Конспект «Ай да картошечка!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хмелева Марина Александровна

Окружающий мир:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.19 МБ
Файл Занятие28.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Ай, да картошечка!» Выполнила : Хмелева Марина Александровна Воспитатель МБДОУ Байковский детский сад

Слайд 2

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей Задачи: Образовательная: . Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. Развивающая: . Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитательная: Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Слайд 3

Интеграция образовательных областей: Образовательная область: «Чтение художественной литературы» (Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. «Эта забавная картошка» (сказка)) Образовательная область: «Художественное творчество» (Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина») Образовательная область: «Труд» Проведение прогулок-наблюдений на огород. Разработка конспекта занятия.

Слайд 4

Играем на празднике Осени

Слайд 5

Эксперимент: Нам стало очень интересно из чего состоит картофель? И тогда мы в группе провели эксперимент.

Слайд 6

Сырой , очищенный картофель натерли на терке, смешали с водой, дали отстоятся - на дне образовался слой белого вещества.

Слайд 7

Что это? Это крахмал. Если это вещество высушить, то оно будет белое, как мука.

Слайд 8

Мы приготовили вишневый кисель

Слайд 9

Поделки из картошки Мы в детском саду тоже, без неё «никуда» Из картофеля делаем замечательные поделки. Даже играем с ней в игры.

Слайд 10

В завершении играем в игры

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С САМОАНАЛИЗОМ

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

Раздел «Ознакомление с природой»

Непосредственно-образовательная деятельность в форме занятия в старшей группе

«Ай да картошечка!»

                                                Разработала: Хмелева МаринаАлександровна

2021 год.

Байково

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

Раздел «Ознакомление с природой»

Непосредственно-образовательная деятельность в форме занятия в старшей группе

Проектировочный компонент

Тема: «Ай да картошечка!»

«Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи:

  1. Образовательная:

. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

  1. Развивающая:

.  Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению  простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

  1. Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Оборудование и материалы

Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.

Клубни картофеля разных сортов.

Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.

Терка.

Крахмал, мука, лупы.

Накрахмаленная салфетка.

Кисель.

Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Интеграция образовательных областей:

  1. Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка))

  1. Образовательная область: «Художественное творчество»

(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)

  1. Образовательная область: «Труд»

Проведение прогулок-наблюдений на огород.

  1. Разработка конспекта занятия.

Организационный компонент.

В соответствии с СанПиНом

Мотивация:

Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? (Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка) Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем»

Друзья, здесь лежит продукт для вас,

Который скажет вам сейчас

О том какой он не простой,

О том как вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)

Правильно о картошке.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Далее воспитатель рассказывает детям как и когда входит картофель, историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали картошку и как крестьянам пришла мысль печь картофель.

Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку»: (воспитатель загадывает загадку и кидает мяч ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч)

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвалили?.................... (картошку)

И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ………………(картошка)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Это чудо плод…………….(картошка)

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует ………(картошка)

 Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Физкультминутка:

А теперь прошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.

После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его

Какого он цвета?

А какой он формы?

Какой на ощупь?

Опасен ли зеленый картофель?

Воспитатель проводит игру:

 «Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует - качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром - потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию

Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля

Из чего состоит картофель?

 Почему сваренный картофель рассыпчатый?

А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»

(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)

 Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.

Кто видел крахмал?

Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?

Опытно - экспериментальная деятельность:

Воспитатель и дети по желанию показывают опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимают сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.

Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают. 

Результат: вода стала беловатой, мутной;

Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?

Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала 

Заключение:

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Рефлексия

Воспитатель.

Ребята, вам понравилось занятие?  

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

(Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)

Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали

Спасибо вам за активное участие.

САМОАНАЛИЗ

Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.

В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры — проведение подвижных игр и физкультминуток.

На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).

Работа с детьми.

Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.

Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.

Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)

неделя

Описание фазы роста

Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.

Вывод по занятию:

По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.

Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических,  игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия)

Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша!"

интересное занятие по развитию речи, с элементами исследовательской деятельности. прошло на ура! очень понравилось и мне, и детям....

Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""

занятие по позновательному развитию детей старшей группы...

Конспект НОД в области «Познание» Тема: «Картошечка, картошка!» в подготовительной группе (6 - 7 лет).

Программные задачи:Обучающие: Подвести детей к пониманию свойств картофельного крахмала. Расширять представление детей о картофеле, как продукте питания, лечения, использования в быту. Продолжать разв...

Конспект непосредственой образовательной деятельности "Картошечка"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект НОД с детьми 6-7 лет "Ах, картошечка-картошка!" (по технологии "Сообщество")

Данный вид деятельности поможет познакомить детей с историей распространения картофеля в России, возможностями использования картофеля в приготовлении пищи, расширить представление о происхождении кар...

Конспект непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Ай, да картошечка!»

Конспектнепрерывная образовательная деятельностьв старшей группе. Тема: «Ай, да картошечка!»...