Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исмайлова Алёна Валериевна

Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Масленица»

Автор: Борисова А.В.
Авторская разработка по познавательному развитию (ФЦКМ)

Тема: «Масленица»

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг, чтение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, беседа с детьми, разучивание песен, закличек, работа с родителями (пекут блины, изготовление кукол «Мартенички» символ дружбы.

Материал:

Обучающая презентация «Масленица».

Организация детей

Дети сидят на ковре в начале деятельности, в процессе (Слайд №1) перемещаются по группе и сидят за столом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я вам принесла угощение.

Отгадайте загадку и узнаете, что за угощение.

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце?

(Блин)

(Слайд №2)

А почему у нас сегодня на угощение блины?

Празднуем праздник Масленицы. (Слайд №3)

Я вам расскажу об истории праздника.

Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Масленица- это проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. На Масленицу часто ходят в гости к друг к другу. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов.

Первый день. Понедельник- встреча. (Слайд №4)

Первый день Масленицы получил название- встреча. В этот день начинали печь блины. В этот день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда дети шли кататься со снежных гор и петь заклички:

МасленицаМасленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Второй день- Заигрыш. (Слайд №5)

На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.

Третий день- Лакомка. (Слайд №6)

В тот день люди лакомились блинами, пирогами, сырниками. Люди шутили, рассказывали разные небылицы друг другу.

Четвертый день- Разгуляй. (Слайд №7)

В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Строили ледяные крепости, устраивали кулачные бои.

Давайте с вами тоже посоревнуемся в ловкости.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет

Пятый день- Тёщины посиделки. (Слайд №8)

Масленица – это еще и семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода.

Шестой день- Золовкины посиделки. (Слайд №9)

Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.

Мы сейчас поводим хоровод.

Весна, весна красная

Приди весна с радостью.

С радостью, радою

С великой милостью!

Со льном высоким

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Седьмой день- Прощенное воскресенье. (Слайд №10, 11)

Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:

- Ты прости меня, прости.

Все обиды отпусти.

Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы. Спасибо, что вы внимательно слушали. (Слайд №12).

А сейчас давайте попробуем понять и объяснить смысл пословиц и поговорок о Масленице.

1.«Без блина не Масленица»

2. «Не житьё, а Масленица.  Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали о Масленице? Что интересного вы запомнили?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация на тему «Масленица» 1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй масленица!!!

Слайд 3

Масленица-это проводы зимы и встреча весны. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.

Слайд 4

Понедельник- ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

Слайд 5

Вторник- ЗАИГРЫШ

Слайд 6

Среда-Лакомка В этот день люди лакомились блинами , пирогами , сырниками. Люди шутили , рассказывали разные небылицы друг другу .

Слайд 7

Четверг- Разгуляй. В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Строили ледяные крепости , устраивали кулачные бои.

Слайд 8

Пятница- Тёщины посиделки .

Слайд 9

Суббота- Золовкины посиделки.

Слайд 10

Воскресенье- Прощенное воскресенье . Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички , куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали: Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти.

Слайд 11

Сожжение чучела Масленицы. Пахнет солнцем и блинами- Нынче Масленица с нами , Станем чучело сжигать, Будем зиму провожать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"

Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Что лучше бумага и ткань?"

Конспект НОД по познавательному развитию "Что лучше бумага или ткань". Ход НОД....

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Приключение пузырика, потерявшего друзей"

Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной группе по позновательному развитию (ФЦКМ) с применением опытно- исследовательской деятельности....

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Подарок из Африки». для детей подготовительной к школе группы с ЗПР.

Цель: расширение и уточнение  представлений у детей  знаний о животных жарких стран, их образе жизни в окружающей среде....

Конспект ООД по познавательному развитию ФЦКМ для второй младшей группы «Насекомые (жук)»

Цель: ознакомление с внешними признаками жука, особеннос­тями его строения, окраски, питания; активное употребление лек­сики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грам­...