Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Проект "Экологическая мозаика"
проект по окружающему миру
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности со взрослым. Кроме того, игра для ребёнка продолжается оставаться основным способом познания окружающего. Дети играют с незапамятных времён: игра – ведущий способ деятельности дошкольника. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:
- развитию нравственных качеств личности,
- формированию первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,
- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,
- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.
В результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения. А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья; повысится профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_mozaika.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность
в МБДОУ
«Инновационные подходы к экологическому
образованию дошкольников
в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Проект
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Подготовили: старший воспитатель
МБДОУ №16 - Качура О.А.
Введение.
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация непосредственной образовательной деятельности в форме партнёрской деятельности со взрослым. Кроме того, игра для ребёнка продолжается оставаться основным способом познания окружающего. Дети играют с незапамятных времён: игра – ведущий способ деятельности дошкольника. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:
- развитию нравственных качеств личности,
- формированию первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,
- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,
- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход.
Объект исследования: экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.
Предмет исследования: создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза- в результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения. А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья; повысится профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры.
ЕСЛИ: | ТО: |
создать систему экологического воспитания в ДОУ | удастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихся. |
дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии | интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет |
применять на занятиях по «ознакомлению с окружающим» нестандартные формы работы | появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей |
с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм» | появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве |
предусмотреть в планах работы с родителями активные формы работы с детского сада с семьей | возрастет просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность в экологическом просвещении детей возрастет |
улучшить предметно-развивающую среду | будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников |
экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни | экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм)- общество- окружающая живая и неживая среда -организмы природа |
через весь учебно - воспитательный пройдут «красной нитью»: знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира; навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде | то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья |
Участники:
Педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Направленность развития деятельности: комплексная
Представление интересов участников проекта:
Группа | Интересы участников проекта |
Общественность |
|
Родители |
|
Дошкольники |
|
Педагоги |
|
Ожидаемые результаты проекта:
а) на уровне образовательного учреждения:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
б) на уровне педагогического процесса:
- совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.
в) педагогической системы:
переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью интерактивных форм и методов, внедрению творческих инновационных технологий.
Цель инновационной деятельности: создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
Задачи:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости
экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
педагогический процесс экологического воспитания;
- внедрение новых форм сотрудничества с родителями и социальным
окружением детей, совершенствование экологической пропаганды среди
родителей;
- осуществление систематической экологической работы с детьми и
постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры- реальных достижений в
интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферы детской личности
при ее взаимодействии с природой, предметами людьми и оценках себя.
Сроки реализации инновационной программы: сентябрь 2020 г.-август 2022 г.
Работа ведется по трем направлениям (секциям-блокам):
- секция-блок «Работа с педагогами ДОУ»;
- секция-блок «Работа с детьми»;
- секция-блок «Работа с родителями».
Этапы внедрения проекта по годам
Сроки | Мероприятия | Примечания | |
Подготовительно - организационный (проектировочный) этап | |||
июль 2020 г.-октябрь 2020 г. | Утверждение состава творческой группы с распределением функциональных обязанностей внутри нее. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы (изучение методической литературы). Подготовка материала для реализации инновационной деятельности. Анализ предметно-развивающей среды в группах и ДОО. Анализ обеспеченности ДОО программно - методическими материалами. Обобщение передового педагогического опыта. Изучение новинок методической литературы и периодической печати. Анализ сформированности экологических представлений. Создание творческой группы для работы над проектом. Создание системы мониторинга, диагностики. Составление плана организационных мероприятий. Участникам эксперимента ввести коррективы в календарно-тематические планы, в планы работы по самообразованию, в планы культурно-досуговой деятельности. Ввести в комплексный годовой план работы ДОУ, мероприятия, способствующие совершенствованию процесса экологического воспитания дошкольников. Подобрать диагностические материалы для отслеживания результатов работы. Укрепление материально- технической базы. |
| |
Практический реализационный этап. | |||
Ноябрь 2020 г.- май 2022 г. | Запускается» вся схема экологического воспитания дошкольников. Разрабатываются и создаются авторские «продукты»: интерактивные игры по экологии, наглядные пособия, методические материалы в помощь педагогу, создаются и пополняются картотеки, разрабатываются экологические маршруты. В методическом кабинете создается копилка ППО по экологическому воспитанию дошкольников. Внедряются информационно-коммуникационные технологии. Участниками творческой группы создаются подпрограммы и подпроекты. Диагностика и мониторинг качества экологического образования по всем показателям. Презентация наработок участников проекта. Проведение мастер-классов и других мероприятий по обмену опытом. | ||
Секция-блок «Работа с детьми» | |||
Задачи:
| |||
Ноябрь 2020 г.- май 2022 г. |
| Мероприятия могут изменяться, добавляться в ходе реализации инновационной деятельности | |
Секция-блок «Работа с педагогами ДОУ» | |||
Цель: презентация и распространение педагогического опыта, способствующего повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. | |||
Ноябрь 2020 г.- май 2022 г. |
-«Особенности проведения экологических экспериментов в детском саду»; -«Создание экологической развивающей среды в ДОУ»;
| Мероприятия могут изменяться, добавляться в ходе реализации инновационной деятельности | |
Секция-блок «Работа с родителями» | |||
Задачи:
| |||
Ноябрь 2020г.- май 2022 г. |
-"Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", «Наблюдение за природой дома» и т.д.;
| Мероприятия могут изменяться, добавляться в ходе реализации инновационной деятельности | |
Обобщающий этап | |||
Июнь 2022 г.-август 2022 г. | Обработка полученных материалов; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Оформление методических брошюр, сборников сценариев и т.д.. Обобщение и оформление опыта. Распространения опыта работы на разных уровнях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
материалы педагогического совета...
Опыт работы " Реализация принципа индивидуально- деффиринцированного подхода как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Реализация учебной деятельности...
Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...
«Эффективность внедрения дистанционных технологий инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил т...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Цель: проанализировать эффективность работы по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...
Статья "Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, как инновационное средство педагогического воздействия в условиях реализации ФГОС ДО"
Статья посвящена одному из приоритетных направлений дошкольного образовательного учреждения – сохранению и укреплению здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автором...