Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данные конспекты помогут обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой, материал предназначается для детей подготовительной группы.Закрепить знания об особенностях существования зимой, взаимосвязь между жизнью диких животных и растениями. Развить творческие способности, смекалку,сообразительность и эрудицию детей. Воспитать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_zime.doc | 53 КБ |
znatoki_prirody.rar | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад II категории комбинированного вида
№1 «Солнышко»
Конспект
«Беседа о зиме»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Стахеева С.С.
с. Идринское, 2013
Программное содержание:
Обобщить представления детей о зимних явлениях природы, о жизни животных зимой.
Закрепить знания об особенностях существования зимой, взаимосвязь между жизнью диких животных и растениями, умение целенаправленно рассматривать картину, составлять последовательное, эмоциональное и содержательное описание. Воспитывать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Наглядный материал: картинки из серии «Дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», картина «Зимние развлечения», конверт с письмом.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок о зиме, о жизни диких животных, птиц зимой, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин о зиме, диких животных.
Ход беседы:
Воспитатель:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет
Когда это бывает?
Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года? Назовите приметы зимы.
Дети:
На улице зима…земля покрыта снегом, мало солнечных дней, солнце стоит не высоко, поэтому холодно, при ветре бывает пурга, вода рек, озер замерзла, перелетные птицы улетели в теплые края.
Пословицы о зиме:
- Солнце на лето – зима на мороз.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Береги нос в большой мороз.
- Что летом припасешь, с тем зиму проведешь.
- Зима лето пугает, а все равно тает.
Воспитатель:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
С. Есенин
А теперь давайте поговорим о деревьях, что же с ними происходит зимой? На улице зима, холодно. Трава засохла и погибла. Значит и деревья погибли? Почему «нет»?
Дети:
Деревья зимой не погибают. Они скидывают с себя листву, но некоторые остаются зелеными всю зиму. Зимой деревья находятся в состоянии покоя. Почки деревьев плотно закупорены смолой и не пропускают холодный воздух, сокодвижение замедлено и деревья находятся в сонном состоянии.
Воспитатель:
Дети, а как вы думаете, что случилось с растениями?
Дети:
Старая трава засохла. Но корни укрыл снег, словно «теплым одеялом». И как только снег растает, и пригреет солнышко, то появится травка.
Воспитатель:
А как же живут звери зимой в лесу?
Д/и «Отгадай. Кто это?»
Грызун трусишка, хвост коротышка.
Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки.
Одежда в два цвета: на зиму и на лето?
Дети:
На зиму зайцы меняют свою серую шубку на белую. Ступни задних ног покрываются густой шерстью, защищая кожу лап от снега. Зимняя шерсть на брюшке более плотнее и гущу, что позволяет зайцам спокойно отлеживаться в снеговой ямке, не охлаждая живота. К зиме он побелел, шубку новую одел. По кусточком присядет, спрячется под сосной, не увидит, не узнает его зверь лесной. Он хотя и не трус, но всего боится. Очень трудно бывает зимой, когда сильный мороз и не хватает еды. Зайцы питаются корой деревьев, замерзшей ягодой. Что под снегом найдет – все ему впрок пойдет.
Воспитатель:
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Дети:
На зиму лиса тоже свою «шубку» с редким волосом на более пушистый мех с густым подшерстком. Такая теплая «шуба» дает возможность лисе находиться на отрытом воздухе в морозную погоду во время охоты на мышей. Во время холода лиса прячется в пустующей норе. Насытившись зимой мышами, лиса продолжает их ловить и прячет про запас. Закапывая в снег. Зимы она не боится, в «шубу» теплую рядится. Хвост, красивый какой – он ей нравится самой. Живет в норе. Там спит и отдыхает, а потом охоту начинает, ищет мышку полевую или живность другую. Хочет зайца поймать. Но его нужно догнать. Лисе тоже бывает трудно зимой. Иногда целый день бегает, а ни кого не поймает.
Воспитатель:
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок да скок.
