Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.
Задачи:
- Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от свойств;
- Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги;
- Формировать умение детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_neobyknovennye_svoystva_obyknovennoy_bumagi.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.
Задачи:
- Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от свойств;
- Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги;
- Формировать умение детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.
Оборудование: проектор (презентация), почтовая коробка, книга, разные виды бумаги (писчая, газетная, бархатная, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная, впитывающая), цветные карандаши, ножницы, макеты бумажных городов, лейки, бумажные цветы, копировальная бумага, простые карандаши и ручки (по количеству детей), скрепки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, друзья! Меня зовут Анастасия Ивановна, я очень рада сегодня с вами познакомиться.
- Давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
поздороваться нам нужно.
Говорю тебе привет,
улыбнись скорей в ответ.
Вместе за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
-Ребята, сегодня утром мне на компьютер пришло странное сообщение. Хотите узнать, от кого это послание? Ответ детей
(Звуковое сообщение)
-Вы согласны помочь Коротышкам? Тогда внимательно слушайте загадку.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой, и при этом,
Она бывает и деньгами.
Что это?
Ответы детей – Это бумага
(дети ищут все виды бумаги, которые в загадке)
-Совершенно верно, это бумага. Загадку мы помогли отгадать, а как вы догадались, что это бумага?
Возможные ответы детей: «Потому что все эти предметы из бумаги»
-Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно? (бумажными салфетками вытираем рот, читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки)
-Коротышки хотят больше узнать об этом материале. Давайте им расскажем, но прежде ответьте мне на вопрос. Если раньше люди использовали бумагу только для письма, и она была вся одинакова, то что мы можем сказать о том, какой же стала бумага в наше время?
Предполагаемые ответы- Я могу сказать, что в наше время бывает разная.
А как вы думаете, почему в наше время бумага такая разная?
-Я думаю, она разная, так как нужна для разных целей.
Я предлагаю собрать интересную посылку для Коротышек, составить книгу о бумаге и её свойствах и отправить в цветочный город.
На столе стоит коробка и образцы бумаги.
-Я предлагаю вам заполнить коробку образцами разных видов бумаги. И первую страницу нашей книги оформить образцами бумаги разного вида.
-Чтобы образцы поместились в ящик их необходимо уменьшить в размере.
-А как это сделать? Мне необходима ваша помощь.
Ответы детей: нужно бумагу помять, а можно её отрезать, ещё можно разорвать, я бы бумагу согнула…
-Как много вариантов мы с вами придумали. А давайте всё то, о чём мы с вами говорили, поместим на страницах нашей книги.
Дети отражают на листах книги свои рассуждения о свойствах бумаги.
-Ребята, а вы помните, что Коротышкам очень хотелось бы, чтобы их город был сделан из бумаги? Как вы считаете, возможно это?
Примерные ответы детей: мы считаем, что город, построенный из бумаги, будет не очень прочным. Он будет намокать, ветер будет ломать все дома…
-А давайте проверим, что же произойдет с бумажным городом, если пойдет дождь?
Педагог открывает на поддоне макет бумажного города, на столе стоят лейки с водой, педагог предлагает детям «устроить ливень», поливая макет города из леек.
ОПЫТ 1
-Посмотрите внимательно. Что произошло с бумажным городом? Если на бумажный город польет дождь, что с ним произойдет?
Дети: «Если на бумажный город польет дождь, то город намокнет, бумага размякнет, и Коротышкам негде будет жить»
Вы совершенно правы. Давайте всё то, о чем сейчас сказали, отразим на страницах нашей книги.
Дети продолжают рисовать алгоритмы.
-А вы помните, что коротышки хотели все-все сделать из бумаги, а как вы думаете, что произойдет с бумажными цветами? Давайте расскажем коротышкам, что и цветы бывают из бумаги. А вот что с ними произойдет, если их запустить в пруд, мы сейчас с вами проверим!
ОПЫТ 2
-У вас на столах лежат цветы. Возьмите их в руки, давайте обследуем их. Какие они? Какого цвета? Обратите внимание, что у меня и у вас цветы из разной бумаги, потрогайте мой цветок, чем он отличается от ваших? (Наши цветы плотнее, а ваша бумага тонкая, мягкая, легко рвется) А еще посмотрите, моя бумага немного прозрачна, а ваша совсем не пропускает свет. Посмотрите, моя бумага пористая и мягкая, а ваша? (ответы детей: наша гладкая, твердая)
-Мы с вами будем загибать лепестки к центру. Посмотрите как это нужно делать.
