Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Масленица»
Автор: Борисова А.В.
Авторская разработка по познавательному развитию (ФЦКМ)
Тема: «Масленица»
Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи:
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг, чтение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, беседа с детьми, разучивание песен, закличек, работа с родителями (пекут блины, изготовление кукол «Мартенички» символ дружбы.
Материал:
Обучающая презентация «Масленица».
Организация детей
Дети сидят на ковре в начале деятельности, в процессе (Слайд №1) перемещаются по группе и сидят за столом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я вам принесла угощение.
Отгадайте загадку и узнаете, что за угощение.
Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце?
(Блин)
(Слайд №2)
А почему у нас сегодня на угощение блины?
Празднуем праздник Масленицы. (Слайд №3)
Я вам расскажу об истории праздника.
Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Масленица- это проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. На Масленицу часто ходят в гости к друг к другу. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определенных ритуалов.
Первый день. Понедельник- встреча. (Слайд №4)
Первый день Масленицы получил название- встреча. В этот день начинали печь блины. В этот день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда дети шли кататься со снежных гор и петь заклички:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Второй день- Заигрыш. (Слайд №5)
На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.
Третий день- Лакомка. (Слайд №6)
В тот день люди лакомились блинами, пирогами, сырниками. Люди шутили, рассказывали разные небылицы друг другу.
Четвертый день- Разгуляй. (Слайд №7)
В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Строили ледяные крепости, устраивали кулачные бои.
Давайте с вами тоже посоревнуемся в ловкости.
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет
Пятый день- Тёщины посиделки. (Слайд №8)
Масленица – это еще и семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода.
Шестой день- Золовкины посиделки. (Слайд №9)
Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.
Мы сейчас поводим хоровод.
Весна, весна красная
Приди весна с радостью.
С радостью, радою
С великой милостью!
Со льном высоким
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Седьмой день- Прощенное воскресенье. (Слайд №10, 11)
Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:
- Ты прости меня, прости.
Все обиды отпусти.
Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы. Спасибо, что вы внимательно слушали. (Слайд №12).
А сейчас давайте попробуем понять и объяснить смысл пословиц и поговорок о Масленице.
1.«Без блина не Масленица»
2. «Не житьё, а Масленица!». Понравилось вам наше занятие? Что нового вы сегодня узнали о Масленице? Что интересного вы запомнили?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему «Масленица» | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Масленица-это проводы зимы и встреча весны. Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.
Понедельник- ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ
Вторник- ЗАИГРЫШ
Среда-Лакомка В этот день люди лакомились блинами , пирогами , сырниками. Люди шутили , рассказывали разные небылицы друг другу .
Четверг- Разгуляй. В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Строили ледяные крепости , устраивали кулачные бои.
Пятница- Тёщины посиделки .
Суббота- Золовкины посиделки.
Воскресенье- Прощенное воскресенье . Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички , куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали: Ты прости меня, прости. Все обиды отпусти.
Сожжение чучела Масленицы. Пахнет солнцем и блинами- Нынче Масленица с нами , Станем чучело сжигать, Будем зиму провожать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"
Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Что лучше бумага и ткань?"
Конспект НОД по познавательному развитию "Что лучше бумага или ткань". Ход НОД....
Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Приключение пузырика, потерявшего друзей"
Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной группе по позновательному развитию (ФЦКМ) с применением опытно- исследовательской деятельности....
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Подарок из Африки». для детей подготовительной к школе группы с ЗПР.
Цель: расширение и уточнение представлений у детей знаний о животных жарких стран, их образе жизни в окружающей среде....
Конспект ООД по познавательному развитию ФЦКМ для второй младшей группы «Насекомые (жук)»
Цель: ознакомление с внешними признаками жука, особенностями его строения, окраски, питания; активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грам­...