение экспериментов требует соблюдение правил безопасности.

На участке ребята пользуются выносным оборудованием для экспериментов в песочнице: ведерками, совочками, ситечками, лейками.

С воздухом: султанчиками, вертушками.

Цель работы - развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,

2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений,

3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать, переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему,

4. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира,

5. Учить выражать словами свои впечатления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "экспериментирование"9.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экспериментальная деятельность в группе раннего возраста»


Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, окружающими предметами. Дети   2-3 активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Исследовательская активность-естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира.

В группе созданы условия для исследовательской деятельности с детьми раннего возраста имеются в наличии:

1. разнообразные емкости из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, орешки и т. д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);

4. Игрушки (резиновые, пластмассовые)

5. Краски;

6. губки и стаканчики и т. д. ;

8. Различные крупы, сито

9. картотека  проведения занятий

Также мы используем подручное оборудование при экспериментах с водой и песком: большой таз, подносы, ведёрки, формочки, совочки, палочки, мелкие игрушки, бросовый материал.

Проведение экспериментов требует соблюдение правил безопасности.

На участке ребята пользуются выносным оборудованием для экспериментов в песочнице: ведерками, совочками, ситечками, лейками.

С воздухом: султанчиками, вертушками.

Цель работы - развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в образовательной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,

2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений,

3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать, переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему,

4. Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира,

5. Учить выражать словами свои впечатления.

Мы проводим опыты  для ознакомления детей со свойствами неживой природы как в ходе ООД, так и как ее часть. Так же опытническая деятельность осуществляется  в процессе режимных моментов, на прогулке как часть наблюдения.

В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Познавательные занятия, строю на стремлении вызвать удивление от открытий.

При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей, поэтому:

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных.

Активно использую такие приёмы работы с детьми: наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, эксперимент, комментирование действий ребёнка, художественное слово, словесное указание, объяснение, показ действий с предметом.

Тема«Вода»

Свою работу мы начали с экспериментов с водой. С помощью предметной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому ее можно переливать (в игре «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (в игре «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Тема«Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. В дид. упр. «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого, мы с детьми проводили наблюдения на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема«Воздух»

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Проводя игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На занятии «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Тема«Камни»

На занятиях познавательного цикла «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.

Тема«Бумага»

При помощи опытов дети узнали,что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони,что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Выводы.

- дети стали проявлять устойчивый интерес к опытам,

-с удовольствием знакомились с новыми материалами, способами их исследования,

-расширились их представления о предметах и явлениях окружающего мира.

- обогатилась речь детей, пополнился словарный запас,

-развивается диалогическая сторона речи (чему способствует создание проблемно-поисковых ситуаций,когда предлагается найти ответ на поставленный вопрос).

-выполняя опыты, дети с восторгом воспринимали его результат, как следствие у них возникала потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Это способствует формированию связной речи.

Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает«притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»

Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...

Занятие с элементами экспериментирования 1 младшая группа.

Занятие с элементами экспериментирование для малышей, позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, знакомит со свойствами предметов....

Игра – экспериментирование в младшей группе по теме: "Чудесная Мука"

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»

Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"

Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...