-А теперь отпустим их в воду лепестками вверх и посмотрим, что же происходит?
Цветочки распустились, потому что бумага намокает и становится тяжелой.
-Ой, ребята, а почему же ваши цветы распустились и плавают в воде, а мой цветочек совсем не распустил свои лепестки и сразу утонул?
(Потому что наша бумага была плотнее)
-А какая тогда бумага была у меня? А почему тогда мой цветок утонул?
-Ребята, Чем плотнее бумага, тем больше ей понадобится времени для намокания. Именно поэтому мой цветок так быстро впитал воду и утонул, а ваши цветочки, под тяжестью от намокания водой, распустились.
-Давайте укажем в нашей книге, что из обычной бумаги коротышки могут сделать цветочки, но в воде, в озере или пруду даже самые плотные цветы намокнут и со временем утонут.
-А у меня как раз есть одна игра про цветочки:
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
-Ребята, а у меня к вам предложение, давайте пригласим всех коротышек цветочного города в гости в наш город, чтобы они сами смогли увидеть из какого материала сделаны наши дома. Но как мы их пригласим?
Ответы детей: пригласительные
-Точно, какие вы молодцы! Давай нарисуем для коротышек пригласительные открытки. Но подождите.. нас с вами так мало, а коротышек в цветочном городе гораздо больше, мы устанем рисовать! Что же можно придумать, чтобы пригласительных было больше?
(предложения детей)
- А я хочу вас сказать, что существует волшебная бумага. Вот посмотрите, какая она. Что вы можете о ней рассказать? (Бумага тонкая, шуршит). Скажите, кто-то из вас уже знаком с такой бумагой? (ответы детей). Называется эта бумага копировальной. Может быть, вы сами догадаетесь для чего она нужна, ведь ее название говорит само за себя. (предположения детей)
- С помощью копировальной бумаги можно нарисовать несколько одинаковых рисунков, т.е. скопировать. Что вы еще заметили? Одинакова ли бумага с обеих сторон?
-Обратите внимание, что одна сторона бумаги блестит, потому что на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски.
-Ребята, так зачем же нужна копировальная бумага? (Чтобы делать копии). Как вы думаете, копировальная бумага сможет нам помочь в создание пригласительных для коротышек?
Ответы детей
- Для создания пригласительных и их копий нам понадобится: белая бумага и копировальная бумага, запомните, ребята, что белой бумаги всегда должно быть на 1 лист больше. Чтобы получить копию, нужно писать по матовой стороне копировальной бумагой, чтобы сторона с краской могла отпечатать копию на втором листе. Перед вами есть белые и копировальные листы бумаги, а так же у каждого из вас лежат карточки с последовательностью создания копии. Давайте приступим и нарисуем пригласительные для коротышек.
-Замечательно ребята, давайте всё с вами упакуем в почтовую коробку, и конечно же не забудем и про нашу книгу.
-Как вы считаете, доброе дело мы с вами сделали? О чём узнают Коротышки, получив нашу книгу?
Дети – Коротышки узнают о том, что бывает разная бумага. Еще они узнают, что бумагу можно мять, рвать, разрезать ножницами и рисовать на ней. Мы в своей книге рассказали Коротышкам, что дома из бумаги будут непрочными, они размокнут.
-Спасибо вам, ребята. Вы очень мне помогли. После нашей встречи я обязательно отправлю эту посылку в Цветочный город. Теперь я уверена, что Коротышки много узнают о бумаге и ее свойствах, а получив наши пригласительные, наверняка захотят к нам в гости! Ну а чтобы коротышки узнали из каких материалов сделаны дома в нашем городе, когда приедут к нам в гости, я дарю вам вот такие блокнотики! В них вы сможете зарисовывать все результаты опытов и экспериментов. А так же поэкспериментируете дома или в группе с ребятами с копировальной бумагой. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (с 5 – 6 лет) Образовательная область «Познание» Тема: «В гости к елочке»
КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста(с 5 – 6 лет)Образовательная область «Познание»Т...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.
Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по конструированию в группе старшего дошкольного возраста (итоговое занятие)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по конструированию в группе старшего дошкольного возраста (итоговое занятие) с использованием электронного конструктора "Знаток"...