КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Скворцова Лариса Викторовна

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Дикие животные готовятся к зиме».

Задачи:

·      создать условия для расширения представлений о сезонных  изменениях в жизни и физиологии диких  животных в осенний период;

· создать условия для побуждения детей к речевой активности, обогащению словаря,       развития связной, грамматически правильной речи;

·      способствовать развитию воображения, мышления, памяти;

·      способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками;

·      воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование: чемоданчик, инструменты «Доктор», костюм Доктора Айболита, аудиозаписи звуки: шум ветра, шелест листвы, жужжание пчел, журчание воды, изображения животных Африки, животных леса, мяч, большая доска, мольберт, магниты, таблица для пересказа по плану, общая морфологическая таблица ТРИЗ, карточки для рассказа «материал», «форма», «цвет», «звук», «способ передвижения», леденцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

«Дикие животные готовятся к зиме»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Дикие животные готовятся к зиме».

Задачи:

  • создать условия для расширения представлений о сезонных  изменениях в жизни и физиологии диких  животных в осенний период;

 создать условия для побуждения детей к речевой активности, обогащению словаря,       развития связной, грамматически правильной речи ;

  • способствовать развитию воображения, мышления, памяти;
  • способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование: чемоданчик, инструменты «Доктор», костюм Доктора Айболита, аудиозаписи звуки: шум ветра, шелест листвы, жужжание пчел, журчание воды, изображения животных Африки, животных леса, мяч, большая доска, мольберт, магниты, таблица для пересказа по плану, общая морфологическая таблица ТРИЗ, карточки для рассказа «материал», «форма», «цвет», «звук», «способ передвижения», леденцы.

Ход НОД:

1. Мотивация

Воспитатель: -Дети, что это? (находят чемоданчик)

- Что же это за чемоданчик? Интересно, что в нем лежит? Посмотрим?

-Что это? Расскажите ля чего они нужны?

Дети по очереди смотрят в чемоданчик и рассказывают, что видят и для чего нужны эти предметы.

Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом эти предметы? Как вы думаете, кому нужен этот чемоданчик? В какой сказке живет доктор?

Воспитатель: Правильно, «Доктор Айболит», а кто  написал ее? (Дети: К.И. Чуковский).

-А хотите, дети, эта сказка оживет?

Тогда закрывайте глаза,

От меня не отставайте

И за мною повторяйте:

Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.

Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.

Жу-жу-жу – сказку вам я расскажу.

Ом-ом-ом – в сказку мы сейчас войдем.

Глазки открываются, сказка начинается.

(Воспитатель вместе с детьми произносит слова, переодевается в доктора Айболита)

2. Основной этап

Айболит: Здравствуйте, грустные ребята!

Дети: Мы веселые ребята.

Айболит: Здравствуйте, злые ребята!

Дети: Мы добрые ребята.

Айболит: Здравствуйте, ленивые ребята!

Дети: Мы трудолюбивые ребята.

Айболит: Здравствуйте, недружные ребята!

Дети: Мы дружные ребята!

Айболит: Здравствуйте, незнайки!

Дети: Мы много всего знаем!

Айболит: Здравствуйте, здравствуйте, мои хорошие! Вы узнали меня?

Айболит: Правильно, я доктор Айболит. Вспомните, ребята, где я лечил животных? Правильно, в лесу. Посмотрите, как здесь красиво. Закройте глаза, расслабьтесь, дышите легко и спокойно.

Дыхательная гимнастика:

По лесу ходим тише, тише.

И легко, легко подышим.

Что вы слышите? (По очереди включаются следующие звуки: шум ветра, шелест листвы, жужжание пчел, журчание воды)

  • Д/и: «Кто лишний?»

На мольберте фигурки животных разных климатических поясов. Нужно выбрать обитателей Африки.

Айболит: Недавно я побывал в Африке, вылечил многих животных. Посмотрите и назовите каких животных я лечил?

Айболит: Молодцы! А что за животные остались на мольберте?

Дети: Эти животные живут в наших лесах. (заяц, белка, лиса, медведь)

Айболит: Совершенно верно. Эти животные живут у меня в лесу. Они совершенно здоровы и рады, что вы пришли к нам в гости, и приготовили для вас интересные игры и задания.

Айболит: С помощью мячика мы сейчас выберем, к какому животному мы идем:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Тот нам скажет,

К кому в гости мы пойдем.

Раз, два, три – говори!

(Ребенок, у которого остановился мячик, выбирает, к какому животному пойдем в гости. Не важно какое животное назовет ребенок, далее текст игры может изменятся в соответствии с конкретным выбранным животным.)

Айболит:                                               Дружно, весело шагай,

От меня не отставай.

По дорожке мы пойдем

И  к ……..(название животного)  попадем.

  • Д/и «Подсказки для животных» с лисой (или другим животным, которое назовет ребенок):

Айболит:                                                                   А теперь, друзья, внимание!

Подскажите  поскорей,

как подготовить к зиме всех зверей?.

- Чтобы быстро выполнить задание предлагаю разделиться на 2 группы и выбрать 2 животных, которым вы будете помогать. Дети делятся на 2 микрогруппы с помощью фишек разного цвета.

 Команды получают карточки с животными и задание.

- Ребята, вам нужно рассказать о своих животных по плану:

  1. Делает ли запасы на зиму? Какие именно?
  2. Впадает или нет в спячку?
  3. Меняет ли шубку к зиме?
  4. Накапливает ли жир?
  5. Наращивает или нет подшерсток?

 Каждая микрогруппа обсуждает и по очереди рассказывает о 2х  животных, с помощью таблицы на большой доске. Дети работают по морфотаблице (ТРИЗ), отмечая фишками-магнитами признак, характерный для животного:

http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/05/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B03.jpg

За каждый правильный ответ команда зарабатывает фишку.

Айболит: С помощью мячика выберем, к кому пойдем дальше:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Тот нам скажет,

К кому в гости мы пойдем.

Раз, два, три – говори!

  • Д/и  «Что было бы, если бы?» играем  с медведем(или другим животным, которое назовет ребенок) :

Айболит: Ребята, медведь предлагает вам пофантазировать и представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?

Дети. Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.

Айболит: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Дети. Ему трудно было бы спасаться от врагов.

Айболит: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Дети. Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.

Айболит:Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?

Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.

За каждый правильный ответ команда зарабатывает фишку

Айболит: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы! Снова с помощью мячика выберем к кому идти:

Ты катись веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам…

У кого веселый мячик,

Тот нам скажет,

К кому в гости мы пойдем.

Раз, два, три – говори!

  • Д/и «Один-много»  с зайцем (или другим животным, которое назовет ребенок):

Айболит: Ребята, заяц приглашает вас поиграть в игру «Один-много».

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

-Я буду называть одно животное, а вы много.

 Белка – белки – много белок.

Медведь – медведи – много медведей и т.д.

Айболит: Ребята много ли животных в лесу? Каких животных леса мы еще знаем?.

  • Д/и «Подарок Айболиту»:

 - Ребята, что-то очень я устал, а мне нужно навестить еще много больных зверей.

-Что же мне сделать, чтобы быстро до них добраться?

Выслушиваются ответы. Подвести, к ответу, что  Айболиту нужно подарить  машину.

- Работа вам, ребята, предстоит непростая, но вы умные и обязательно справитесь. Работаем в командах. Перед вами карточки, с помощью которых, вы сможете рассказать о своем подарке.

1) Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина. (Дети выбирают карточку из серии «материал»)

2) А теперь надо определить, какой формы она будет. (выбирают карточку из серии «форма»).

3) А какого цвета будет моя машина? ( выбирают карточку из серии «цвет»)

4) Интересно, как она будет двигаться? (выбирают карточку из серии «способ передвижения»)

5) А какие же звуки она будет издавать? (карточку из серии «звуки»)

Выслушиваются рассказы команд.

Айболит: Молодцы! Спасибо вам большое, ребята! Обе машины мне очень понравились, я думаю теперь я буду быстро добираться к заболевшим животным.

3. Оценочно-рефлексивный этап

Айболит:

- Ребята, напомните, что самого важного я должен рассказать диким животным, чтобы они были готовы к зимовью в лесу?

- Ребята, какая команда набрала большее количество фишек за правильные ответы?

Дети сами считают. Айболит хвалит и за каждую фишку дарит леденец.

Айболит:                     Очень рад за вас сегодня

А за встречу нашу замечательную

Я вас всех благодарю,

Свой подарок витаминный

На здоровье подарю! (леденцы)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Дикие животные. Создание макета «Лес».

Задачи:1.     Образовательные:·        Дать детям первоначальное представление о лесе, его обитателях.·...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Дикие животные. Создание макета «Лес»

Цель: Расширение представлений о лесе, его обитателях.Планируемые результаты:У детей расширятся представления о диких животных , месте их обитания, образе их жизни, характерных особенностях;Расширятся...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе "Дикие и домашние животные"

Цель занятия: формирование диалогической речи (умения связно отвечать на вопросы) посредством ИКТ, беседы и дидактических игрМатериалы и оборудование: интерактивная доска, конверт...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Цель: формирование представлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.Задачи: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, и готов...

Презентация по познавательному развитию для детей средней группы «Как животные готовятся к зиме»

Формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных....

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»

НОД интегрированного занятия по познавательному развитию ( ФЦКМ) в старшей группе. Тема: «Животные Севера»...