Дети:
Белка на зиму тоже меняет мех. Рыжие волосы выпадают, а вырастают серебристо-серые. В этом наряде они становятся менее заметные в зимнем лесу. Белки на зиму выстилают свое гнездо веточками, мхом. Сухими листьями. Они делают запасы на зиму. Начиная с осени прячут в лесную подстилку орехи, желуди, семена кедра. Ели и других хвойных деревьев. На деревьях сушат грибы. Ягоды. Зимой беличьи кладовые засыпает снег, из-под которого белка извлекает пищу во время неурожая шишек, а находить запасы белке помогает ее чуткое обаяние. Часть беличьих кладовых находят и разоряют другие любители «даров лесов» - дятлы, клесты, бурундуки.
Воспитатель:
А еще есть зверь лесной, он ребята очень злой.
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?
Дети:
Волки на зиму тоже меняют свой мех на более густой, который позволяет им долгое время находиться на открытом воздухе и бродить в поисках пищи не замерзая. Ложась отдыхать на заснеженную землю волки не испытывают охлаждения, потому что брюшная сторона покрыта густым теплым мехом. Волк съедает до 10 кг мяса. Зимой после удачной охоты он большую часть своей добычи прячет про запас в снег, а потом съедает остальное. Волк зимует в лесу. Ходят стаями злые и голодные, серые и худые. Ночами очень сильно воют. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, бывает, что не хватает еды.
Воспитатель:
Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге.
Страшно может он реветь, кто скажите он…?
Дети:
Медведь в конце лета начинает искать место для берлоги. Иногда это – ямка в густом ельнике под вывороченными корнями старого дерева или просторное углубление в болотистой почве среди бурелома. Это место медведь выстилает толстым слоем еловых веток. Когда он уляжется спать и его засыплет снегом, вокруг него образуется берлога. Когда медведь не находит место для берлоги, то он залегает прямо на муравейник. Зимой у медведицы рождаются медвежата.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Воспитатель:
Стихотворение «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть зерна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет - их не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц зимой в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Дети:
Птицы на зиму тоже меняют свое оперение. На ночлег собираются вместе, усаживаясь на ветвях в виде пушистых комочков. Спрятав клюв в перья. Чтобы дышать теплым воздухом. Некоторые птицы (синицы, поползни) запасают на зиму корм. Прячут его под кору деревьев, в щели деревьев.
Физминутка «Прогулка в зимний лес»
Мы пришли в зимний лес – ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес – разводят руки в стороны
Справа березка в шубке стоит – руки в правую сторону отводят
Слева елка на нас глядит – руки отводят в левую сторону
Снежинки в небе кружатся – «фонарики»
На землю красиво ложатся – кружатся, приседают
Вот зайка проскакал от лисы он убегал – прыжки на двух ногах
Это серый волк рыщет, он себе добычи ищет – наклоны в стороны
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас – закрывают ладонями лицо
Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит – имитируют сон
Пролетают снегири, как красивы они – имитируют полет птиц
В лесу красота и покой, а нам пора домой – садятся на свои места.
Воспитатель:
Сегодня утором у дверей нашей группы я нашла конверт с письмом. Кому же оно адресовано? Открывают, внутри письма картина «Зимние развлечения».
Задание: для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило.
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, товарищи, они).
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Дети:
Составление рассказа по картине. Чтение стихотворения «Детство» И. Сурикова
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
- В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2010 -
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010г.
- Хрестоматия для дошкольников. О. Александрова – Издательство «Эксмо», 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В помощь воспитателю варианты рассказов по картине
Вариант 1.
Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода, ребята пришли на горку.
Хотя горка была не высокая, здесь всегда собирается много детворы.
Дети оделись тепло: в зимние шапки, шубы, валенки. Морозный воздух и игры разрумянили ребятам щеки. Самый отчаянный лыжник скинул с себя пальто, ему стало жарко от быстрой езды.
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но на пути произошло веселое происшествие. Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, но на половине пути перевернулись прямо в снег. Им весело, они смеются и машут друзьям. Дети на верху терпеливо ждут своей очереди и хохочут над случившимся.
А вдалеке, на катке, мальчишки, словно настоящие спортсмены стремительно скользят по льду на коньках.
