Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лунева Марина Джановна

Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izmeneniya_v_prirode.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга

           Взаимосвязи в природе

     

       подготовительная к школе группа

                                               

                                             Лунева М.Д.,  воспитатель                                        

ГБДОУ №46,  2016 год

                   Тема: «Взаимосвязи в природе»

Цель:  учить различать объекты живой и неживой природы.

Задачи:

  • развивать умение отличать живую природу  от неживой;
  • развивать логическое мышление;
  • познакомить со связями между живой и неживой природы, помочь увидеть,  какие связи существуют внутри живой природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
  • учить работать со сверстниками в команде, объединенных одной целью.

Материал к занятию:

  • два круга (большой и маленький, которые скрепляются между собой)
  • картинки живой и неживой природы
  • игрушки, для показа экологической сказки
  • карточки для составления экологических сказок
  • аудиозапись «Звуки природы»
  • палочка с двумя разноцветными концами для игры ТРИЗ
  • мольберты, магниты, клей - карандаши

Методические приемы:

  •  игровой
  •  словесный
  •  наглядный

Предварительная работа:

  • рассматривание энциклопедий
  • беседы

                         

Ход занятия

1 часть

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полу разбросаны листья с разных деревьев, а под ними – следы животных и птиц.

-Ребята, видно Осень к нам в окно залетала и свой след оставила. Давайте соберем осенний букет, только берите листья, если вы знаете с каких они деревьев и их названия.

 (Дети собирают листья, называя названия деревьев)

- Посмотрите, а под листьями чьи-то следы, вы их узнаете? (Дети называют знакомые следы – следы белки, медведя, лисы, волка, зайца)

-Среди следов один непохожий на след животного, как вы думаете, чей это след?               (Птицы)

-Куда он ведет? (Дети на макете дерева видят сову). Ребята, видите, на дереве сидит сова, может она знает, что за переполох в лесу: «Совушка – сова, умная голова, подскажи нам, что случилось в лесу?»

- А вы вспомните, какое сейчас время года и сами все поймете.

( Ответы детей )

Воспитатель обобщает ответы : значит, вся природа готовится к встрече зимы.

     - А что означает слово «природа»?

( Ответы детей, обобщая которые дети приходят к мнению, что природа делится на живую и неживую)

- А как отличить живую природу от неживой, что относится к живой и что к неживой природе?

( Высказывания детей)

Воспитатель обобщает предположения детей - все живые существа или организмы: дышат, питаются, развиваются или растут, приносят потомство и умирают. Я предлагаю вам разделиться на 2 команды – знатоков живой природы, у которых будут отличительные зеленые фишки и знатоков неживой природы с фишками красного цвета. Команда с зелеными фишками выбирает картинки с изображением живой природы и наклеивает на маленький круг, а команда с красными фишками выбирает картинки с изображением неживой природы и наклеивает на большой круг.

Дети выполняют задания, по окончании проверяют правильность выполнения работы, стараются обосновать свой выбор.

- Ребята, а как вы думаете, могут ли эти 2 мирка существовать друг без друга?

(Предположения детей).

Воспитатель накладывает маленький круг на большой и скрепляет их так, чтобы можно было их вращать.

- Давайте проверим, например, чтобы существовали рыбы (живая природа), нужно, чтобы было море (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы? (Воспитатель вращает круги и ищет зависимость живой и неживой природы).

- Хотите я вам расскажу экологическую сказку про котенка, которую составить поможете мне вы сами.        

2 часть

- Садитесь и слушайте: однажды природа изобрела маленького котенка (воспитатель показывает игрушечного котенка) и налюбоваться на него не могла, такой он был красивый, веселый, пушистый, озорной. Он прыгал, бегал, играл, веселился, но почему-то вскоре стал грустным, все время мяукал. «Что ему нужно?» - думала природа.

- Ребята, а вы бы смогли ему помочь, почему он загрустил, как вы думаете?

