Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_izmeneniya_v_prirode.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Взаимосвязи в природе
подготовительная к школе группа
Лунева М.Д., воспитатель
ГБДОУ №46, 2016 год
Тема: «Взаимосвязи в природе»
Цель: учить различать объекты живой и неживой природы.
Задачи:
- развивать умение отличать живую природу от неживой;
- развивать логическое мышление;
- познакомить со связями между живой и неживой природы, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
- учить работать со сверстниками в команде, объединенных одной целью.
Материал к занятию:
- два круга (большой и маленький, которые скрепляются между собой)
- картинки живой и неживой природы
- игрушки, для показа экологической сказки
- карточки для составления экологических сказок
- аудиозапись «Звуки природы»
- палочка с двумя разноцветными концами для игры ТРИЗ
- мольберты, магниты, клей - карандаши
Методические приемы:
- игровой
- словесный
- наглядный
Предварительная работа:
- рассматривание энциклопедий
- беседы
Ход занятия
1 часть
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу разбросаны листья с разных деревьев, а под ними – следы животных и птиц.
-Ребята, видно Осень к нам в окно залетала и свой след оставила. Давайте соберем осенний букет, только берите листья, если вы знаете с каких они деревьев и их названия.
(Дети собирают листья, называя названия деревьев)
- Посмотрите, а под листьями чьи-то следы, вы их узнаете? (Дети называют знакомые следы – следы белки, медведя, лисы, волка, зайца)
-Среди следов один непохожий на след животного, как вы думаете, чей это след? (Птицы)
-Куда он ведет? (Дети на макете дерева видят сову). Ребята, видите, на дереве сидит сова, может она знает, что за переполох в лесу: «Совушка – сова, умная голова, подскажи нам, что случилось в лесу?»
- А вы вспомните, какое сейчас время года и сами все поймете.
( Ответы детей )
Воспитатель обобщает ответы : значит, вся природа готовится к встрече зимы.
- А что означает слово «природа»?
( Ответы детей, обобщая которые дети приходят к мнению, что природа делится на живую и неживую)
- А как отличить живую природу от неживой, что относится к живой и что к неживой природе?
( Высказывания детей)
Воспитатель обобщает предположения детей - все живые существа или организмы: дышат, питаются, развиваются или растут, приносят потомство и умирают. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды – знатоков живой природы, у которых будут отличительные зеленые фишки и знатоков неживой природы с фишками красного цвета. Команда с зелеными фишками выбирает картинки с изображением живой природы и наклеивает на маленький круг, а команда с красными фишками выбирает картинки с изображением неживой природы и наклеивает на большой круг.
Дети выполняют задания, по окончании проверяют правильность выполнения работы, стараются обосновать свой выбор.
- Ребята, а как вы думаете, могут ли эти 2 мирка существовать друг без друга?
(Предположения детей).
Воспитатель накладывает маленький круг на большой и скрепляет их так, чтобы можно было их вращать.
- Давайте проверим, например, чтобы существовали рыбы (живая природа), нужно, чтобы было море (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы? (Воспитатель вращает круги и ищет зависимость живой и неживой природы).
- Хотите я вам расскажу экологическую сказку про котенка, которую составить поможете мне вы сами.
2 часть
- Садитесь и слушайте: однажды природа изобрела маленького котенка (воспитатель показывает игрушечного котенка) и налюбоваться на него не могла, такой он был красивый, веселый, пушистый, озорной. Он прыгал, бегал, играл, веселился, но почему-то вскоре стал грустным, все время мяукал. «Что ему нужно?» - думала природа.
- Ребята, а вы бы смогли ему помочь, почему он загрустил, как вы думаете?
( Предположения детей , одно из которых – ему захотелось есть, т.к. он маленький, ему нужно молочка)
- Да, - продолжает воспитатель,- но где его взять, думала природа, нужно было придумать .. . (корову), но корова не давала молока, потому что ей нужна была…(зеленая трава), но трава не могла расти без…(земли), а чтобы трава была сочной, нужно, чтобы землю согревало солнце, поливал дождик, чтобы земля стала плодородной, ей нужны различные живые организмы: червячки, муравьишки. (Рассказывая сказку, воспитатель поочередно выставляет соответствующие игрушечные персонажи). Вот такая у нас получись сказка.
