Конспект непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Ай, да картошечка!»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Коновалова Ирина Александровна

Конспект

непрерывная образовательная деятельность

в старшей группе.

 

Тема: «Ай, да картошечка!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoshka.odt31.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23» Октябрьского района г. Саратова

410017 г. Саратов, ул. Шелковичаня 25/36, т/ф 8(452)20-07-21  E-mail: S15EM @yandex.ru

Конспект

непрерывная образовательная деятельность

в старшей группе.

Тема: «Ай, да картошечка!»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Подготовили:

Коновалова Ирина Александровна, воспитатель;

Гусенова Ольга Магомедовна, заведующий.

Саратов, 2015

Образовательная область «Познавательное развитие».

Раздел «Ознакомление с природой».

       Цель:  Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.

Задачи:

Образовательная:

Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле, как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

Развивающая:

 Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Оборудование и материалы:

Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.

Клубни картофеля разных сортов.

Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.

Терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка. Кисель.

Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область: «Речевое развитие».

(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка))

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)

Образовательная область: «Социально-коммуникативное».

Проведение прогулок-наблюдений на огород.

Разработка конспекта занятия.

Организационный компонент.  В соответствии с СанПиНом

Планируемый результат: активизация совместного сотрудничества у дошкольников. Расширение кругозора.

Участники: дети старшей группы; воспитатель – Коновалова Ирина Александровна.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем».

Читает:

«Друзья, здесь лежит продукт для вас,

Который скажет вам сейчас

О том какой он не простой,

О том как вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?»

Правильно о картофеле.

Играют .

Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка.

Слушают,смотрят.

Размышляют, отвечают:

«О картофеле».

II. Основной этап.

Воспитатель читает стихотворение:

«В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать».

Далее воспитатель рассказывает детям историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали его и как крестьянам пришла мысль запекать картофель.

Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку».

Воспитатель загадывает загадку и бросает мяч.

«Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка –

Сварилась к ужину……..»

«Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвалили?………………..»

«И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ………………»

«Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Это чудо плод…………….

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка –

Везде присутствует ………

Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.

Физкультминутка:

А теперь прошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.

Воспитатель задает вопросы:

«Какого он цвета?

А какой он формы?

Какой на ощупь?

Опасен ли зеленый картофель?»

Воспитатель проводит игру:

«Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром — потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию

Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля:

«Из чего состоит картофель?»

«Почему сваренный картофель рассыпчатый?»

«А как вы думаете, для чего нужен крахмал?»

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»

(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)

Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.

«Кто видел крахмал?»

«Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?»

Опытно — экспериментальная деятельность:

Воспитатель показывает опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимаютсок в тёмную керамическую тарелку. Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.

Результат: вода стала беловатой, мутной;

«Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?»

Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала

Слушают.

Внимательно слушают, стараются понять и запомнить.

Ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч.

-Картошка.

артошку.

 

артошка.

(артошка.

(картошка)

Дети рассказывают пословицы и поговорки о картофеле:

Картошка да каша – еда наша.

Картошку копать, не руками махать.

Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Без труда картошка не родится никогда.

Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Вместе с воспитателем занимаются физминуткой.

Дети рассказывают о процессе посадки картофеля.

После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его.

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Дети повторяют слова и движения за воспитателем.

Проходят к лабаратории.

Беседуют с воспитателем и отвечают на его вопросы.

Рассматривают салфетку и стакан.

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Дети по желанию показывают опыт.

Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель предлагает обсудить все ,что они увидели.

Воспитатель:

«Ребята, вам понравилось занятие?»

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали.

Спасибо вам за активное участие.

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и освойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Ответы детей.

Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

Самоанализ проведенной НООД

Коноваловой Ирины Александровны

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию предлагается анализ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы  «Ай да картошечка!»

Непрерывная образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.

В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры —проведение подвижных игр и физкультминуток.

На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).

Работа с детьми.

Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.

Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.

Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)

неделя

Описание фазы роста

Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.

Вывод по занятию:

По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.

Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).

Непосредственную образовательную деятельность я подводила  через  моральное поощрение (похвала, одобрение).

   

 Характеристика педагога:

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:

- групповая;

- индивидуальная.

Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.

Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.

    Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми.

Вывод:

Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы.

Своей сильной стороной  в образовательной деятельности, считаю:

- умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;          

- доступность изложения материала;

-  динамичный характер деятельности детей;

- создание условий для развития творческих способностей детей через художественную деятельность.

С  сожалением могу отметить, что недостаточное внимание было уделено:

- активизации речи детей;

- контролю правильной осанки детей.

В дальнейшем планирую:

•        повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе ТЕМА: «Волшебная радуга »

Цель: Задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «На пути к Олимпиаде»

Обеспечить представление о зимних Олимпийских играх.Обеспечить положительную мотивацию для развития динамической активности детей....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...