Технологическая карта занятия "Мы - юные орнитологи"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._andronaki_e_v.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Тема занятия: «Мы – юные орнитологи»
ФИО (педагога): Андронаки Е.В.
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: первая
Цель: Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний).
Задачи:
Образовательные:
- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами, фиксировать и сравнивать результаты наблюдений;
- расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;
- корректировать свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью орнитолога.
Развивающие:
- развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение и чувство сострадания к птицам.
Количество детей: 12 человек
Способы организации НОД: полукругом, стоя, построение парами
Материалы и оборудование: дневник наблюдения, наклейки для дневника наблюдения, таблицы с обозначением количества и вида птиц на территории детского сада, рюкзак, бутылка с водой, красные камушки, красные ленты, камни обыкновенные, перья птиц (маховые и пуховые), корм для птиц, ведерко, аудиозапись «Крик совы».
Ход:
№ | Этап | Длительность (мин.) | Методы, формы, приемы, способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Вводная часть | 1 | Загадка. Беседа с детьми. | Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку. А на какую – вы узнаете, отгадав загадку. Бередят его сознание Все пернатые создания. Друг грачей, ворон, синиц, Изучает он всех птиц. - А кто такие орнитологи? - Правильно! А вы хотите превратиться в орнитологов? | Дети отгадывают загадку. (Орнитолог) Отвечают на вопрос: Орнитолог- это ученый, который изучает птиц и наблюдает за ними. Дети с удовольствием соглашаются превратиться в орнитологов. | |
Мотивация на деятельность | 1 | Беседа с детьми. | - Ребята, а помните, ранней осенью мы с вами уже наблюдали за птицами, которые прилетали к нам на территорию детского сада? И заполняли дневник наблюдения! - Интересно, а прилетел ли сегодня кто-нибудь к нам? Пойдемте посмотрим? | Дети вспоминают о предыдущем наблюдении за птицами. Дети с удовольствием соглашаются понаблюдать за птицами. | |
Практическая работа | 5 | Сбор рюкзака Наблюдение за погодой Наблюдение при встрече с птицей Проблемные ситуация «Что изменилось». Сравнение результатов наблюдений | - Давайте соберем с вами рюкзачок. Ребята, поможете собрать? - Ребята, давайте вспомним о правилах наблюдения? (отправляемся на прогулку по территории детского сада). - С чего мы начнем наше наблюдение? - Ребята, какое сейчас время года? - Правильно! Осень. А какая осень? - Верно. А как нам отметить в нашем дневнике наблюдения время года?
- А какая сегодня погода? Есть ли осадки? - Молодцы, юные орнитологи! Давайте пойдем дальше! Если мы встречаем каких-нибудь птиц. - Посмотрите, а кто это сидит в траве? - Правильно, птица! А по каким признакам вы это определили? А как называется эта птица? Она зимующая или перелетная? - Сколько птиц? Давайте отметим это в нашем дневнике наблюдения - Ребята, как же нам запомнить это место, где мы увидели птиц? - А чем бы нам ее поставить? Подходим к первой таблице с указанием птиц, которых мы наблюдали ранее - Ребята, каких птиц мы с вами наблюдали здесь ранней осенью? - Сколько их было? - Что они делали? - А почему сейчас мы их не видим? - А воробьи и голуби остаются зимовать? - А как называются птицы, которые остаются зимовать? - Молодцы! Продолжим наше наблюдение. Подходим к второй таблице с указанием птиц, которых мы наблюдали ранее. - Ребята, каких птиц мы с вами здесь наблюдали? - Сколько их было? - Что они делали? - Ребята, а почему мы их сейчас не наблюдаем? А как называются птицы, которые улетают в теплые края? | Дети помогают собирать разные предметы в рюкзак. Ответы детей: не надо громко кричать, делать резкие движения и подходить близко к птицам – это все может их напугать! Дети отвечают, что мы начинаем с заполнения дневника наблюдения. Осень. Золотая. Ребенок выбирает соответствующую наклейку и приклеивает её. Погода ясная, солнечная, есть немного облаков, ветрено. Осадков нет. Да, давайте! Птица. У нее есть клюв и перья. Ребенок дает ответ в зависимости от того, кого встретили. Ребенок выбирает соответствующую птице наклейку и располагает ее на плане детского сада. Количество наклеек зависит от количества встречаемых птиц. Дети предлагают поставить метку. Дети выбирают нужную метку: красный камень или красная лента в зависимости от местонахождения птицы (дерево, забор, трава, асфальт) Дети отвечают: воробьи и голуби 2 голубя и 4 воробья Воробьи купались в луже, а голуби рядом в траве искали еду- червяков, жуков. Они улетели в поисках еды. Купаться холодно. Да, остаются зимовать. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие. Мы здесь наблюдали скворцов. Скворцов было 5. Скворцы искали жучков, червячков, гусениц и т д. Потому что скворцы улетели в теплые края. Эти птицы называются перелетные. | |
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников) | 9 | Проведение опыта и эксперимента «Маховые и пуховые перья» | Проходим дальше, находим перья. - Ой, а что это такое мы нашли? - А чьи это перья? - Правильно! Ни у кого, кроме птиц, перьев нет. Во время диалога мы раздаем каждой паре детей перья (маховое и пуховое) - Давайте рассмотрим их поближе? - Потрогайте сначала большое перо. Какое оно? - Это маховое перо. Оно находится в крыльях и нужно птице для полета. - А теперь давайте рассмотрим другое перо. Какое оно? - Это перья пуховые, ребята! Они нужны птицам для сохранения тепла. - Интересно, перья легкие или тяжелые? С чем бы нам его сравнить? - Давайте положим на одну ладонь перо, а на другую – камень и сравним. - Значит, какое перо? - А если перо будет тяжелое как камень? - Ребята, давайте сложим камни обратно в рюкзак? - Интересно, перья у птиц намокают? Как бы нам это проверить? Что нам для этого надо? - Сначала опускаем в воду пуховое перо. Что мы видим? - А теперь намочим маховое перо. Что с ним происходит? - Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем же отличается маховое перо от пухового? - Правильно, ребята! Маховые перья защищают пуховые от влаги. - Давайте заберем эти перья с собой? - Скажите, а без перьев птица смогла бы жить? - Да, они помогают также держаться птице на воздухе, предохраняют от намокания, греют ее. Птица каждый день заботится о своих перьях, тщательно чистит свое оперение, удаляет грязь. | Перья! Это перья птиц. Дети соглашаются, начинают рассматривать перья. Перо плотное, жесткое, упругое. Это перо маленькое, пушистое, тоненькое. Дети вспоминают про камни в рюкзаке, предлагают сравнить перо с камнем. Дети кладут на одну ладонь перо, а другую – камень. Дети делают вывод, что перо легкое. Птица тогда не сможет взлететь. Да, может быть они нам еще пригодятся. Дети вспоминают про воду и ведро в рюкзаке. Предлагают налить воду в ведро и опустить туда перо. Перо стало мокрым, оно промокло насквозь. Дети видят, что перо не намокло, вода с него скатывается. Пуховое перо сильно намокает, а маховое нет. Да, они нам очень понравились. Мы хотим их забрать с собой! Нет. Птица без перьев даже взлететь не сможет. | |
Динамическая пауза | 3 | Подвижная игра «Совушка» | Вдруг доносится голос совы. - Ребята, а кто это кричит? - Кто-нибудь из вас встречал ее в городе? - А почему мы ее не встречаем в городе? - А давайте с вами поиграем в игру «Совушка»? Правила игры: игроки (жучки, бабочки, червячки) находятся на полянке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные движения. Со словами «Ночь наступает – все замирает!» игроки останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились. | Дети начинают искать сову, находят ее. Это сова! Нет, мы ее не видели ни разу в городе. Сова живет в лесу. Да, с удовольствием сыграем. | |
Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников) | 6 | Наблюдение птиц у кормушки. Откармливание птиц | Проходим дальше. Останавливаемся у кормушек. - Ребята, каких птиц мы с вами здесь наблюдали? - Сколько их было - Ребята, ранней осенью где мы больше видели птиц: у кормушки или на участке? - А с наступлением холодов, где мы можем чаще встречать птиц? - А почему у кормушки? - Верно, а что любят кушать птицы в теплое время года? - А сейчас ребята их легко найти птицам? - Что же тогда им кушать? - А вы хотели бы, чтобы птицы прилетали к нам чаще? - А что мы можем для этого сделать? - Может у нас с собой есть лакомства для птиц? | Мы здесь наблюдали голубей и синиц. Два голубя и две синицы. Открываем дневник наблюдения, смотрим и вспоминаем количество птиц увиденных ранней осенью на территории детского сада. Делаем вывод, что птиц было больше на участке. С наступлением холодов птиц больше у кормушки, там их чаще можно встретить. Потому что птицы в кормушках находят еду. Птицы любят кушать бабочек, гусениц, жучков, паучков, ягоды. Нет, не легко. Птицы зимой рады пшену, семечкам, сушенным ягодам, несоленому салу. Да, очень хотим. Мы должны заботиться о них, насыпать еду в кормушки. Точно, мы ведь брали корм для птиц с собой, он в рюкзаке лежит у нас. Мы вместе кормим птиц. | |
Открытый выход из деятельности. Рефлексия | 1 | Беседа с детьми | - Вам понравилось быть орнитологами? - Что именно понравилось? - Пойдем с вами еще наблюдать? | Очень понравилось. Мы хотим еще. Интересно было собирать рюкзак; понравилось наблюдать за птицами и сравнивать их количество; понравились опыты с перьями; понравилось кормить птиц. Да, обязательно пойдем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проекта «Юные почемучки осваивают космические пространства» «Что мы знаем о космосе»
Государственное бюджетное дошкольное образовательноеУчреждение детский сад № 14Приморского района Санкт-Петербурга...
ЮНЫЕ ОРНИТОЛОГИ В СТРАНЕ «НЕВИДАННЫХ СОВ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- расширять кругозор, знания детей о птицах, их особенностях, повадках, образе жизни;- вызвать желание создать образ своей сказочной птицы, используя возможные средства выраз...
занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"
Занятие в подготовительной группе "Юные орнитологи"...
Рабочая программа кружка естественно-научной направленности "Юный орнитолог"
Привить бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.Орнитология ...
Технологическая карта НОД "Юные мыловары"
занятие в подготовительной группе по варению мыла...
Технологическая карта НОД «Мы – юные орнитологи»
Технологическая карта открытого мероприятия на площадке детского сада «Мы – юные орнитологи»...
Технологическая карта НОД "Юные помощники Светофора Светофоровича", 2 младшая группа
Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательная деятельностьс детьми второй младшей группыТема: «Юные помощники Светофора Светофоровича»(образовательные области «Поз...