У всех собравшихся ребят веселые лица у них хорошее, радостное настроение. Они любят зиму за чудесные развлечения.
Вариант 2.
Наступил выходной день. На улице стояла морозная зимняя погода, выпало много снега. Снег лежал шапками на крышах домов и ветвях деревьев.
Дети оделись тепло: надели зимние шапки, шубы и валенки, взяли санки и лыжи и отправились на горку.
Хотя горка была не высокая, здесь всегда собиралось много ребят. Дети затеяли веселую игру: быстро скатывались с горы и взбегали вверх. Но вот на спуске с горы произошло забавное происшествие. Два мальчика перевернулись с санок прямо в сугроб. Им весело, они смеются и кричат своим товарищам, чтобы те подождали, пока ребята поднимутся.
Дети на горе ждут с нетерпением. Всем хочется во весь дух скатиться с горки. От морозного воздуха и игры у ребят разрумянились щеки. Им весело.
Чудесное время года зима.
Вариант 3.
Наступила зима. Она укутала землю белым пушистым снегом. Толстым льдом сковала водоемы… нарядила деревья До самых корней в тяжелые снежные шубы, нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Укутала так, чтобы не было им холодно.
Только ребятишкам Мороз Красный нос ни почем. Посмотрите как им весело. Те, кто поменьше взяли санки и лыжи, и пошли на горку, а кто постарше – коньки, и на каток. Нарушает тишину зимней природы веселый, задорный детский смех. На картине художник изобразил веселые радостные лица детей. Они смеются, хохочут, улыбаются, радуются чудесному зимнему дню. Двое мальчиков упали в сугроб, но им не больно, пушистый снег, как пуховая перина принял их в свои объятия. Как прекрасна русская зима!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад II категории комбинированного вида
№1 «Солнышко»
Развлечение
«Знатоки природы»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Стахеева С.С.
с. Идринское, 2013 г.
Программные задачи:
- Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
- Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
- Формировать устойчивый интерес к природе.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран.
Раздаточный материал: Бумага формат А4, карандаши; эмблемы команд «Зайчики», «Белочки»
Наглядный материал: гербарий из веточек, листьев различных деревьев, картинки из серии «Дикие животные», «Птицы».
Предварительная работа: чтение рассказов о лесе, животных, птицах, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, заучивание пословиц о лесе, рассматривание веточек, листьев деревьев, экскурсия в лес.
Ход развлечения
Под музыку в зал входят две команды детей.
В ходе развлечения идет показ слайдов.
Воспитатель:
(Слайд № 2-ЛЕС)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
(С.А.Есенин)
Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы и загадки зимнего леса.
В соревновании будут участвовать две команды: «Зайчики» и «Белочки».
I задание - Приветствие команд.
Команда «Зайчики»:
Прыгает заинька, прыгает беленький.
Зайка-прыг, зайка-скок,
Слышен зайкин глосок.
Холодно заиньке, холодно белому.
Как же быть мне зимой, замерзает хвостик мой.
Команда «Белочки»:
Ах, как наскучили вьюги, холода,
И морозы жгучие, словно навсегда.
Рыженькие белочки прячутся в дупло
Поскорей-бы солнышко ясное пришло.
II задание - Разминка капитанов.
- Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (Слайд № 3 - БЕЛКА)
- Зачем лисе пушистый хвост? (Слайд № 4 - ЛИСА)
- Чем отличается дерево от кустарника? (Слайд № 5 – ДЕРЕВО, КУСТ)
- Осенью в щель заберется, а весной проснется? (Слайд № 6 - МУХА)
- Чем елка в лесу, отличается от искусственной елки? (Слайд № 7 - ЕЛКИ)
- Как называются большие группы птиц осенью? (Слайд № 8 - СТАЯ)
- Как называются ледяные кристаллики, падающие с неба зимой?
(Слайд № 9 - СНЕЖИНКИ)
- Как называются текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды?
(Слайд №10 - РУЧЕЙ)
- Как называется явления природы, когда с крыш капает вода? (Слайд № 11- КАПЕЛЬ)
III задание - Узнай дерево по ветке.