 ( Предположения детей , одно из которых – ему захотелось есть, т.к. он маленький, ему нужно молочка)

- Да, - продолжает воспитатель,- но где его взять, думала природа, нужно было придумать .. . (корову), но корова не давала молока, потому что  ей нужна была…(зеленая трава), но трава не могла расти без…(земли), а чтобы трава  была сочной, нужно, чтобы землю согревало солнце, поливал дождик, чтобы земля стала плодородной, ей нужны различные живые организмы: червячки, муравьишки.  (Рассказывая сказку, воспитатель поочередно выставляет соответствующие игрушечные персонажи). Вот такая у нас получись сказка.

 3 часть

- А вы хотите сами придумать и рассказать экологическую сказку?

Воспитатель предлагает детям, из команды знатоков живой природы (с зелеными фишками) составить сказку про птицу, а детям из команды знатоков неживой природы (с красными фишками) – про яблоко. Для работы предлагаются мольберты, магниты, карточки с изображением: а) – яблоко, дерево, человек, семечко, земля, солнце, тучки с дождиком, червячки и др. несоответствующие картинки, например дом, цветок; б) – птица, небо, зерна,  солнце, дерево, земля, насекомые и другие несоответствующие картинки.

   Дети выбирают нужные карточки и на мольбертах составляют экологическую цепочку, рассказывают  получившиеся сказки.

4 часть

- Ребята, ка хорошо нам существовать вместе с живой и неживой природой. Я предлагаю вам сесть на полянку (ковер) и послушать звуки природы.

(Дети слушают аудиозапись «Звуки природы») Сколько прекрасного можно увидеть вокруг: любоваться красотой осеннего леса, летом – купаться, загорать, любоваться разноцветными цветами, наблюдать за насекомыми, а сколько удивительных минут доставляет нам общение с животными. Но все ли так прекрасно, надо ли быть осторожными при общении с природой, подстерегают ли нас там опасности? Давайте поиграем с вами в игру « Опасно – не опасно» (игра ТРИЗ , дети называют, что безопасно и где могут таиться опасности в природе).

Подведение итога занятия.

 

4 часть

-  Пока мы открывали созвездия, впереди показалась какая-то планета , может даже неизвестная, как же нам определить, есть ли жизнь на этой планете?      

(Предположения детей : одеть скафандр, выйти в открытый космос, взять грунт на пробу).                                                              

Воспитатель предлагает одеть воображаемые скафандры, взять емкости и совочки и принести   необходимый для исследования материал.  

- А теперь для исследования я приглашаю  вас в космическую лабораторию. Давайте  сначала  выясним, какой экипаж  принес больше  исследуемого материала. Как это сделать?   (Предположения детей – взять одинаковые мерки, пересыпать в одинаковые емкости и т.д.)  Дети сравнивают количество, определяют, где больше, а где меньше. Далее воспитатель предлагает вооружиться лупами и рассмотреть, из чего состоит принесенный грунт  (земля, глина, песок, камешки, стеклянные шарики ).  Дети высказывают свои мнения, кто может жить на этой планете .

Воспитатель:

-Когда мы прилетим, вы обязательно нарисуйте, какие существа могут жить на этой планете. А пока наше путешествие подходит к концу, топливо в баке заканчивается и нам пора возвращаться на Землю  .Займите свои места , начинаем обратный отсчет: 10 ,9 ,8 ,7,6 ,,5, 4., 3,2, ,1.  

(Аудиозапись летящей ракеты )  

-Вот мы и дома. Ребята, что вы расскажите своим друзьям о своем путешествии?

-Что вам больше всего понравилось?

-Кому вы подарите свое созвездие?                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) " Перелетные и зимующие птицы"

Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней, старшей и подготовительной группы (4 -7 лет). Данная беседа может быть полезна как воспитателям, ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) " Знакомство со школой"

Тема: "Школа. Учитель" Цель: Формирование положительного отношения к школе.Задачи:"Познавательное развитие"Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общ...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"

Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ в ясельной группе по теме: "Мебель".

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ в группе раннего развития по теме: Мебель.Цель этого занятия способствовать усвоения обобщающего понятия мебель.Закреплять умение различать и на...

Конспект занятия ОО "Познавательное развитие( ФЦКМ) на тему «Мир профессий» с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий

Цель: закрепить знания детей о профессиях.Задачи:- Расширить познавательный интерес к профессиям;- Развивать интерес к выполнению разных заданий;-Воспитывать уважение к труду взрослых разных проф...