3 часть
- А вы хотите сами придумать и рассказать экологическую сказку?
Воспитатель предлагает детям, из команды знатоков живой природы (с зелеными фишками) составить сказку про птицу, а детям из команды знатоков неживой природы (с красными фишками) – про яблоко. Для работы предлагаются мольберты, магниты, карточки с изображением: а) – яблоко, дерево, человек, семечко, земля, солнце, тучки с дождиком, червячки и др. несоответствующие картинки, например дом, цветок; б) – птица, небо, зерна, солнце, дерево, земля, насекомые и другие несоответствующие картинки.
Дети выбирают нужные карточки и на мольбертах составляют экологическую цепочку, рассказывают получившиеся сказки.
4 часть
- Ребята, ка хорошо нам существовать вместе с живой и неживой природой. Я предлагаю вам сесть на полянку (ковер) и послушать звуки природы.
(Дети слушают аудиозапись «Звуки природы») Сколько прекрасного можно увидеть вокруг: любоваться красотой осеннего леса, летом – купаться, загорать, любоваться разноцветными цветами, наблюдать за насекомыми, а сколько удивительных минут доставляет нам общение с животными. Но все ли так прекрасно, надо ли быть осторожными при общении с природой, подстерегают ли нас там опасности? Давайте поиграем с вами в игру « Опасно – не опасно» (игра ТРИЗ , дети называют, что безопасно и где могут таиться опасности в природе).
Подведение итога занятия.
4 часть
- Пока мы открывали созвездия, впереди показалась какая-то планета , может даже неизвестная, как же нам определить, есть ли жизнь на этой планете?
(Предположения детей : одеть скафандр, выйти в открытый космос, взять грунт на пробу).
Воспитатель предлагает одеть воображаемые скафандры, взять емкости и совочки и принести необходимый для исследования материал.
- А теперь для исследования я приглашаю вас в космическую лабораторию. Давайте сначала выясним, какой экипаж принес больше исследуемого материала. Как это сделать? (Предположения детей – взять одинаковые мерки, пересыпать в одинаковые емкости и т.д.) Дети сравнивают количество, определяют, где больше, а где меньше. Далее воспитатель предлагает вооружиться лупами и рассмотреть, из чего состоит принесенный грунт (земля, глина, песок, камешки, стеклянные шарики ). Дети высказывают свои мнения, кто может жить на этой планете .
Воспитатель:
-Когда мы прилетим, вы обязательно нарисуйте, какие существа могут жить на этой планете. А пока наше путешествие подходит к концу, топливо в баке заканчивается и нам пора возвращаться на Землю .Займите свои места , начинаем обратный отсчет: 10 ,9 ,8 ,7,6 ,,5, 4., 3,2, ,1.
(Аудиозапись летящей ракеты )
-Вот мы и дома. Ребята, что вы расскажите своим друзьям о своем путешествии?
-Что вам больше всего понравилось?
-Кому вы подарите свое созвездие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) " Перелетные и зимующие птицы"
Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней, старшей и подготовительной группы (4 -7 лет). Данная беседа может быть полезна как воспитателям, ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) " Знакомство со школой"
Тема: "Школа. Учитель" Цель: Формирование положительного отношения к школе.Задачи:"Познавательное развитие"Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"
Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...
Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ в ясельной группе по теме: "Мебель".
Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ в группе раннего развития по теме: Мебель.Цель этого занятия способствовать усвоения обобщающего понятия мебель.Закреплять умение различать и на...
Конспект занятия ОО "Познавательное развитие( ФЦКМ) на тему «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий
Цель: закрепить знания детей о профессиях.Задачи:- Расширить познавательный интерес к профессиям;- Развивать интерес к выполнению разных заданий;-Воспитывать уважение к труду взрослых разных проф...