Непосредственно-образовательная деятельность по окружающему миру на тему "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Куулар Чинчи Владимировна

В ходе непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру "Зима" активизирует развитие связной речи по лексической теме «зима» через решение проблемных ситуаций;  расширит представления о зимних природных явлениях; о птицах, о животных в зимнее время года; активизировать словарь по данной теме; формировать умения о безопасном поведении зимой; продолжать учить детей отвечать на вопрос: «Который по счёту?». Также развивается зрительное восприятие; логическое мышление; слуховую память, познавательные способности детей.

Воспитываем у детей эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; приобщать желание помочь птицам в зимнее время.

С детьми проводится словарная работа в словах "снегопад", "оттепель", "гололёд".

Использовались наглядные и раздаточные материалы, как картинки зимних месяцев, иллюстрации с изображением зимующих птиц, иллюстрационный: картинки зимних месяцев, иллюстрации зимующих птиц, телевизор, ноутбук.

Для развития дополнительно были работы по загадкам, пояснениями, вопросами, игровые упражнения, эксперимент, индивидуальные ответы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечена» города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна

Непосредственно-образовательная деятельность по окружающему миру на тему

«Зима»

Возрастная категория:

подготовительная к школе группа

Разработала: Куулар Чинчи Владимировна

        Чадан-2021

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

Форма работы: подгрупповая

Тема: Зима 

Цель: активизировать развитие связной речи по лексической теме «зима» через решение проблемных ситуаций.

Задачи:  обучающие:  расширять представления о зимних природных явлениях; о птицах, о животных в зимнее время года; активизировать словарь по данной теме; формировать умения о безопасном поведении зимой; продолжать учить детей отвечать на вопрос: «Который по счёту?».

 развивающие задачи: развивать зрительное восприятие; логическое мышление; слуховую память, познавательные способности детей;

воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; приобщать желание помочь птицам в зимнее время.

Словарная работа: снегопад, оттепель, гололёд.

Методические приемы: наглядные: картинки зимних месяцев, иллюстрации с изображением зимующих птиц

Словесные: загадка, пояснение, вопрос.

Практические: игровые упражнения, эксперимент, индивидуальные ответы детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Материалы и оборудование: иллюстрационный: картинки зимних месяцев, иллюстрации зимующих птиц, телевизор, ноутбук;

раздаточный материал: карточки, тарелки с сахаром, ложки металлические (по количеству детей).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться ни лень,

 Всем «Привет!» и «Доброе утро»!

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку. А чтобы быстро и правильно отгадать, надо внимательно слушать загадку.

Снег ложится на поля,

Стала белой вся земля,

Всюду белые дома,

Это к нам пришла (зима).

Воспитатель: Правильно отгадали, это зима. А давайте узнаем, сколько слогов в слове «зима» - ЗИ-МА – 2 слога (хлопнуть в ладоши). О каком времени года мы сегодня будем говорить, ребята?

Основная часть.

Воспитатель: Какие  времена года знаете? После какого времени года приходит к нам зима? (Зима  наступает после осени).  После зимы, какое время года наступает? Подойдите к окну, понаблюдайте и скажите: зима у нас  какая? (холодная, морозная, белоснежная). Что покрывает всё вокруг? (зимой белый снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах). Солнце светит, но не греет. Какими словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка).  Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: Посмотрите на картину, что на нём изображено? Декабрь-первый месяц зимы.  В декабре месяце можно заметить что, летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются зелёными. Скажите, ребята, почему ель и сосна остаются зелеными? (у них нет листьев). Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах.

Январь-второй месяц зимы.  В январе трещат очень сильные морозы, а под ногами скрипит снег. В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. Скажите, ребята, как скрипит снег под ногами?

 Февраль – третий, последний  месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а ветры гонят по земле снежную позёмку. В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая  капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.

Ребята, декабрь который  по счету месяц? Январь? Февраль?

 А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Подбери слово»

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная).

Ребята, какие вы молодцы!

Зимой мы можем  с вами наблюдать интересные природные явления. Кто может мне назвать, какие? (снегопад, метель (ветер со снегом),  гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания), оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда).

