Технологическая карта занятия "Мы - юные орнитологи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Андронаки Елена Владимировна
Цель: Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний).
Задачи:
Образовательные:
научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами, фиксировать и сравнивать результаты наблюдений;
расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;
корректировать свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью орнитолога.
Развивающие:
развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение и чувство сострадания к птицам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._andronaki_e_v.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема занятия: «Мы – юные орнитологи»

ФИО (педагога): Андронаки Е.В.

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Цель: Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний).

Задачи:

Образовательные:

  • научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами, фиксировать и сравнивать результаты наблюдений;
  • расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;
  • корректировать свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью орнитолога.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Количество детей: 12 человек

Способы организации НОД: полукругом, стоя, построение парами

Материалы и оборудование: дневник наблюдения, наклейки для дневника наблюдения, таблицы с обозначением количества и вида птиц на территории детского сада, рюкзак, бутылка с водой, красные камушки, красные ленты, камни обыкновенные, перья птиц (маховые и пуховые), корм для птиц, ведерко, аудиозапись «Крик совы».

Ход:

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приемы,

способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Вводная часть

1

Загадка.

Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку. А на какую – вы узнаете, отгадав загадку.

Бередят его сознание

Все пернатые создания.

Друг грачей, ворон, синиц,

Изучает он всех птиц.

- А кто такие орнитологи?

- Правильно! А вы хотите превратиться в орнитологов?

Дети отгадывают загадку. (Орнитолог)

Отвечают на вопрос: Орнитолог- это ученый, который изучает птиц и наблюдает за ними.

Дети с удовольствием соглашаются превратиться в орнитологов.

Мотивация на деятельность

1

Беседа с детьми.

- Ребята, а помните, ранней осенью мы с вами уже наблюдали за птицами, которые прилетали к нам на территорию детского сада? И заполняли дневник наблюдения!

- Интересно, а прилетел ли сегодня кто-нибудь к нам? Пойдемте посмотрим?

Дети вспоминают о предыдущем наблюдении за птицами.

Дети с удовольствием соглашаются понаблюдать за птицами.

Практическая работа

5

Сбор рюкзака

Наблюдение за погодой

Наблюдение при встрече с птицей

Проблемные ситуация «Что изменилось». Сравнение результатов наблюдений

- Давайте соберем с вами рюкзачок. Ребята, поможете собрать?

- Ребята, давайте вспомним о правилах наблюдения? (отправляемся на прогулку по территории детского сада).

- С чего мы начнем наше наблюдение?

- Ребята, какое сейчас время года?

- Правильно! Осень. А какая осень?

- Верно. А как нам отметить в нашем дневнике наблюдения время года?

 

- А какая сегодня погода? Есть ли осадки?

- Молодцы, юные орнитологи! Давайте пойдем дальше!

Если мы встречаем каких-нибудь птиц.

- Посмотрите, а кто это сидит в траве?

- Правильно, птица! А по каким признакам вы это определили?

А как называется эта птица? Она зимующая или перелетная?  

- Сколько птиц? Давайте отметим это в нашем дневнике наблюдения

- Ребята, как же нам запомнить это место, где мы увидели птиц?

- А чем бы нам ее поставить?

Подходим к первой таблице с указанием птиц, которых мы наблюдали ранее - Ребята, каких птиц мы с вами наблюдали здесь ранней осенью?

- Сколько их было?

- Что они делали?

- А почему сейчас мы их не видим?

- А воробьи и голуби остаются зимовать?

- А как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Молодцы! Продолжим наше наблюдение.

Подходим к второй таблице с указанием птиц, которых мы наблюдали ранее.

- Ребята, каких птиц мы с вами здесь наблюдали?

- Сколько их было?

- Что они делали?

- Ребята, а почему мы их сейчас не наблюдаем?  

А как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Дети помогают собирать разные предметы в рюкзак.

Ответы детей: не надо громко кричать, делать резкие движения и подходить близко к птицам – это все может их напугать!

Дети отвечают, что мы начинаем с заполнения дневника наблюдения.

Осень.

Золотая.

Ребенок выбирает соответствующую наклейку и приклеивает её.

Погода ясная, солнечная, есть немного облаков, ветрено. Осадков нет.

Да, давайте!

Птица.

У нее есть клюв и перья.

Ребенок дает ответ в зависимости от того, кого встретили.

Ребенок выбирает соответствующую птице наклейку и располагает ее на плане детского сада. Количество наклеек зависит от количества встречаемых птиц.

Дети предлагают поставить метку.

Дети выбирают нужную метку: красный камень или красная лента в зависимости от местонахождения птицы (дерево, забор, трава, асфальт)

Дети отвечают: воробьи и голуби

2 голубя и 4 воробья

Воробьи купались в луже, а голуби рядом в траве искали еду- червяков, жуков.

Они улетели в поисках еды. Купаться холодно.

Да, остаются зимовать.

Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие.

Мы здесь наблюдали скворцов.

Скворцов было 5.

Скворцы искали жучков, червячков, гусениц и т д.

Потому что скворцы улетели в теплые края.

Эти птицы называются перелетные.

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

9

Проведение опыта и эксперимента «Маховые и пуховые перья»

Проходим дальше, находим перья.

- Ой, а что это такое мы нашли?

- А чьи это перья?

- Правильно! Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

Во время диалога мы раздаем каждой паре детей перья (маховое и пуховое)

- Давайте рассмотрим их поближе?

