Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Васильева Лариса Валерьевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование в полной мере способствует развитию этих качеств у современных детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путём ознакомления детей с  окружающей их действительностью. Представленное мной перспективное планирование составлено так же, как и другие методические материалы, на основе комплексно-тематического планирования ДОУ, в этом и заключается его удобство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_mladshaya_gruppa.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога и детей

по экспериментированию

в младшей группе

составитель

старший воспитатель

Васильева Л.В.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Хотим, чтобы они выросли самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Цель экспериментирования с детьми дошкольного возраста: познание окружающего мира через личный опыт

Задачи:

  • Рассмотреть познавательную инициативу как одну из важных задач познавательного развития.
  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • обеспечивать самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдая технику безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

                         

Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

   


                                                                        Планирование по экспериментированию в 1 младшей группе

Тематический блок

Опыты. Эксперименты

До свидания, лето. Здравствуй,  детский сад!

 Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Весёлые человечки играют» стр.16 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.13

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  •  «Большой - маленький» стр. 1

«Осень»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Ветер по морю гуляет» стр.8

Я вырасту здоровым

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Починим куклу» стр. 16 или стр.14 О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» «Починим игрушку»
  •  «Весёлые человечки играют» стр.16

 «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Мы растём» стр.14
  • «Мы шагаем» стр.14

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  •  «Наши помощники» стр.15

Мой дом. Мой поселок.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Лёгкий – тяжёлый» стр.10

В ожидании Нового года

Зима

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Украсим ёлочку» стр. 26
  • «Что звучит?» стр. 33
  • «Музыка или шум?» стр. 33 или стр.11 О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

День защитника Отечества

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Лёгкий - тяжёлый» стр. 27

Мамин день. Моя семья

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • эксперимент из четырёх частей «Посадка лука» стр.5

«Весна»

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Почему снег тает?» стр.9

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  •  «Солнечные зайчики» стр. 34

«Птицы»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» стр. 37

Что нам лето принесет

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Надувание мыльных пузырей» стр. 8

                                                                           Планирование по экспериментированию во 2 младшей группе

Тематический блок

Опыты. Эксперименты

До свидания, лето. Здравствуй,  детский сад!

Игрушки

 Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Весёлые человечки играют» стр.16 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.13
  • «Бумага: её качества и свойства» стр. 24 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.16

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Наоборот» стр. 9
  • «Большой - маленький» стр. 13
  • «Что там под платком» стр. 13 или «Чудесный мешочек» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Что звучит?» стр. 11

«Осень»

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Секреты песка» стр.12
  • «Пирожки для мышки» стр.22

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  •  «Красящие вещества фруктов» стр. 17
  • «Красящие вещества ягод» стр. 19
  • «Где прячутся детки» стр. 18
  • «Как листики летают по ветру» стр. 19  

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Узнаем, какая вода» стр.5
  • «Ветер по морю гуляет» стр.8

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Волшебная кисточка» стр.9
  • «Глина, её качества и свойства» стр. 18

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Подарки осени» стр.41

Я вырасту здоровым

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Починим куклу» стр. 16 или стр.14 О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» «Починим игрушку»
  • «Горячо - тепло» стр. 23 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.12 опыт «Горячо – холодно»
  • «Весёлые человечки играют» стр.16
  • «Игры с воздушным шариком и соломинкой» стр. 32 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.6,7

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Мы растём» стр.14
  • «Мы шагаем» стр.14

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Нарисуй свой портрет» стр. 14
  • «Наши помощники» стр.15

Мой дом. Мой поселок.

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Песок и глина. Сыпучесть» стр. 21
  • «Песок и глина. Рыхлость» стр. 22
  • «Что в пакете?» стр. 31или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр.6

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Лёгкий – тяжёлый» стр.10
  • «Ткань, её качества и свойства» стр. 17

В ожидании Нового года

Зима

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  •  «Изготовление цветных льдинок» стр. 26 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 5
  • «Украсим ёлочку» стр. 26
  • «Что звучит?» стр. 33
  • «Музыка или шум?» стр. 33 или стр.11 О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Лёд - вода» стр.18

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Спасаем лягушат» стр.30

День защитника Отечества

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Лёгкий - тяжёлый» стр. 27
  • «Что горит?» стр. 36

Мамин день. Моя семья

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Нарисуем свой портрет» стр. 30

Знакомство с народной культурой

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов:

  • «Превращение» стр. 14

«Весна»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Дерево: его качества и свойства» стр. 25 или стр.16  О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Солнечные зайчики» стр. 34
  • «Игры с цветными стёклышками» стр. 35
  • «Как очаровать червя?» стр.37

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «В лес за подснежниками» стр.34

Методический кабинет:

  • «Кому нужна вода?»

«Птицы»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром:

  • «Что в коробке?» стр. 22 или О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» стр. 9
  • «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» стр. 37
  • «Проращивание семян в блюдце  с водой и без воды» стр. 38

Что нам лето принесет

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»:

  • «Где прячутся детки?» стр.18
  • «Как очаровать червя?» стр.37

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Надувание мыльных пузырей» стр. 8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».

Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.Далее, ра...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»

Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...