Физкультминутка

Шли по лесу мы зимой (шагаем на месте)

Волк навстречу: ой-ой-ой! (держим руками голову и качаем)

Быстро прячемся в сугроб (присесть на корточки, руки вверх горкой)

В сугробе холодно бр-бр-бр (обнять руками на плечи)

Быстро прячемся в дупло (руки над головой)

А там сова: угу-угу (движения в стороны)

Быстро прячемся в берлогу,

 там медведь тихонько спит,

Нас не слышит и сопит. Тс-тс-тс! (руки под щеку, глаза закрыть).

Воспитатель: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Скажите, ребята, кто в какие игры любит играть? Да. Можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, строить крепости, катать снеговиков. Всегда ли безопасны зимние забавы? Что нужно знать и помнить, чтобы не случилось беды?  (Нельзя ходить по тонкому льду, кататься около проезжей части, нужно тепло одеваться, надевать варежки, не есть снег, нельзя брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу). Зима прекрасное время года! А вы любите зиму? Почему? (ответы детей индивидуально).

Воспитатель: Вы все любите играть в снежки. Откуда падает снег, ребята? Откуда же берется снег? (Он падает из тучи).

Гимнастика для глаз «Падают снежинки».

  Давайте послушаем, как звучит снег, когда мы по нему идем.

Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Снежинки могут быть одинаковыми?  Ребята, а что общего у всех снежинок? (у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: У вас на столах лежат тарелки. В тарелках что насыпано, ребята? Сахар, какого цвета, ребята? Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем сахар в тарелку. Берем столовую железную ложку и надавливаем ею на сахар несколько раз. Что вы слышите? (Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики сахара).

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда под вашими ногами сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. Посмотрите, ребята, у меня на руках снежный комочек. Подержите на ладошках. Какие ощущения у вас появились (холод).

Дыхательное упражнение

- А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки»).

Воспитатель: Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплую одежду. Какую одежду мы одеваем, когда выходим зимой на прогулку? (пальто, шапки, сапоги, варежки).

Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным, растениям, птицам.  Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Без чего они зимой стоят? (Без листьев). Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие эти деревья? (Это ель и сосна). Почему они зелёные? (Потому что у них не листья, а хвоя, а  хвою деревья не сбрасывают на зиму). Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом.

Воспитатель: А, что вы знаете про диких животных, как они готовятся к зиме? На полях, в лесу расстелила зима по земле белый ковер и спрятала от морозов зверей. Вспомните, как зимуют лесные жители, как живут звери зимой?  (ответы детей). Некоторые животные зимой спят. Назовите животных, которые спят зимой в спячку?  (медведь, еж, барсук, бурундук). Другие животные заняты добычей корма. Назовите животных, которых не спят в спячку зимой? (заяц, лиса, волк, кабан).

А что происходит с птицами? Почему? Каких вы знаете зимующих птиц? (снегирь, воробей, сорока, дятел, ворона, синица, сова, чиж).

Игра «Найди зимующих птиц»

 Ребята, так как зимой кругом снег птицам очень сложно найти себе корм. Как можно помочь птицам?  Молодцы, ребята!

Заключительная часть.  Игра «Бывает – не бывает»

Воспитатель:  Ребята, если явление относится к зиме, то встаете, а если нет – то сядете: падает снег, летают бабочки,  цветут одуванчики, наряжают ёлку, лепят снеговика, замерзают реки, загорают на пляже, катаются на санках, играют в снежки, катаются на велосипеде, тепло одеваются, лепят снеговиков, встречают Новый год, купаются в море, строят снежную горку, зеленеют листья на деревьях, падают снежинки. Молодцы, ребята!

 Рефлекция. Ребята, о чём говорили? Что мы сегодня делали? Что вам понравилось больше всего? Возьмите снежинку в руки, скажите, что вам понравилось, и передадите другу по соседству. (Дети передают друг другу снежок).

Впереди у нас белоснежная зима, веселые развлечения, Новый год! Я желаю вам хорошего настроения  на всю зиму!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру.

Данные  конспекты помогут обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, материал ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".

Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков»   Цели: - закрепить знания детей о видах транспорта и правилах поведения в транспорте....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"

Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...

Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова

Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....