Воспитатель:
А теперь начнем соревнования между командами. Давайте все вместе скажем: «Без чего не бывает леса?» (без деревьев). А сможем мы узнать деревья по веточкам без листьев?
Командам раздается по несколько веток с различных деревьев. Они обсуждают, и показывая ветку, называют с какого она дерева.
IV задание - Кто больше вспомнить пословиц о лесе.
- Лес-богатство и краса, береги свои леса.
- Лес-храм природы.
- И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- Лес да вода поле красят.
- Лес и вода родные брат и сестра.
- Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
- Дерево немо, а вежливости учит.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Волков боятся в лес не ходить.
- Руби дерево крепкое, гнилое само упадет.
V задание - Назови одним словом
- Как называется большой участок леса, где растут березы? (Слайд №12- БЕРЕЗОВАЯ РОЩА)
- Лес, где растут, ели называется? (Слайд №13 – ХВОЙНЫЙ ЛЕС)
- Лес, где сосны растут, называется? (Слайд №14 – СОСНОВЫЙ БОР)
- Лес, где растут, разные деревья называется? (Слайд №15 – СМЕШАННЫЙ ЛЕС)
VI задание - Кто больше назовет деревьев и кустарников.
Команды называют деревья и кустарники.
VII задание - Что нельзя делать в лесу?
- Ломать деревья и кустарники;
- Рвать цветы;
- Ловить и убивать насекомых;
- Ловить диких животных и уносить домой;
- Разорять муравейники;
- Подходить близко к гнездам и разорять их;
- Оставлять в лесу мусор и костер. (Слайд №16 – ПРАВИЛА)
VIII задание - Отгадай загадку.
- Хоть и круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач, голой горстью не возьмешь. Потому что это….. (Слайд №17 – ЕЖ)
- Это, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной, и стоит среди травы – уши больше головы? (Слайд №18 – СУСЛИК)
- Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, орешки грызет.
(Слайд №19 – БЕЛКА)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья белобока, а зовут ее….
(Слайд №20 – СОРОКА)
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. ( Слайд №21 – МУРАВЕЙ)
- На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…. (Слайд №22 – СКВОРЕЦ)
IX задание - Собери картинку.
Командам раздаются разрезные картинки с дикими животными. Кто быстрее соберет.
X задание - Назови домик зверя.
У лисы…., у волка…., у медведя…., у белки…, у птицы…
(Слайды № 23 – 27 – ДОМИКИ ЗВЕРЕЙ)
XI задание – Рисование знаков для леса.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что на дорогах, где ездят машины, стоят дорожные знаки. Водитель, увидев знак, знает какая дальше дорога. Давайте мы с вами нарисуем знаки для леса. Посмотрев их, тот, кто придет, в лес будет знать, что нельзя делать в лесу.
Дети рисуют лесные знаки.
Воспитатель:
(Слайд № 28- ЛЕС)
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы – учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
И к тому же в их труде все по - справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте.
И при всей огромности обучает скромности.
У природы круглый год обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ учит крепкой дружбе.
Так давайте будем дружить как птица – с небом,
Как ветер – с лугом, как парус – с морем, трава с дождем,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте нашу беречь, планету во всей Вселенной похожей нет.
Жюри подводит итоги.
Все участники награждаются медалями «Знатоки леса».
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
- В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2010 -
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2010г.
- Хрестоматия для дошкольников. О. Александрова - Издательство: Эксмо, 2010 г.
- Сайт картинок: images.yandex.ru/yandsearch
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Безопасная дорога»
Закреплять у детей правила дорожного движения...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру "Новые приключения колобка".
Игровая деятельность в средней группе "Новые приключения колобка". Позволяет закрепить знания основ безопасного поведения в лесу, на природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Посылка от Смешариков» Цели: - закрепить знания детей о видах транспорта и правилах поведения в транспорте....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе "Птицы весной"
Весной наш детский сад активно учавствует в городской акции "Скворечник". Родители изготавливают скворечники, а мы потом вместе с детьми развешиваем их на территории детского сада. Так же мы ззнакомим...
Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова
Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
«Сказка в гости к нам пришла!»...