Конспект непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Ай, да картошечка!»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Конспект
непрерывная образовательная деятельность
в старшей группе.
Тема: «Ай, да картошечка!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoshka.odt | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» Октябрьского района г. Саратова
410017 г. Саратов, ул. Шелковичаня 25/36, т/ф 8(452)20-07-21 E-mail: S15EM @yandex.ru
Конспект
непрерывная образовательная деятельность
в старшей группе.
Тема: «Ай, да картошечка!»
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы
Подготовили:
Коновалова Ирина Александровна, воспитатель;
Гусенова Ольга Магомедовна, заведующий.
Саратов, 2015
Образовательная область «Познавательное развитие».
Раздел «Ознакомление с природой».
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная:
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле, как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающая:
Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы:
Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.
Клубни картофеля разных сортов.
Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
Терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка. Кисель.
Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Речевое развитие».
(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка))
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)
Образовательная область: «Социально-коммуникативное».
Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Разработка конспекта занятия.
Организационный компонент. В соответствии с СанПиНом
Планируемый результат: активизация совместного сотрудничества у дошкольников. Расширение кругозора.
Участники: дети старшей группы; воспитатель – Коновалова Ирина Александровна.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем». Читает: «Друзья, здесь лежит продукт для вас, Который скажет вам сейчас О том какой он не простой, О том как вкусно кормит нас! Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?» Правильно о картофеле. | Играют . Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка. Слушают,смотрят. Размышляют, отвечают: «О картофеле». |
II. Основной этап. | |
Воспитатель читает стихотворение: «В некотором царстве, В некотором государстве Не на Марсе и не на Луне- Жила картошечка в земле. Свойство царское имела: Накормить народ сумела. Словом, наша речь о том, Как пришёл картофель в дом! О всех свойствах, об уходе. О работе в огороде. О поделках, вкусной пище…. Многое должны узнать И уже пора начать». Далее воспитатель рассказывает детям историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали его и как крестьянам пришла мысль запекать картофель. Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку». Воспитатель загадывает загадку и бросает мяч. «Вот соль тебе, Вот хлеб и ложка – Сварилась к ужину……..» «Что копали из земли, Жарили, варили. Что в золе мы испекли Ели и хвалили?………………..» «И зелён и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом ………………» «Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» Это чудо плод……………. Её едим мы круглый год. Пюре, супы, салат, окрошка – Везде присутствует ……… Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле. Физкультминутка: А теперь прошу всех встать, Что скажу, то повторять: Руки вверх и подтянулись, Наклонились разогнулись, Вдох и выдох- улыбнитесь, Потихонечку садитесь. Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель. Воспитатель задает вопросы: «Какого он цвета? А какой он формы? Какой на ощупь? Опасен ли зеленый картофель?» Воспитатель проводит игру: «Собери урожай» Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст. Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками. И грохочет гром — потопаем ногами. А картофелю это нипочём. Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх. Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель. Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай. Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля: «Из чего состоит картофель?» «Почему сваренный картофель рассыпчатый?» «А как вы думаете, для чего нужен крахмал?» «Что общего между киселём и белой салфеткой?» (Если дети затрудняются с ответами, то помогает) Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу. «Кто видел крахмал?» «Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?» Опытно — экспериментальная деятельность: Воспитатель показывает опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимаютсок в тёмную керамическую тарелку. Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают. Результат: вода стала беловатой, мутной; «Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?» Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала | Слушают. Внимательно слушают, стараются понять и запомнить. Ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч. -Картошка. -Картошку.
-Картошка. (артошка. (картошка) Дети рассказывают пословицы и поговорки о картофеле: Картошка да каша – еда наша. Картошку копать, не руками махать. Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда. Без труда картошка не родится никогда. Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге. Вместе с воспитателем занимаются физминуткой. Дети рассказывают о процессе посадки картофеля. После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его. Внимательно слушают и отвечают на вопросы. Дети повторяют слова и движения за воспитателем. Проходят к лабаратории. Беседуют с воспитателем и отвечают на его вопросы. Рассматривают салфетку и стакан. Внимательно слушают и отвечают на вопросы. Дети по желанию показывают опыт. Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал. Ответы детей на вопросы воспитателя. |
III. Заключительная часть. Рефлексия | |
Воспитатель предлагает обсудить все ,что они увидели. Воспитатель: «Ребята, вам понравилось занятие?» А сейчас мы поиграем. Подвижная игра «Огородник» - Ах, картошка, ты, картошка. Кормишь ты честной народ! Если есть картошка в доме, Будешь сытым целый год! Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали. Спасибо вам за активное участие. | Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и освойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет. Ответы детей. Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз. |
Самоанализ проведенной НООД
Коноваловой Ирины Александровны
Добрый день, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию предлагается анализ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы «Ай да картошечка!»
Непрерывная образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.
В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам), физической культуры —проведение подвижных игр и физкультминуток.
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).
Работа с детьми.
Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.
Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)
неделя | Описание фазы роста |
Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.
Вывод по занятию:
По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).
Непосредственную образовательную деятельность я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение).
Характеристика педагога:
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.
Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми.
Вывод:
Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы.
Своей сильной стороной в образовательной деятельности, считаю:
- умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;
- доступность изложения материала;
- динамичный характер деятельности детей;
- создание условий для развития творческих способностей детей через художественную деятельность.
С сожалением могу отметить, что недостаточное внимание было уделено:
- активизации речи детей;
- контролю правильной осанки детей.
В дальнейшем планирую:
• повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе ТЕМА: «Волшебная радуга »
Цель: Задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «На пути к Олимпиаде»
Обеспечить представление о зимних Олимпийских играх.Обеспечить положительную мотивацию для развития динамической активности детей....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе ТЕМА: «Как лесные жители к зиме готовятся»
Цель: Расширить представления детей о жизни лесных обитателей осенью...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебница - вода»
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Посуда для Федоры»
НОД в старшей группе по изобразительной деятельности...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.
В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...