- Потрогайте сначала большое перо. Какое оно?

- Это маховое перо. Оно находится в крыльях и нужно птице для полета.

- А теперь давайте рассмотрим другое перо. Какое оно?

- Это перья пуховые, ребята! Они нужны птицам для сохранения тепла.

- Интересно, перья легкие или тяжелые? С чем бы нам его сравнить?

- Давайте положим на одну ладонь перо, а на другую – камень и сравним.

- Значит, какое перо?

- А если перо будет тяжелое как камень?

- Ребята, давайте сложим камни обратно в рюкзак?

-  Интересно, перья у птиц намокают? Как бы нам это проверить? Что нам для этого надо?

- Сначала опускаем в воду пуховое перо. Что мы видим?

- А теперь намочим маховое перо. Что с ним происходит?

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем же отличается маховое перо от пухового?

- Правильно, ребята! Маховые перья защищают пуховые от влаги.

- Давайте заберем эти перья с собой?

- Скажите, а без перьев птица смогла бы жить?

- Да, они помогают также держаться птице на воздухе, предохраняют от намокания, греют ее. Птица каждый день заботится о своих перьях, тщательно чистит свое оперение, удаляет грязь.

Перья!

Это перья птиц.

Дети соглашаются, начинают рассматривать перья.

Перо плотное, жесткое, упругое.

Это перо маленькое, пушистое, тоненькое.

Дети вспоминают про камни в рюкзаке, предлагают сравнить перо с камнем.

Дети кладут на одну ладонь перо, а другую – камень.

Дети делают вывод, что перо легкое.

Птица тогда не сможет взлететь.

Да, может быть они нам еще пригодятся.

Дети вспоминают про воду и ведро в рюкзаке. Предлагают налить воду в ведро и опустить туда перо.

Перо стало мокрым, оно промокло насквозь.

Дети видят, что перо не намокло, вода с него скатывается.

Пуховое перо сильно намокает, а маховое нет.

Да, они нам очень понравились. Мы хотим их забрать с собой!

Нет. Птица без перьев даже взлететь не сможет.

Динамическая пауза

3

Подвижная игра «Совушка»

Вдруг доносится голос совы.

- Ребята, а кто это кричит?

- Кто-нибудь из вас встречал ее в городе?

- А почему мы ее не встречаем в городе?

- А давайте с вами поиграем в игру «Совушка»?

Правила игры:

игроки (жучки, бабочки, червячки) находятся на полянке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные движения. Со словами «Ночь наступает – все замирает!» игроки останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.

Дети начинают искать сову, находят ее.

Это сова!

Нет, мы ее не видели ни разу в городе.

Сова живет в лесу.

Да, с удовольствием сыграем.

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

6

Наблюдение птиц у кормушки.

Откармливание птиц

Проходим дальше. Останавливаемся у кормушек.

- Ребята, каких птиц мы с вами здесь наблюдали?

- Сколько их было

- Ребята, ранней осенью где мы больше видели птиц: у кормушки или на участке?

- А с наступлением холодов, где мы можем чаще встречать птиц?

- А почему у кормушки?

- Верно, а что любят кушать птицы в теплое время года?

- А сейчас ребята их легко найти птицам?

- Что же тогда им кушать?

- А вы хотели бы, чтобы птицы прилетали к нам чаще?

- А что мы можем для этого сделать?

- Может у нас с собой есть лакомства для птиц?

Мы здесь наблюдали голубей и синиц.

Два голубя и две синицы.

Открываем дневник наблюдения, смотрим и вспоминаем количество птиц увиденных ранней осенью на территории детского сада. Делаем вывод, что птиц было больше на участке.

С наступлением холодов птиц больше у кормушки, там их чаще можно встретить.

Потому что птицы в кормушках находят еду.

Птицы любят кушать бабочек, гусениц, жучков, паучков, ягоды.

Нет, не легко.

Птицы зимой рады пшену, семечкам, сушенным ягодам, несоленому салу.

Да, очень хотим.

Мы должны заботиться о них, насыпать еду в кормушки.

Точно, мы ведь брали корм для птиц с собой, он в рюкзаке лежит у нас. Мы вместе кормим птиц.

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

1

Беседа с детьми

- Вам понравилось быть орнитологами?

- Что именно понравилось?

- Пойдем с вами еще наблюдать?

Очень понравилось. Мы хотим еще.

Интересно было собирать рюкзак; понравилось наблюдать за птицами и сравнивать их количество; понравились опыты с перьями; понравилось кормить птиц.

Да, обязательно пойдем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта проекта «Юные почемучки осваивают космические пространства» «Что мы знаем о космосе»

Государственное бюджетное дошкольное образовательноеУчреждение    детский сад №  14Приморского района    Санкт-Петербурга...

ЮНЫЕ ОРНИТОЛОГИ В СТРАНЕ «НЕВИДАННЫХ СОВ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках,  образе жизни;-  вызвать желание создать образ своей сказочной птицы, используя возможные средства выраз...

занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"

Занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"...

Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"

Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...

Технологическая карта НОД "Юные мыловары"

занятие в подготовительной группе по варению мыла...

Технологическая карта НОД «Мы – юные орнитологи»

Технологическая карта открытого мероприятия на площадке детского сада «Мы – юные орнитологи»...

Технологическая карта НОД "Юные помощники Светофора Светофоровича", 2 младшая группа

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательная деятельностьс детьми второй младшей группыТема: «Юные помощники Светофора Светофоровича»(образовательные области «Поз...