Беседа «Домашние животные. Кошки и собаки — друзья человека»
материал по окружающему миру (средняя группа)

КИЯЩЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Цель беседы:

познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;

развивать познавательную активность;

воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_dom_zhiv.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Домашние животные. Кошки и собаки — друзья человека»


Беседа «Домашние животные. Кошки и собаки — друзья человека»

Цель беседы:

познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;

развивать познавательную активность;

воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

Игра «Мозаика»

Воспитатель: Ребята, рассмотрите карточки, на которых изображены      части животного и сложите изображение данного животного.

Назовите животное, которое у вас на картинке.

Дети: У нас на картинке корова, коза, лошадь, курица, овечка.

Воспитатель: Какую пользу приносят эти животные человеку?

Дети: Корова даёт молоко, из которого получают сливки, творог, сметану.

Коза тоже даёт молоко, да ещё чудесный тёплый пух.

Лошадь помогает хозяину перевозить различные грузы.

Куры дают яйца, перья.

Овца даёт человеку шерсть. Из шерсти вяжут варежки, носки, шапки, свитера.

Воспитатель: Ребята как называют этих животных?

Дети: Этих животных называют домашними животными.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Эти животные живут рядом с человеком, у него домачеловек заботится о них.

Загадки:

1) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

2) Этот зверь живёт лишь дома. С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится… Угадали? Это (кот)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии?

Дети: Мы будем говорить о кошках и собаках.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о тех животных, которые живут рядом – в одном с нами доме, в нашем дворе. Разговор пойдёт о домашних животных – кошках и собаках. Мы выясним, как нужно относиться к домашним питомцам. Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животнымичеловек охотился на них, чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное. Родиной домашней кошки является АфрикаКошка – это обыкновенное домашнее животное, но с необыкновенными качествами. О некоторых из них я расскажу.

У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины: у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка правильно определяет расстояние до предмета. Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств -становятся усы. Благодаря ним, кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. И если добыча почувствует запах кошки, то кошка может остаться голодной. Послушайте случаи из жизни кошек.

Я вам расскажу историю о том, как кошки спасли лётчика. В годы Великой Отечественной войны советский лётчик-истребитель был сбит в воздушном бою с врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился он на территорию, захваченную фашистами. Кое-как, из последних сил добрался он до старой мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сначала подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки. Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери…. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться. Но это было ещё не всё. Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день партизаны забрали раненого. А когда собирались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасителями. В Лондоне кошки работали на почте, спасая газеты и письма от грызунов. За это им платили зарплату в виде вкусного обеда. Кошка хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это красивое, грациозное животное

Игра «Кот и мыши»

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось, кто-то мяукает. Кто же это?

ДетиКошка!

(Воспитатель достаёт маску кота, одевает на одного из детей).

Воспитатель: Вот наш котик, а вы мышки. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стуле.

Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут! Тише, мыши, кот идёт. Он вас всех подстережёт!

(Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.)

Котик мышек не нашёл, погулял, и спать пошёл.

Только котик засыпает, мышки пляску начинают.

(Звучит плясовая музыка, мышки пляшут)

Тише, мыши, кот идёт. Он вас всех подстережёт!

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы кошачий язык?

1. Кошка ласково мурлычет – что это означает?

Дети: Это означает, что у кошки хорошее настроение.

2. Кошка мяукает – что это значит?

ДетиКошка либо приветствует вас, либо что-то просит.

3. Кошка трётся об ноги – что это значит?

ДетиКошка говорит вам «спасибо», а может, что-то у вас просит.

Воспитатель: А ведь кошки и впрямь умеют говорить. Но их язык нам с вами не всегда понятен.

Послушайте народные приметы.

Кошка умывается - к гостям.

Кошка ищет, где теплее – жди холодов.

Если хотите узнать, какое место в доме самое уютное, проследите за своей кошкой.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать что-то интересное о своей кошке?

Дети: рассказывают о своих кошках.

Воспитатель: Послушайте внимательно правила ухода за кошкой.

1. Кошкам необходимо развивать когти, для этого можно использовать доску или сделать специальный валик на подставке.

2. Для ухода за шерстью используют гребни и щётки. Это хорошо влияет на самочувствие кошки, служит для массажа и дыхания кожи.

3. Посуда для еды и питья должна быть устойчивой и неглубокой. Посуду нужно регулярно мыть.

4. Взрослую кошку лучше кормить 2 – 3 раза в день. Котят надо кормить 6 раз в день.

Воспитатель: А теперь наш разговор о собаке.

Собака – верный помощник человека с древних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно. Первобытный человек жил в пещере и постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху и незнакомому звуку: не подкрадывается ли зверь, враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал верным другом человекаЧеловек приручил собаку сторожить дом – пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака - верный друг.

По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8 – 10 собак. Они перевозят различные грузы.

Собака облегчает тяжёлый труд чабана. Хорошо выдрессированный пёс по знаку чабана подгонит отставших животных, завернёт налево – направо отару овец, предупредит о незнакомце или звере.

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути.

Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших и выносят их из опасного места.

Собака помогает найти преступника по запаху.

Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за собакой?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает ответы детей)

1. Собаке следует выделить её территорию. Место должно содержаться в чистоте.

2. Нужно иметь плошку для воды и миску для корма. Миску собаки необходимо мыть после каждого кормления, плошку для воды – раз в день.

3. Необходимо иметь предметы ухода: расчёски, щётку, ошейник и поводок, для выгула – намордник.

Ребята, если вы когда-нибудь захотите завести кошку или собаку, сначала изучите правила содержания, кормления, ухода за животным.

Говорят, что о человеке можно судить по тому, как он относится к животным. Как вы это понимаете?

Дети: дают свои ответы

Воспитатель: К сожалению, нередко люди берут в дом питомца, а потом безжалостно выбрасывают его на улицу.

Стихотворение «Котёнок»

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали «кис»«кис».

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

Воспитатель: Грустное стихотворение. К сожалению, человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным. Плата за предательство человека– одичавшие и опасные своры собак. Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили. А теперь ответьте мне -

Что интересного узнали на занятии?

Чему оно научило вас?

Воспитатель: Ребята, а теперь, хочу предложить вам изобразить своего любимого животного на бумаге.

Подведем итоги рисунков о животных. Отметим лучшие. Выслушаем рассказы детей.

Тема: Ребенок и животные

Цель: сформировать у детей способность понимать состояние и поведение животных; познакомить детей с правилами безопасности при общении с животными.

1. Рассматривание кошки и собаки.

2. Разговоры о домашних животных, рассказы детей о них.

3. Рассматривание разных пород собак и кошек (плакаты).

4. Знакомство с повадками животных по книге Роуз Хилл «Мои любимцы» [34] и способами ухаживания за ними. Спросить у детей, как животные показывают нам, что они нас любят и им нравится у нас.

5. Чтение стихотворения Е. Благининой «Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко – тонко,

Он мяукал и дрожал,

Может быть его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост-трубой...

До чего хорош собой!

 Рассказ воспитателя о своем котенке

 Забота о собаке (принести косточек, ласково поговорить и т. д.)

 Загадки и приметы о животных

З а г а д к и

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Я и дом сторожу, и поклажу вожу,

Я и в холод, и в зной человеку служу.

(Собака)

Не говорит и не поет, а кто к

хозяину идет, она знать дает.

 (Собака)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)

Шерстка мягкая, да коготок остер. (Кошка)

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой. (Кот)

Вся лохматенькая, сама усатенькая, днем спит и сказки говорит,

а ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)

П р и м е т ы

Кошка клубком – на мороз.

Кошка лежит на спине – к теплу.

Собака катается – к дождю и снегу.

 Рассматривание иллюстрации в книге «Твоя безопасность» [4].

«Какую кошку нельзя гладить?»

 Чтение стихотворения Ю. Мориц «Огромный собачий секрет» [40]

 

Только от жизни собачей,

Только от жизни собачей,

Собака бывает кусачей!

Собака хватает зубами за пятку

Собака съедает

Гражданку Лошадку

И с ней гражданина Кота,

Когда проживает

Собака не в будке

Когда у нее завывает

В желудке,

И каждому ясно,

Что это собака –

Кру - у - у - глая сирота.

Никто не хватает

Зубами за пятку,

Никто не съедает

Гражданку Лошадку

И с ней гражданина Кота,

Когда у собаки

Есть будка и миска,

Ошейник, луна

И в желудке сосиска

И каждому ясно,

Что это собака –

Не круглая сирота!

 

Собака несчастная

Очень опасна,

Ведь ей не везет

В этой жизни

Ужасно,

Ужасно, как ей не везет!

Поэтому лает она,

Как собака.

И каждому ясно,

Что эта собака

Всех без разбору грызет!

Прекрасная собака,

Сидящая в будке!

У ней расцветают в душе

Незабудки,

В желудке играет кларнет!

Но шутки

С бродячей собакой бездомной

Опасны особенно

Полночью темной,

Вот самый собачий,

Вот самый огромный,

Огромный собачий секрет!

Собака бывает кусачей

Только от жизни собачей,

Только от жизни собачей,

Собака бывает кусачей!

Как можно помочь бездомным собакам и кошкам?

 Инсценирование рассказа в стихах А. Дмитриева «Бездомная кошка»

Однажды я встретил бездомную кошку:

– Как ваши дела?

– Ничего, понемножку.

– Я слышал, что вы тяжело заболели?

– Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

– Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой! Спешил я. Она отставать не хотела. И рядом со мною тихонечко пела. Наверно о том, что каждому нужен свой собственный дом.

 Разучивание песни «Пропала собака» (муз. В. Шаинского, слова А. Ламм)

 

Висит на заборе,

Колышется ветром,

Колышется ветром,

Бумажный листок.

Пропала собака!

Пропала собака!

Пропала собака

По кличке Дружок!

Щенок белоснежный,

Лишь рыжие пятна

Лишь рыжие пятна

И кисточкой хвост.

Он очень занятный,

Он очень занятный

Совсем еще глупый

Доверчивый пес.

А дождь забияка

Листочек закапал,

И буквы и строчки

Заплакали вдруг!

Найдите собаку!

Найдите собаку!

Вернись поскорее,

Мой маленький друг!

 Беседа «Наши соседи»

Задачи: сформировать у детей способность понимать состояние и поведение животных; познакомить детей с правилами безопасности при общении с ними.

Ход беседы:

Однажды три наших знакомых поросенка отправились на прогулку. Увидев возле дома незнакомую собачку Нуф-Нуф захотел ее погладить, но прежде он решил спросить разрешения у хозяина собачки. Хозяина не было. И Нуф-Нуф не решился ее погладить. Как вы думаете, почему? Правильно сделал Нуф-Нуф?

Ответы детей:

– Могут поцарапать и покусать.

– Может собачка быть больная. Можно заразиться.

Рассматривание иллюстраций из книги «Твоя безопасность» [4, 26].

– Что еще нельзя делать при общении с кошкой? С собакой?(Дразнить, мучить, трогать во время еды и сна, брать детенышей у взрослых животных, не убегать, не приближаться к большим собакам служебных пород – их учат бросаться на людей, подошедших близко, подходить к собаке, сидящей на привязи). После того, как погладили собаку или кошку, надо вымыть руки с мылом, потому что от кошек и собак людям передаются болезни – лишай, чесотка.

Если вдруг укусит собака, надо сказать родителям, чтобы они отвели к врачу, т. к. иногда после укуса может возникнуть болезнь - бешенство, от которой можно умереть.

Что можно делать при общении с животными? Погладить и приласкать домашнее животное. Играть с ними, гулять. Кормить бездомных кошек и собак. Гладить чужую собаку только с разрешения хозяина. Животных надо любить, не бросать, беречь.

Шуточное стихотворение А.А. Усачева «Если вы собрались в гости».

Если вы собрались в гости,

А собака – у ворот

Колбасы собаке бросьте

Или с сыром бутерброд.

Киньте ей сардельку в миску,

Можно свежую сосиску,

После парочки котлет

Предложите ей паштет.

Предложите псу тушенку,

Ножку курицы, печенку,

Наконец, кидайте фарш,

И в ворота – смело марш!

А собака зарычала -

Начинайте все с начала...

Стихи писал я ради шутки -

Не подходите близко к будке.

– Ребята, хотите послушать и отгадать загадку нашего знаменитого Стобеда.

– Эта загадка на 4-х ногах. Скажите, какая собака самая злая?

– Бульдог! - крикнул малыш.

         Овчарка! - крикнула девочка.

Обратиться к детям: «А вы как думаете?»

– Не угадали, – сказал Стобед, – самая злая собака та, которую вы разозлили! Вот послушайте, какой случай был. Шла однажды добрая старая собака по двору, а мальчик взял и замахнулся на нее палкой. «Надо защищаться», – решила собака. И цап - мальчика за ногу. Ему потом эту рану в больнице зашивали. Замахиваться на собак нельзя. От этого самая добрая собака разозлиться.

Итак, надо запомнить правила и соблюдать их.

 

 

Не приближайся к чужим собакам и кошкам,

они могут поцарапать и покусать.

Не убегай от собаки.

Не трогай собаку и кошку, когда они спят или едят.

После того, как ты погладил собаку или кошку,

обязательно вымой руки с мылом.

Если тебя укусила собака или кошка, сразу же расскажи

об этом родителям, чтобы они немедленно отвели тебя к врачу.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние животные. Кошка и Собака. Презентация.

Презентация по ознакомлению с окружающим. Тема - Домашние животные. Кошка и Собака. для младшей группы....

Конспект занятия по аппликации. Тема: Домашние животные (кошка и собака)

Конспект занятия по аппликации для детей подготовительная группы.Тема: Домашние животные (кошка и собака)....

Конспект занятия на тему "Кошки и собаки - друзья человека"

Занятие начинается с мотивационного момента - воспитатель предлагает детям участвовать в конкурсе рисунков. Дети поддерживают это предложение. Воспитатель загадывает детям загадки о домашних жвотных-о...

"Домашние животные- кошка и собака"

"Домашние животные- кошка и собака"...

План-конспект Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»Цель:·         познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;·...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему "Домашние животные ( кошка и собака )»

Продолжать учить детей в процессе наклеивания аппликации ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, слева, справа....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема «Домашние животные. Кошки и собаки – друзья человека»

Цель:познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных;развивать познавательную активность;воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого ...