Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной группе на тему «Почему море соленое»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной
группе на тему «Почему море соленое»
Цель:
. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомерность существования различных гипотез, провести свои опыты и наблюдения и выяснить, почему вода в море соленая?
• Воспитание познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать объекты, делать выводы.
• Учить использовать при обследовании объектов зрительные, слуховые, обонятельные анализаторы.
• Закрепить свойства воды.
• Активизировать речь детей.
•Обогащать словарный запас: море, морская, соль, соленая, прозрачная, чистая, теплая, холодная, ракушка, смешать, помешать, опыт.
Методы:
Сравнение – сравнить свойства соленой и пресной воды.
Эксперимент-провести опыты.
Анализ- проанализировать полученную информацию.
Материал и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.
Ход занятия. Как образовалась морская вода? Ученые долгое время проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Мы рассмотрим одну из версий.
Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свое движение к морю. Это происходит, потому что уровень морей и океанов ниже уровня суши. Путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные реки и ручьи пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые из них и уносят с собой частички разных солей. Подземный ручей ищет лазейку, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда в море. А потом солнце пригревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где, попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности. Это называется кругооборотом воды.
Интересные факты
- речная вода кажется довольно пресной, но она также содержит соль. Ее содержание в 70 раз меньше, чем в морской воде;
- в составе слезной жидкости тоже есть соль, чем объясняется их соленый вкус;
- минеральная вода - целебный напиток. Чем больше в воде разных солей, тем сильнее ее действие на организм. Лечебную воду применяют для профилактики или лечения различных видов болезней;
- на земле существует очень много морей и океанов. Все они соленые. Но каждое море по-своему соленое. Какое-то очень соленое, какое-то меньше. Самым соленым морем считается "Красное море". Самым несоленым морем является "Балтийское море";
- на земле существуют озера, вода в которых пресная. Но и среди озер есть такие, у которых вода соленая. Самым соленым озером считается "Мертвое море";
- морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую люди затем собирают.
- раствор соли может поднимать любые предметы на поверхность воды.
Легенды происхождения соленой воды
(дети заходят в зал, здороваются с гостями и разворачиваются к экрану)
Восп.: - Ребята, посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о воде. Королева Вода – самая важная персона на Земле. У меня есть карточки, которые помогут вам ответить на вопрос: почему ее так называют. (Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с набором букв. Детям предлагается составить слова из этих букв, чтобы узнать о каком агрегатном состоянии воды они будут говорить. Дети собирают слова: «вода», «снег», «пар», затем отвечают по очереди у мольберта.)
Первый ребенок отвечает, как человек использует воду.
Второй – для чего человеку нужна вода.
Третий – кому еще нужна вода.
Четвертый – вода – среда обитания
Пятый ребенок – для чего нужен снег людям.
Шестой – для чего нужен снег животным и растениям.
Седьмой – для чего нужен лед.
Восьмой – как человек использует лед.
Девятый ребенок – как человек использует пар в быту.
Десятый – что можно приготовить при помощи пара.
Одиннадцатый – как используют пар в медицине.
Двенадцатый – каким образом пар используется в заготовках на зиму
Восп. – А где мы можем увидеть воду в природе? (ответы детей)
Восп. – Правильно, в морях, океанах, колодцах, лужах т.д.
- А как же вода попадает на землю? (ответы детей)
Восп. – Правильно, в виде осадков из туч попадает на землю.
Дети приглашаются на игру-физминутку «Грустная тучка», затем возвращаются на свои места.
Восп. – Ребята, скажите мне, кто пробовал из вас капли дождя на вкус? Какие они: пресные или соленые? (ответы детей)
А снежинки вы ловили язычком? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)
А когда вы плавали в море, капли воды попадали вам в рот? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)
Интересно, почему так происходит? Снег и дождь на вкус пресные, а вода в море соленая. А в некоторых морях она настолько соленая, что человеку в ней сложно утонуть.
Слайд оказывается секрет в круговороте воды в природе.
(Воспитатель показывает круговорот воды в природе на макете) Солнце нагревает поверхность воды в море, вода испаряется, поднимается в виде пара и собирается в облаках. Ветер перемещает облака туда-сюда, собирает их в дождевые тучи. Когда накапливается много пресной воды в тучах, она проливается дождем (снегом) на землю. Дождевая вода наполняет ручьи и реки, которые впадают в моря. Реки текут по земле и вбирают в себя различные частицы и соль земли. Но ее так мало, что мы ее на вкус не ощущаем. Солнце опять нагревает поверхность морей, пресная вода испаряется, а соль остается в морях.
Я знаю способ, как мы можем это явление проверить опытным путем.
Опыт №1 Свойства соли.
Взяли тарелочку с солью и описали ее свойства.
Цвет: белый
На вкус: солёная
Запах: без запаха
Состоит из кристаллов, сыпучая.
Имеет свойство скрипеть.
Соль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.
Опыт № 2 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 3. «Плавающее» яйцо
Для проведения опыта понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Поставили 2 стакана: с чистой водой и соленой водой.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт № 4 «Соль – чистящее средство»
Взяли грязную чашку, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.
Опыт № 5 Незамерзающая соль
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью.
Мы налили в два стакана воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.
Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.
Опыт № 6 Окрашивание соли
Для окрашивания соли использовали гуашь. Понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставил соль сохнуть.
На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.
Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.
Опыт № 7 Выращивание кристаллов соли
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Мы приготовили перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудили основу для будущего кристалла. Один конец нитки прикрепили к карандашу, уложил его на горлышко стакана, а другой конец опустили в раствор. Поставили стакан в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет.
Через несколько дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
Вывод: с помощью соли можно вырастить кристаллы.
Опыт № 8 Рисование с помощью соли
Для опыта нам понадобились: заранее окрашенная соль, бумага, клей ПВА, кисточка.
Рисуем изображение на листе бумаги. Покрываем клеем ПВА полностью детали рисунка, посыпаем цветной солью, ждем несколько минут и стряхиваем лишнюю соль.
Вывод: С рисованием цветной солью позволяет расширить творческие способности ребенка, развитием художественно – творческой активности детей, их фантазии и совершенствует мелкую моторику рук, дает колоссальный арт - терапевтический эффект.
- Заключение.
Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, дети поняли, что знают о ней мало.
Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!
Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему море соленое | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по исследовательскому деятельности в подготовительной
группе на тему «Почему море соленое»
Цель:
. узнать историю появления соли, определить её свойства, обосновать правомерность существования различных гипотез, провести свои опыты и наблюдения и выяснить, почему вода в море соленая?
• Воспитание познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать объекты, делать выводы.
• Учить использовать при обследовании объектов зрительные, слуховые, обонятельные анализаторы.
• Закрепить свойства воды.
• Активизировать речь детей.
•Обогащать словарный запас: море, морская, соль, соленая, прозрачная, чистая, теплая, холодная, ракушка, смешать, помешать, опыт.
Методы:
Сравнение – сравнить свойства соленой и пресной воды.
Эксперимент-провести опыты.
Анализ- проанализировать полученную информацию.
Материал и оборудование: стаканы с питьевой водой, соль, чайник, рукавицы, мнемотаблицы с разным состоянием воды для рассказов детей.
Ход занятия. Как образовалась морская вода? Ученые долгое время проводят опыты и пытаются выяснить, почему в море вода соленая. Есть несколько версий образования соленой морской воды. Мы рассмотрим одну из версий.
Все реки стремятся к морю. Они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свое движение к морю. Это происходит, потому что уровень морей и океанов ниже уровня суши. Путь воды всегда идет под уклон. Потому то все реки и текут к морю. Даже под землей подземные реки и ручьи пробивают себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые из них и уносят с собой частички разных солей. Подземный ручей ищет лазейку, чтобы вырваться на поверхность земли и попасть в речку, а оттуда в море. А потом солнце пригревает поверхность морской воды. Вода начинает испаряться. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где превращаются в облака и тучи. После чего дождем или снегом вода проливается на землю, где, попадая в землю становится подземными реками или ручьями. Затем подземные реки снова начинают бежать к морю, при этом снова и снова собирают за собой частички различных солей, хранящихся под землей. По пути они смешиваются с наземными реками и попадают в море. Таким образом моря получаются солеными. После чего морская вода снова испаряется и попадает на небо. И так вновь и вновь, до бесконечности. Это называется кругооборотом воды.
Интересные факты
- речная вода кажется довольно пресной, но она также содержит соль. Ее содержание в 70 раз меньше, чем в морской воде;
- в составе слезной жидкости тоже есть соль, чем объясняется их соленый вкус;
- минеральная вода - целебный напиток. Чем больше в воде разных солей, тем сильнее ее действие на организм. Лечебную воду применяют для профилактики или лечения различных видов болезней;
- на земле существует очень много морей и океанов. Все они соленые. Но каждое море по-своему соленое. Какое-то очень соленое, какое-то меньше. Самым соленым морем считается "Красное море". Самым несоленым морем является "Балтийское море";
- на земле существуют озера, вода в которых пресная. Но и среди озер есть такие, у которых вода соленая. Самым соленым озером считается "Мертвое море";
- морскую соль накапливают в соляных болотах. Это небольшие пруды, в которых морская вода испаряется от жарких солнечных лучей, оставляя соль, которую люди затем собирают.
- раствор соли может поднимать любые предметы на поверхность воды.
Легенды происхождения соленой воды
(дети заходят в зал, здороваются с гостями и разворачиваются к экрану)
Восп.: - Ребята, посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
- Правильно, мы будем говорить о воде. Королева Вода – самая важная персона на Земле. У меня есть карточки, которые помогут вам ответить на вопрос: почему ее так называют. (Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с набором букв. Детям предлагается составить слова из этих букв, чтобы узнать о каком агрегатном состоянии воды они будут говорить. Дети собирают слова: «вода», «снег», «пар», затем отвечают по очереди у мольберта.)
Первый ребенок отвечает, как человек использует воду.
Второй – для чего человеку нужна вода.
Третий – кому еще нужна вода.
Четвертый – вода – среда обитания
Пятый ребенок – для чего нужен снег людям.
Шестой – для чего нужен снег животным и растениям.
Седьмой – для чего нужен лед.
Восьмой – как человек использует лед.
Девятый ребенок – как человек использует пар в быту.
Десятый – что можно приготовить при помощи пара.
Одиннадцатый – как используют пар в медицине.
Двенадцатый – каким образом пар используется в заготовках на зиму
Восп. – А где мы можем увидеть воду в природе? (ответы детей)
Восп. – Правильно, в морях, океанах, колодцах, лужах т.д.
- А как же вода попадает на землю? (ответы детей)
Восп. – Правильно, в виде осадков из туч попадает на землю.
Дети приглашаются на игру-физминутку «Грустная тучка», затем возвращаются на свои места.
Восп. – Ребята, скажите мне, кто пробовал из вас капли дождя на вкус? Какие они: пресные или соленые? (ответы детей)
А снежинки вы ловили язычком? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)
А когда вы плавали в море, капли воды попадали вам в рот? Какие они на вкус: пресные или соленые? (ответы детей)
Интересно, почему так происходит? Снег и дождь на вкус пресные, а вода в море соленая. А в некоторых морях она настолько соленая, что человеку в ней сложно утонуть.
Слайд оказывается секрет в круговороте воды в природе.
(Воспитатель показывает круговорот воды в природе на макете) Солнце нагревает поверхность воды в море, вода испаряется, поднимается в виде пара и собирается в облаках. Ветер перемещает облака туда-сюда, собирает их в дождевые тучи. Когда накапливается много пресной воды в тучах, она проливается дождем (снегом) на землю. Дождевая вода наполняет ручьи и реки, которые впадают в моря. Реки текут по земле и вбирают в себя различные частицы и соль земли. Но ее так мало, что мы ее на вкус не ощущаем. Солнце опять нагревает поверхность морей, пресная вода испаряется, а соль остается в морях.
Я знаю способ, как мы можем это явление проверить опытным путем.
Опыт №1 Свойства соли.
Взяли тарелочку с солью и описали ее свойства.
Цвет: белый
На вкус: солёная
Запах: без запаха
Состоит из кристаллов, сыпучая.
Имеет свойство скрипеть.
Соль похожа на снег. Как и снег, она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее, то слышен хруст.
Опыт № 2 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 3. «Плавающее» яйцо
Для проведения опыта понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Поставили 2 стакана: с чистой водой и соленой водой.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт № 4 «Соль – чистящее средство»
Взяли грязную чашку, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.
Опыт № 5 Незамерзающая соль
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью.
Мы налили в два стакана воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.
Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.
Опыт № 6 Окрашивание соли
Для окрашивания соли использовали гуашь. Понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Поставил соль сохнуть.
На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета.
Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.
Опыт № 7 Выращивание кристаллов соли
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Мы приготовили перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудили основу для будущего кристалла. Один конец нитки прикрепили к карандашу, уложил его на горлышко стакана, а другой конец опустили в раствор. Поставили стакан в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет.
Через несколько дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
Вывод: с помощью соли можно вырастить кристаллы.
Опыт № 8 Рисование с помощью соли
Для опыта нам понадобились: заранее окрашенная соль, бумага, клей ПВА, кисточка.
Рисуем изображение на листе бумаги. Покрываем клеем ПВА полностью детали рисунка, посыпаем цветной солью, ждем несколько минут и стряхиваем лишнюю соль.
Вывод: С рисованием цветной солью позволяет расширить творческие способности ребенка, развитием художественно – творческой активности детей, их фантазии и совершенствует мелкую моторику рук, дает колоссальный арт - терапевтический эффект.
- Заключение.
Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, дети поняли, что знают о ней мало.
Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!
Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме " Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен? "
Тема: «Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен?»Интеграция с образовательными областями:«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Ху...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Почему небо голубое?»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Почему небо голубое?»Цель:сформировать представление детей о рассеивании света...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Почему мебель изготавливают из дерева".
На данном занятии дети выясняют почему мебель изготавливают в основном из дерева и определяют его свойства, посредством различных анализаторов....
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе "Волшебник магнит"
Опыты, дидактические игры, физкультминутки по теме "Магнит"...
Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Водица-Царица»
Конспект занятияпознавательно-исследовательская деятельностьв подготовительной группе«Водица-Царица»...
Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Почему надо чистить зубы?»
Цель: для чего нужны зубы и как за ними ухаживать.Задачи:- Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении.- Продолжать знакомить с правилами личной ...