Образовательная деятельность по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Васильевна Наприенко

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю, как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_po_eksperimentirovaniyu.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Замерзшая вода».

Цель: создание условий для познавательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности детей. 

Образовательные задачи: формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед — это замерзшая вода.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование.

 Кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка; цветные кусочки льда (по цветам спектра – 8 шт.); поднос; стаканы двух цветов на каждого ребёнка, салфетки, фартуки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках и в группе, замораживание кусочков льда, чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». 

Ход образовательной деятельности

Этапы, длительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно - мотивационный.

 

Сюрпризный момент.

7  мин.

Организовать детей.

 

Заинтересовать дальнейшей деятельностью.

  Входит профессор Галилео, здоровается.

- Сегодня утром, по дороге в детский сад я повстречал маленького снеговика, который просил передать вам посылку.

-Но, он просил ее не открывать сразу - а на ощупь определить, что там внутри.

- Подходите, давайте разберемся, что тут у нас.

- Ребята, а вы знаете, что это такое?

- Понятно.

- Хотите разобраться, что это за вещество?

- Прошу пройти в нашу лабораторию. Вспомним правила работы в лаборатории.

- Какая у нас сегодня цель?

- Подходите к столу, выберите, что вам необходимо для работы.

  Встречают профессора, здороваются.

Подходят, на ощупь определяют (холодный, скользкий).

Ответы детей.

Да это же лед!

- Да.

Перечисляют правила работы в лаборатории.

Проходят в лабораторию, одевают фартуки.

- Ставят цель, определить свойства льда.

Выбирают оборудование, материалы.

Делятся на пары.

Дети включаются в совместную деятельность.

   Самостоятельная постановка исследовательской задачи.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

Право выбора.

2.

Основной этап

 

18 мин.

Создать условия для экспериментальной деятельности.

  На столе разложено специальное оборудование.

На тарелочках разложены разные кусочки льда.

Опыт№1.

- Посмотрите, какие они - эти кусочки льда?

- На ощупь лёд тёплый или холодный?

- Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку?

- Какая льдинка на солнце, в свете лампы?

- Как определить хрупкий ли лед?

- Интересно. Какой вывод можно сделать?

- Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода.

- А когда мы можем увидеть лёд?

- А если мне лёд нужен летом?

Опыт №2

 На столе разложены материалы - какие?

- Потрогайте стаканы. Что вы заметили?

 

- Подумайте, какой опыт  мы можем провести с водой и льдом?

- Давайте попробуем.

 Где лёд тает быстрее?

- Почему?

- Что вы еще заметили?

- Почему вы так решили?

- Какой вывод можно сделать?

Рассматривают, трогают.

Ответы ( разные кусочки толстые и тонкие).

Холодный.

Отвечают.

(Прозрачный. Через тонкий кусок льда можно смотреть).

Рассматривают. (Блестит, сверкает, переливается).

Пробуют поломать кусочки. (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет).

Замечают, что держа в руке лед начинает таять и образуется вода.

Делают умозаключения.

Из тающего льда образуется вода.

- Зимой.

- Заморозить воду в морозильнике.

Ответы.

- Лёд и два стакана разного цвета.

 Исследуют воду в стаканах. (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой).

Ответы детей. ( Можно бросить лед в стаканы).

- В желтом.

- В теплой воде лед тает быстрее.

- Лед не тонет, плавает на поверхности.

Лед легче воды.

Делают вывод.

 

Проявляют инициативу и самостоятельность.

Выполнение эксперимента.

 .

2.4

 Игра

2 мин.

Предупредить переутомление.

 

  Игра «Вода – не вода»

- Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро).

- Молодцы! Все старались быть внимательными.

 

 Дети играют в игру.

Дети удовлетворяют потребность в движении и игре.

3.

Рефлексия.

3 мин.

Дать возможность осмыслить,  проанализировать.

  

 - Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах?

-До новых встреч в лаборатории.

 

Анализируют, подводят итоги.

Дети  формируют умение самостоятельно делать выводы и подводить итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность «Пернатые друзья» С детьми старшего дошкольного возраста с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (с использованием ИКТ)

Конспект НОД в старшей группе "Пернатые друзья" (Развитие речи,познание).Цель:уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии и их особенностях, делить на перелётных и зимующих н...

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...

Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках потерянного ключа»

Сценарий разработан для развития познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.

Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....

Организация поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста в ЦЕНТРЕ НАУКИ

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуац...